Окончание смутного времени, централизация монетного двора, русско-шведские и русско-датские отношения – все это скрыто в истории простой копейки новой династии, взошедшей на царский трон в начале 17 века – династии Романовых.
Царь новой династии
В начале 1613 года, спустя два месяца обсуждений, придя к компромиссному варианту, Земский собор из 700 человек избрал на царствование Михаила Федоровича Романова, 16 лет от роду. Племянник последнего царя из династии Рюриковичей стал родоначальником новой царской династии.
Новому царю доставалась страна в разрухе после опустошения ее поляками, после периода Семибоярщины и ослабления государственного аппарата. К тому же, на роль царя тогда претендовали и польский царевич Владислав, и шведский принц Карл-Филипп, и малолетний сын Лжедмитрия II Иван, и даже английский король Яков Ι. Любая из кандидатур, придя она к власти, могла сильно изменить дальнейшую историю нашей страны.
В таких условиях у руля власти оказались остатки старого боярского рода, измученные долгим периодом ссылки в Ныроб (Северный Урал). Отец первого Романова, будущий патриарх Филарет, в ссылке потерял троих братьев и всех детей, кроме Михаила. Мать новопровозглашенного царя, инокиня Марфа, была в ужасе от такой перспективы, опасаясь продолжения бунтов, лишений и гонений, но рязанский архиепископ Феодорит сумел ее уговорить. Марфа дала благословение единственному оставшемуся в живых сыну Михаилу.
Казачьи требования
До прихода к власти династии Романовых в Российском государстве работало четыре денежных двора – в Москве, Великом Новгороде, Пскове и Твери. В период Великой Смуты Московский денежный двор захватили польско-литовские войска для выпуска собственных денежных средств. Новгород и Псков также были захвачены, Тверской уже не функционировал.
В 1612 году выплаты жалованья после освобождения страны от интервентов требовали служивые люди – казаки – за участие в объединенном ополчении. Казачество в то время представляло грозную и влиятельную силу, с которой правительство вынуждено было считаться.
Восстановленный в это время Ярославский денежный двор (в Ярославле базировалось Второе ополчение во главе с Мининым и Пожарским) не справлялся с объемами чеканки монет.
Прямых свидетельств о существовании временного Денежного двора в Ярославле до нас не дошло, но косвенные признаки есть – особенные копейки. На их лицевой стороне под ногами коня виден знак Московского двора о/М, а на обороте - имя Федора Ивановича. Однако по весу и общему виду они отличаются от продукции предыдущего периода. Вес таких монет колеблется от 0,4 до 0,64 грамма, общий вид неряшливый. И всё же назвать их поддельными специалисты не спешат. Ведь подобных монет находят достаточно много, а это означает, что имел место массовый выпуск. Вот эти-то монетки и принято считать первыми деньгами нового правительства, второпях отчеканенными для расплаты с казаками.
После стабилизации общеполитической ситуации к концу 1613 года в Москве возобновил работу денежный двор в Кремле. Его главой после восстановления стал Ефим Григорьевич Телепнев. Временные же дворы - Ярославский и Московский - закрыли, оборудование и мастера переехали в Кремль.
Остальные денежные дворы были неработоспособными. Новгородский денежный двор располагался в оккупированном шведами Новгороде. Псковский денежный двор еще не мог функционировать в полную силу после шведского нашествия. Так и вышло, что в 1613 г. денежное обеспечение обслуживал единственный Московский двор.
Четырехрублевая стопа
Копейка Михаила Федоровича (ярославский чекан)
В Ярославле и Москве с осени 1612 года перешли на чеканку монет по четырехрублевой стопе взамен трехрублевой. Правительство Михаила Федоровича установило новую монетную стопу, которая стала равняться 4.00 рублям, а после 1626 и 4.25. Вес одной серебряной копейки при этом составлял 0,51 грамма при пробе 960.
На реверсе монеты шла надпись «Царь и Великий князь Михаил Фёдорович Всея Руси», на аверсе расположено изображение всадника на коне и с копьем, а под ним указание денежного двора в разных вариантах – «МОС и КВА», «М», «ОС-МС» и монограмма «о/М».
Монеты по-прежнему изготавливали вручную из серебряной или медной проволоки, которую разделяли на одинаковые отрезки и потом расплющивали. На последнем этапе ручными чеканами – топорами – выбивали изображение. Вес копеек после 1618 года начал уменьшаться – началась «порча монеты».
Ярославский монетный двор, официально закрытый, между тем продолжал работать – на нем велась тайная чеканка монеты уменьшенного веса (до 0,42 грамма) разной пробы (от 960-й до 875-й) с указанием Московского денежного двора. До 1630-х годов Ярославский двор продолжал работу и приносил значительную прибыль в казну за счет расхождения между заявленной и действительной стоимостью.
Время правления Михаила Федоровича стало временем введения в оборот колоссального объема денежных средств. Сырья при этом не хватало, и на переплавку шли и монеты старой, трехрублевой стопы, и талеры рубежа XVI-XVII веков, а также применялись указанные выше ухищрения.
В 1617 году снова вступили в строй Новгородский и Псковский денежные дворы, чеканя монету по общему стандарту, хотя есть предположения, что Псковский двор работал и в 1612-13 годах, так как в кладах находят псковские копейки, тяготеющие по весу к четырехрублевой стопе, но окончательных выводов пока не сделано.
Монеты Михаила Фёдоровича первых выпусков в Новгороде отличаются наличием даты - 1617 в славянском обозначении – «Н/РКЕ». Последующие выпуски уже даты не содержат, только указание двора – «НОГ», «НГ». У псковских денег встречается обозначение «ПС».
Вес «официальных», московских копеек неуклонно уменьшался и к концу царствования Михаила Федоровича достиг 0,45 грамма. Изменения коснулись также и пробы – с 1626 года она совпадает с пробой талеров, которые шли на переплавку. В связи с этим обстоятельством сохранность монет после 26-го года намного ниже московских копеек начального этапа правления первого Романова.
Полушки и денги
На Московском денежном дворе также чеканились полушки и денги, не изменившие внешнего вида. На аверсе полушек размещалась надпись «Государь», а на реверсе - изображение птицы. На денгах по-прежнему чеканили всадника с мечом, в отличие от копейки, где он вооружён копьем.
Шведские «воровские» копейки и «корелки худые»
Ввиду того, что в обращении во время царствования Михаила Федоровича ходило много разных по происхождению монет, фальшивомонетчики вовсю пользовались всеобщей суматохой. Особенно известны шведские и датские подделки, отличающиеся большей легковесностью, отчеканенные из серебра очень низкого качества. Название «корелки», появившееся в Псковской летописи в 1636 году, связывают с городом Корела, расположенным у Ладожского озера. Фальшивки печатали и шведы, вывезшие из Новгорода целую артель мастеров «староста Нефедка с товарищи» и часть оборудования, в том числе и чеканы, которые были переделаны на имя Михаила Федоровича. Артель заставили выпускать поддельные копейки, а на требования российской стороны о возвращении мастеров обратно шведы никак не реагировали.
Деннинги – русско-датские копейки
В 1619 году правительство Михаила Федоровича после заключения Столбовского мира вынужденно пошло на разрешение чеканки копеек вне государственных денежных дворов. Чеканка началась в Дании, на копейках изображался датский король, но внешний вид монеты полностью имитировал русскую. Эти монеты, называемые «деннингами», должны были обслуживать население Лапландии, территории которой после достижения международных договоренностей делили между собой Россия, Дания и Швеция.
Местное население отказывалось использовать для сделок иностранные монеты, и датский король Христиан IV приказал выпустить монеты, похожие на привычные людям копейки. Деннинги делятся на два вида. Первый выполнен с применением техники пунсонов, не характерной для русских мастеров. На обороте расположена надпись либо на немецком языке, либо на «фантастическом русском». Вес колеблется от 0,48 до 0,49 грамма при высокой пробе металла. Второй, с таким же штемпелем и в той же технике, имеет низкое качество с гораздо меньшей пробой.
Вероятно, там же, на датских монетных дворах, вскоре началась и чеканка поддельной русской монеты с именами русских царей Бориса Федоровича, Дмитрия Ивановича, Василия Ивановича и Михаила Федоровича, но с характерной для датских мастеров техникой.