Коллекцией обычно называют набор однотипных предметов, обладающий внутренней целостностью и организованный по определённой системе на базе выбранного принципа. Корни любой из коллекций уходят в доисторическую эпоху, когда инстинкты подсказывали первобытным людям заниматься сбором и накоплением всего ценного, что может спасти их в трудные времена. Конечно же, современные коллекции абсолютно непохожи на своих древних предков, так как мотивы создания коллекций сейчас кардинально изменились. Поэтому нумизматическая коллекция хотя и рассматривается порой в качестве предмета инвестиций, однако целью её создания не является будущая трата монет по номиналу (или продажа по рыночной стоимости). Хорошая коллекция – это разговор её владельца с миром, где темой беседы становится нечто близкое и важное для её создателя. Как и разговор порой бывает косноязычным, так и не всякая коллекция понятна стороннему зрителю. Опытные нумизматы говорят, что вступающий на путь коллекционера монет человек проходит четыре этапа: накопительство, собирательство, непосредственно коллекционирование и чистая нумизматика. Мы остановимся на третьем этапе. Для начала изучим, когда появились коллекционеры монет и какими были их коллекции в различные эпохи. Затем разберём правила составления интересной коллекции. А в заключение приведём фрагменты тематической коллекции «Дети капитана Гранта», чтобы показать пример экспозиции, где монеты иллюстрируют трудное путешествие знакомых нам с детства героев.
Исторические аспекты коллекционирования монет
Коллекционирование монет появилось почти сразу с зарождением этого вида денег и распространения его по странам древнего мира. Кем же были самые первые коллекционеры денежных знаков? Ими становились те, в чьих руках скапливалось достаточное количество монет из различных регионов доступного мира. И кто-то из этих людей начинал ценить в монете не вес её золота или серебра, а необычное оформление. Какой-нибудь безвестный меняла, ежедневно встречающий в гавани корабли, уже через несколько лет мог обладать внушительным собранием монет, прибывших с чужеземными купцами и моряками из разных стран и городов древнего мира. И вот именно этот человек, чьего имени история не сохранила, и породил искорку интереса к накоплению и собиранию - тому, что от систематизированной подборки монет через века пришло к нумизматике.
Но обратимся к тем, кто удостоился упоминаний в исторических хрониках. Гай Светоний Транквилл, бывший личным секретарём императора Адриана и прославивший себя сборником «Жизнь двенадцати цезарей» («De vita Caesarum»), рассказывает в этой книге и об императоре Августе. По сведениям от Светония это вполне реальное историческое лицо питало страсть к собирательству старинных монет. Более того, Август стремился сделать коллекционирование монет популярным, для чего раздаривал друзьям не пригодившиеся его собранию экземпляры. О распространении коллекционирования в эпоху Древнего Рима свидетельствуют различные исторические находки. Найденный в Види (ныне район швейцарского города Лозанны) клад удивил археологов тем, что среди семи десятков римских золотых монет не оказалось схожих экземпляров одного и того же вида. То есть кто-то целенаправленно накапливал определённую подборку монет, желая в ней представить не количество позиций, а разнообразие типов. В эпоху господства римлян появились даже первые «новоделы» - копии ушедших из обращения монет, выпущенные официальными монетными дворами по заказу влиятельных лиц. Первым таким собранием можно считать серию монет от Августа до Северуса Александра, выпущенных Римским монетным двором в период правления Траяна Деция (249–251 гг.). Древние резчики тщательно копировали особенности оригиналов, ряду которых к тому моменту уже исполнилось три века. Этот пример вдохновил и Карла Великого, распорядившегося в 805 году отчеканить линейку монет с римскими мотивами в оформлении.
Первый расцвет коллекционирования монет историки относят к эпохе итальянского Возрождения, когда обширные монетные собрания перестали быть уделом исключительно правителей. Рукопись «Thesaurus magnus in medalis auri optimi», датируемая 1274 годом, рассказывает о коллекции древних монет, которую с разрешения высшего духовенства собрали монахи аббатства города Падуя (Италия). Наиболее известным лицом того времени, увлекавшимся коллекционированием денег, стал Франческо Петрарка, более знаменитый тремя сотнями сонетов, воспевавших Лауру – даму его сердца и предмет неземной любви. Однако сочинительство не помешало поэту составить коллекцию древних монет, имевшую не только художественное, но и научное значение. Первый расцвет коллекционирования привёл и к его первому закату. Повальное увлечение древними монетами вызвало большой спрос на них, тогда как предложение резко сократилось. Поэтому на протяжении 15-го и 16-го столетий собирательство монет получило прозвище «хобби королей», так как приобретать редкие экземпляры снова могли только правители и окружавшая их знать, располагавшая богатствами. Наряду с «новоделами», производившимися официальными монетными дворами, начали появляться и кустарные копии, сделанные специально для обмана коллекционеров.
17-е и 18-е столетие – это период качественного скачка в европейском коллекционировании. Предыдущими поколениями знати были составлены внушительные собрания денег минувших эпох и редких экземпляров современности. Владельцы коллекций чаще стали завещать коллекции не потомкам, а государству или конкретному музею, чтобы обессмертить этим даром своё имя (например, коллекция русских монет и медалей, собранная великим князем Георгием Михайловичем Романовым и восхищавшая нумизматов всего мира, была передана Государственному Русскому музею). Поступившие в фонды собрания тщательно разбирались экспертами и систематизировались, что привело уже к появлению нумизматики. Её основу составили на фундаментальные труды, описывающие как сами монеты, так и особенности их коллекционирования. На нумизматическом рынке благодаря находкам древних кладов появилось достаточное количество монет минувших лет. В популяризации коллекционирования сказался и общий возрастающий интерес к мировой истории. В отличие от многочисленных экспонатов, заключённых в музейных витринах, древнюю монетку можно было купить, прикоснувшись к временам Гая Юлия Цезаря или Саламинского сражения. А из подборки древних денег уже составляли подобие учебника истории, события которого описывали не информационные блоки, а монеты.
От узко-научных исследований к массовому коллекционированию монет мир перешёл в 19-м столетии. Для собирателей начали издавать каталоги и справочники, объясняющие особенности определённого типа монет и описывающие их разновидности. Усовершенствование чеканки превращало в произведения нумизматического искусства даже современные монеты. В большие города начали массово стекаться монеты, отчеканенные в колониях или далёких странах. Эта экзотика лишь подстёгивала растущий интерес к собирательству. На Британских островах, в континентальной Европе и Соединённых Штатах Америки появились общества, объединившие отдельных коллекционеров и нумизматов. Рост числа коллекционеров привёл к тому, что для них стали выходить периодические издания. Информация, содержащаяся в статьях, попадая на глаза человеку, ранее и не думавшему о коллекционировании, побуждала интерес составить собственную подборку монет. Каждый регион включался в нумизматику со своими нюансами. Например, на большинстве азиатских и африканских монет регулярного чекана долгое время не было сюжетных изображений, поэтому коллекционеры здесь появились существенно позже, чем в Европе или США.
Хотя в ХХ веке самым массовым увлечением считалась филателия, за эти сто лет нумизматика только укрепила свои позиции в качестве одного из самых популярных направлений коллекционирования. Развитие интернета, всеобщее замещение бумажной корреспонденции электронными письмами и угасание массового интереса к почтовым маркам в Европе и на территории постсоветских республик привёл к тому, что нумизматика теперь лидирует по числу коллекционеров. Нумизматические сайты, форумы и порталы поддерживают высокий интерес к монетам. А новости, так или иначе связанные с редкими позициями («Российский банк выкупает монеты 2003 года по 5000 рублей», «Не пропустите в сдаче 5 рублей 1999 года», «Юбилейные 10 рублей с гербом ЯНАО стоят больше десяти тысяч» и пр.), вовлекают в собирательство даже тех, кто раньше и не помышлял о монетах в качестве коллекционного материала. Если раньше монеты терпеливо добывались из сдачи или покупались на редких встречах коллекционеров, то теперь любую несложную позицию заказывают в Интернете в два клика.
Что составляет коллекцию?
Достаточно взглянуть на полный выпуск каталога Краузе, чтобы понять: невозможно собрать все монеты, выпущенные за историю человечества. Даже если поставить себе задачу собрать все монеты, выпущенные всеми странами мира за прошлый год, чаще всего и такая миссия окажется невыполнимой. Ведь среди прочих позиций может оказаться пятикилограммовая золотая монета Банка России, стоимость одного металла которой уже превышает 16 миллионов рублей, или раритет типа серебряной трёхрублёвки ПМР 2008 года «Суклейская дворовая собака», выпущенной официальным тиражом пять экземпляров.
Коллекция монет 1 и 2 рубля Российской Федерации с 1997 года (планшетный альбом)
Первая задача коллекционера монет – ограничить область будущей коллекции, чтобы можно было либо успешно завершить её, либо посильно дополнять ежегодно появляющимися позициями. Очень часто первой коллекцией становится подборка монет своей страны, позиции которой выстроены согласно дате выпуска. Это хронологическая коллекция, которую нумизматы кратко называют «погодовка».
И это не всегда стандартный лист альбома, заполненный ячейками. Иногда позиции, которые требуется включить в коллекцию, изначально продаются в блистерах или входят в состав неразъёмных наборов (извлекать из герметично запечатанного футляра монеты для размещения в альбоме – это низводить стоимость набора до цены отдельных его позиций).
Когда юбилейные монеты России не казались диковинкой, попадаясь на сдачу из оборота, достаточно большое число граждан откладывало их. Часть этих граждан даже обзавелась альбомами, в ячейки которых легли эти стальные или биметаллические десятирублёвки, а также памятно-оборотные монеты других номиналов. Так как чаще всего монеты раскладывались по порядку относительно отчеканенной на них даты, то перед нами ещё один образец хронологической коллекции, только составленной из памятных экземпляров, а не из монет регулярного чекана. Частным случаем является выделение какой-то определённой серии, в которую подбираются ежегодно выпускаемые монеты («Древние города России» или «Российская Федерация»). Этот срез можно определить и как хронологическую коллекцию (правда, усечённого вида), и назвать простейшей тематической подборкой, определённой названием серии. Очень интересный, но сложный по составлению тип хронологического собрания монет регулярного чекана – генеральная коллекция, в которую включены все известные каталожные разновидности обиходных монет, а по возможности – и пробная чеканка. Занимательным исследованием может стать специализированная коллекция, предметом которой становится единственная монета (или единственный монетный тип). Примером таких исследований станет экспозиция «Полный комплект разновидностей монеты 1 копейка 1937 года» или «Типовые браки на трёхкопеечном номинале СССР».
Но погодовкой (если это не полный комплект золотых или серебряных монет Российской империи) удивишь не всякого. Далёкому от нумизматики человеку не покажутся предметом гордости, чудом выловленные на сдачу рублёвые номиналы 2002 года, оказавшиеся в обороте из распотрошенных наборов. Его вряд ли поразят даже 5 копеек с датой «1999», поскольку их внешний вид ничем не отличается от горстки точно таких же пятаков, лежащих в вазочке со времён, когда они ещё участвовали в расчётах. Заинтересовать неподготовленного зрителя могут лишь монеты с интересным оформлением, который на регулярном чекане не встречается. И тогда в дело вступает сюжетное коллекционирование, когда монеты в подборке посвящены одной теме или определённым событиям. Простейшая из таких коллекций – мотивная. Это когда человек решает: «Я стану собирать все монеты с животными (космическими полётами, спортивными состязаниями и пр.)». С этого момента он откладывает в альбом лишь те монеты, которые соответствуют выбранной области: фауна, космос, олимпиады и др.
На самом деле при количестве выпускаемых сегодня монет различных стран мира мотивная коллекция тоже представляет собой безбрежный океан. Очень скоро монеты с животными уже не влезают в первый альбом, покупается второй, третий, четвёртый… И так до момента, когда наступает перенасыщение: монет становится так много, что сложно понять, какие уже есть, а какие ещё не куплены. Внимание размывается, и на поверку оказывается, что такая подборка ничем не отличается от обычного собирательства. А при отсутствии систематизации до коллекции ей ещё очень далеко. Вернуть интерес к процессу помогает сужение направления, то есть тематическая коллекция. Из практически безграничного количества монет с животными выбирается небольшая группа, соответствующая заданной теме. Здесь уже приемлемы различные варианты систематизации. Например, коллекция, связанная с животными, составляется из нескольких завершённых серий. Это могут быть комплектные серии, выпущенные Турцией, сюжетом которых стал животный мир этой страны. Это могут быть монеты разных стран СНГ, объединённые темой «Красная книга» от российского биметалла и серебра до выпусков Казахстана и Приднестровья.
Наиболее полно тему раскрывает узкая специализация. Темой может стать любой срез многочисленных памятных выпусков и юбилейных монет: «Животный мир Урала», «Русские писатели-классики», «Первый отряд лётчиков-космонавтов», «Зоогеографические области», «Творчество Ильи Репина». Достоинство такого узконаправленного выбора в том, что отпадает необходимость подстраиваться под большую серию или монеты конкретной страны. Эта коллекция способна объединить в своём составе монеты любых стран, металлов и размеров, если они помогают раскрыть тему. Но такая коллекция уже не будет эффектно смотреться в ячейках стандартного альбома. Ей понадобится специализированный альбом с возможностью размещения дополнительных вкладышей или подборка самостоятельно изготовленных планшетов. Такой тип коллекции можно превратить в документальную, экспозиция которой наряду с монетами представлена иными предметами: медалями и жетонами, знаками и значками, листовками и вырезками из газет, фотографиями и открытками, репродукциями и рисунками, а также всем, что сопутствует выбранной теме. При этом необходимо помнить, что во главе нумизматической коллекции всё же стоят монеты, которые не должны теряться на фоне другого материала.
Как оформить тематическую коллекцию?
Погодовка или комплект юбилейных серий без особых проблем размещается в ячейках стандартных альбомов. Однако даже подобные коллекции продавцы сейчас мотивируют размещать эффектно, предлагая на выбор различные планшетные альбомы с красочно оформленными страницами. При возможностях современной полиграфии не составляет труда изготовить листы для тематической коллекции самостоятельно, проявив максимум фантазии и создав экспозицию, второй которой не встретишь больше нигде. Но здесь надо помнить о простейших планах построения композиций. Достаточно вспомнить оформление музейных стендов или слайды хорошо подготовленной презентации. Лист тематической коллекции может содержать монеты разного цвета или размера. Но они должны восприниматься как единое целое, при этом гармонируя с выбранным фоном, заголовком и информационными надписями.
Монеты тематической коллекции могут распределяться по листу симметрично или несимметрично. Примером симметричного размещения служат стандартные листы планшетного альбома для одноразмерных монет 5 гривен Украины. Этому же принципу следует памятный набор Банка России 1996 года «300 лет российского флота». Несмотря на то, что в нём собраны монеты неодинакового размера, их размещение позволяет провести явную ось симметрии по вертикали между двумя столбцами. Поэтому никто не мешает создать свой планшет с симметричным размещением позиций коллекции по образцу альбомного листа, но придумать ему фон или обрамление самостоятельно.
И всё же асимметричное размещение предоставляет коллекционеру куда больше возможностей. Разброс элементов композиции не позволяет зрителю равнодушно пробегать планшет по диагонали и переходить к следующему. Асимметрия заставляет приглядеться и к фону, и к монетам, и к дополнительным элементам оформления. При этом надо соблюдать баланс. Не стоит стараться запихнуть на планшет максимальное количество монет, но и размещать по два-три экземпляра на большом поле следует лишь в исключительных ситуациях. Следует знать также о «лёгких» и «тяжёлых» цветах, при которых одни монеты станут выглядеть весомей других. Впрочем, и это можно обернуть в свою пользу. Если на планшете коллекции «Поэты российской империи» взять золотую монету с портретом Пушкина (например, 50 рублей 1999 года), а остальных поэтов представить светлыми монетами из медно-никеля и серебра, то данная композиция негласно проиллюстрирует крылатое выражение «Пушкин – солнце русской поэзии».
При объединении планшетов в альбом полезно будет снабдить его титульным листом, где крупно указано название в сопровождении поясняющей иллюстрации (возможно дополнить лист небольшим информационным блоком или ёмким эпиграфом по теме). Основное достоинство тематической коллекции не в количестве составляющих её позиций и не в наличии среди них раритета, а в яркости, глубине и необычности раскрытия заданной темы.
Пример оформления тематической коллекции
Оторвёмся от шаблонов, выпрыгнем из колеи и попробуем сразу создать нечто необычное, но понятное тому, кто будет рассматривать собранную нами коллекцию. Возьмём в качестве характерного примера коллекцию, иллюстрирующую путь яхты «Дункан», на которой герои Жюля Верна разыскивали капитана Гранта, следуя по 37-й параллели (если быть точным, 37°11' южной широты).
На первом листе сюжет только начинает разворачиваться. Поэтому, пока «Дункан» ещё не покинул Глазго, самое время познакомить тех, кто станет рассматривать нашу коллекцию в будущем, с монетной системой Великобритании. Бумажных фунтов стерлингов ещё не существует в природе. Одному фунту равен золотой соверен, но для нашей коллекции ограничимся лишь серебром и медью. На этом листе мы используем симметричное размещение монет, хотя сама композиция симметричной не является. Кроме карты Британских островов того периода приведены иллюстрации Эдуарда Риу, показывающие «Дункан» и плывущую по волнам бутылку (ещё не проглоченную рыбой-молотом). Монеты взяты 1864 года (когда «Дункан» отправился в путь) и 1865 года (когда он вернулся на родину вместо со спасёнными соотечественниками).
На втором листе показана первая часть плавания. Даты напоминают нам, что в самом конце августа путешественники проплыли мимо острова Мадейра и Канарских островов. 2 сентября яхта пересекла тропик Рака и вскоре добралась до Островов Зелёного Мыса (ныне Кабо-Верде). Принадлежность архипелагов демонстрируют монеты метрополий (Португалии и Испании). А вот для Мадейры чеканили и собственные монеты, поэтому лучше раздобыть представителя местной эмиссии. Размещение монет здесь асимметричное.
Покажем, как проиллюстрировать единственный пункт назначения. Сам по себе островок Амстердам ничем не примечателен (а в данное время даже не имеет постоянного населения). Но это французские владения. Поэтому над картой, куда вклинилась гравюра Эдуарда Риу с изображением «Дункана», размещена линейка с французскими монетами 1864 года. Для Франции это период Второй империи, когда на троне пребывал Наполеон III. Монетный ряд представлен номиналами от одного сантима до пяти франков.
Поиски капитана Гранта счастливо завершились на рифе Марии-Терезы (он же остров Табор на французских картах). На этом листе также присутствует новозеландский этап путешествия. Новая Зеландия в то время – колония Великобритании. Однако нехватка разменной монеты заставила чеканить с 1957 года её замену – токены, просуществовавшие несколько десятилетий. Нашу коллекцию мы проиллюстрируем токенами разных типов, датированных 1864 и 1865 гг. Сам остров Табор отметить посвящённой ему монетой невозможно. Местной эмиссии там никогда не было, да и сам остров вскоре исчез с карт, так как в более поздние времена его существование подтвердить не удалось. Поэтому финальную точку в данном случае мы поставим французской коллекционной монетой с портретом Жюля Верна, благодаря фантазии которого дети капитана Гранта сумели вернуть отца. До сих пор его произведения занимают второе место среди переводов мирового литературного рынка, пропустив вперёд лишь детективы Агаты Кристи.