Монетные дворы России заняты не только чеканкой рублей и копеек. Известные медальеры на протяжении нескольких последних веков в этих же стенах работают над созданием государственных наград. Невзирая на название, Московский монетный двор к чеканке денег подключился лишь через несколько десятилетий после основания, а его первой продукцией были медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Чуть позже здесь же начали делать ордена «Красная Звезда» и «Отечественная война» II степени. Эти работы предполагали использование эмали. На обиходных деньгах такую технологию применять нецелесообразно. Однако она способна существенно повысить красоту коллекционных монет. По достоинству оценить эмаль на российских монетах позволяет серия «Ювелирное искусство в России».
Уже вышедшие позиции серии
История русского ювелирного искусства
Исследователи спорят, когда же зародилось ювелирное дело на просторах, сейчас занимаемых нашей страной. Любители заглянуть в глубь веков отмечают, что самые ранние находки, которые можно отнести к ювелирным изделиям, датируются VIII веком. Другие соотносят создание мастерских с временем образования Древней Руси. К XI веку мастера достигли заметных высот в освоении эмалей и тонкой скани. Центрами ювелирного дела того времени называют Киев, Новгород и Владимиро-Суздальское княжество. Монголо-татарское нашествие разорило Русь, и развитие ювелирного дела почти прервалось. Возрождение мастерских началось только в XIV веке. С того времени в частную сокровищницу великих московских князей и царей стали поступать лучшие изделия русских умельцев. Впоследствии на базе накопленных сокровищ создали знаменитую Оружейную палату.
Медаль «Хлебников» из серии «Ювелиры России»
После преобразования Русского государства в Российскую империю местное ювелирное дело перешло на иной эволюционный уровень, ведь местные мастера перенимали опыт иностранных ювелиров, приглашённых на государственную службу. Количество перешло в качество уже в 19-м столетии, считающимся знаковым и весьма успешным для отечественных ювелиров. Именно тогда появились мастерские, чьи изделия приобрели мировую известность. Наиболее значимые личности того периода отчеканены в 2017 году на СПМД по заказу Гохрана в серии из семи памятных медалей «Ювелиры России».
С чего начиналась нумизматическая серия «Ювелирное искусство в России»
Несомненное достоинство серии – позиции в цветном исполнении с использованием технологий, более нигде на российских монетах пока не встречающихся. Хотя сами цветные монеты Банк России начал эмитировать ещё в 2008 году, но цвет там создавала тампопечать. Частичное золочение на серебряных монетах тоже нельзя назвать чем-то уникальным.
25 рублей 2014 года «450-летие со дня рождения Галилео Галилея» под различными углами обзора
Если говорить о стартовой точке, то в качестве неё логично взять 25 рублей 2014 года «450-летие со дня рождения Галилео Галилея» в специальном исполнении. Это действительно симбиоз нескольких технологий. Ведь кроме лазерного матирования, которое тогда ещё не стало привычным, и частичного золочения на реверсе применили заливку эмали и произвели инкрустацию разноцветных кристаллов.
Представители серии «Алмазный фонд России»
Прорывным стал 2016 год, когда вышли первые три выпуска серии «Алмазный фонд России». В каждом из них была позиция, чей фрагмент делали цветным уже не красками. Однако технологическое совершенство было продемонстрировано на цветной монете «Ювелирное искусство в России», где применили двуцветную эмаль. Как вспоминают в дизайнерском центре АО «Гознак», первоначально на реверсе предполагалось выполнить компоновку примечательных ювелирных изделий. Но потом решили посвятить монету в трёх версиях компании «Сазиков», первой продемонстрировавшей «русский стиль» миру высокого ювелирного искусства. В разработку пошла богатырская фигура, которую после обсуждений заменили на конную тройку.
Параметры монет серии «Ювелирное искусство в России»
Аверсы серебряных монет
- Сплав для чеканки: серебро 925-й пробы;
- Заявленный вес: 33,95 грамма (3 ₽) и 169 грамм (25 ₽);
- Масса драгоценного металла: 31,1 грамма (3 ₽) и 155,5 грамма (25 ₽);
- Диаметр: 39 мм (3 ₽) и 60 мм (25 ₽);
- Заявленная толщина: 3,3 мм (3 ₽) и 6,6 мм (25 ₽);
- Гурт: 300 рифлений (3 ₽) и 252 рифления (25 ₽);
- Качество: коллекционное (Proof);
- Монетный двор: СПМД.
Хотя одна из позиций декорирована эмалью, в каталогах по характеристикам для версий 25-рублёвок различий нет. И в обычном, и в специальном исполнении для этого номинала в базе Банка России указан одинаковый вес.
25 и 3 рубля 2016 года «Изделия ювелирной фирмы "Сазиковъ"»
Монеты в обычном исполнении
Хроники фирмы начинаются ещё при Екатерине II, когда в 1793 году крестьянский самородок Фёдор Ермолаевич Сазиков совместно с сыном приезжают в Москву, чтобы влиться в ряды серебряных дел мастеров. Успехи в ювелирном промысле позволили им войти в купеческое сословие. К моменту нашествия Наполеона на Россию мастерская уже превратилась в фабрику, при которой работал собственный магазин. Продвижению сопутствовало заграничное обучение внука основателя фирмы. Именно Игнатий Павлович Сазиков вывел компанию в первые ряды. Если торговцы, поставлявшие товары к императорскому двору на постоянной основе гордо звались «Поставщик Двора Его Императорского Величества», то Сазиков получил не менее почётный статус «Придворный фабрикант серебряных изделий». Большой ажиотаж изделия фирмы вызвали на Всемирных выставках, проходивших в Париже. В 1867 году Игнатия Павловича там удостоили не только золотой медали, но и ордена Почетного легиона, который до этого русским ювелирам не вручался. Тираж трёхрублёвой монеты составил 3000 штук, а пятиунцовая 25-рублёвка вышла в количестве 850 экземпляров.
25 рублей 2016 года «Изделия ювелирной фирмы "Сазиковъ"» в специальном исполнении
В литературе славу русской тройке воспел Николай Гоголь. Для малой скульптурной формы эта тема хорошо раскрыта в работах Евгения Лансере, который обращался к не раз. И самые знаменитые из его проектов в драгоценных металлах отлиты в фирме Сазикова. Достоинством этой монеты стала прокладка двухцветной эмали, где коричневый фрагмент олицетворяет искусство камнерезов, умеющих придать материалу максимальную красоту, а синий фон – это дань морозной русской зиме. Сквозь синюю эмаль просвечивает выполненный лазерным матированием деревенский пейзаж. Так решили отобразить на реверсе ещё одно творение Сазикова – чернильный прибор, перенесённый с зарисовки из древнего художественного альбома. Существует всего полторы сотни таких монет.
25 и 3 рубля 2019 года «Изделия ювелирной фирмы "Болин"»
Монеты в обычном исполнении
Лишь через три года у серии появился следующий выпуск. По дате основания ювелирный дом «Болин» на два года старше фирмы «Сазиков», но его история началась чуть раньше, когда в столицу Российской империи прибыл саксонский огранщик алмазов Кристоф-Андреас Рёмплер. Сделанные им бриллианты добыли мастеру титул придворного ювелира. И всё же мастерская едва ли добилась бы мировой известности, если бы не Готтлиб Эрнст Ян, унаследовавший её, и Карл Эдуард Болин. Вместе они организовали компанию «Болин и Ян» (Jahn & Bolin), заложившую фундамент для будущей славы. Если Карл Эдуард Болин властвует в ювелирном мире Санкт-Петербурга, то в Москве Генрих Конрад Болин вместе Джеймсом Стюартом Шэнксом открывают знаменитый «Английский магазин» («Shanks & Bolin, Magasin Anglais»). Для трёхрублёвки тираж оставили прежним (3000 шт.), а вот количество 25 рублей увеличили до полутора тысяч.
25 рублей 2019 года «Изделия ювелирной фирмы "Болин"» в специальном исполнении
В истории остались прелестные диадемы и тиары, сделанные по заказу российского императорского двора (одна из них даже хранится в коллекции, принадлежавшей английской королеве Елизавете II). Но для монеты выбран кувшин, созданный в 1890-е гг. по заказу ювелирного дома в мастерской Константина Эдуардовича Линке (клеймо «KL»). В этом изделии запечатлён высший стиль, когда хрусталь обнимает изящная серебряная отделка (в данном случае с растительными элементами). Оригинальный предмет имел хрусталь зеленоватого оттенка, что нам показывает изумрудная эмаль, выделяющая горлышко, торчащее из серебра. Выполненный лазерным матированием фон, поверх которого положена рубиновая эмаль, взят с других изделий фирмы. Здесь тираж составил тысячу монет.
25 и 3 рубля 2024 года «Корчик ювелирной фирмы "Фаберже"»
Монеты в обычном исполнении
Третий выпуск пришлось ждать ещё дольше. С первого взгляда и не понять, что его посвятили фирме «Фаберже», поставлявшей ювелирные изделия Императорскому двору России. Мы давали подробный обзор, где рассмотрели практически все известные пасхальные яйца Фаберже, которыми Николай II одаривал близких. На монетах выпуска главный план реверса занимает корчик – небольшой ковш, схожий с чаркой. Его название и вынесено на монетное поле вместо имени компании. Корчик входил в состав комплекта, изготовленного ювелирной фирмой к 300-летию дома Романовых на российском престоле. Но всё же на реверс уместилось и яйцо, переливы которого отлично переданы лазерным матированием. 3 рубля снова сохранили стандартный тираж, а пятиунцовка выпущена в количестве 500 монет.
25 рублей 2024 года «Корчик ювелирной фирмы "Фаберже"» в специальном исполнении
Куда завлекательнее смотрится серебряная 25-рублёвка в специальном исполнении. Зелёный фон создан эмалью, и тот же цвет создаёт впечатление, будто в монету вставлен реальный изумруд. Для пасхального яйца здесь применили не матирование, а световую интерференцию. При изменении угла обзора происходит преломление цвета, и участок «окрашивается» в иные тона, создавая переливчатое очарование. Поэтому и вензель последнего императора России на фоне радужного яйца смотрится иначе (его же мы заметим на корме корчика). Тираж цветной монеты такой же, как у её обычного аналога – 500 экземпляров.
Медаль «Экспериментальная лаборатория Гохрана» из серии «Ювелиры России»
План выпуска в обращение памятных и инвестиционных монет Банка России анонсирует продолжение серии «Алмазный фонд России» в 2025 году. Новая её позиция носит имя «Роза». Возможно, ей станет «Бриллиантовая роза» (мастер В. Николаев, ювелиры В. Николаев и Г. Алексахин), хранящаяся в Алмазном фонде и уже увековеченная на медали «Ювелиры России». Но ни на этот год, ни на следующий продолжение серии «Ювелирное искусство в России» не планируется (по крайней мере, на момент создания обзора таких данных в Плане ЦБ нет). Хочется надеяться, что эту серию не завершат тремя выпусками. Коллекционные российские монеты из серебра уже имеют свой список раритетов, которые достать невероятно трудно. И среди них цветной «Сазиковъ». Да и «Корчик» вполне может со временем войти в этот список. Можно долго перечислять известные мастерские и ювелирные дома, составившие славу мастерам, создававшим красоту из драгоценных металлов. Здесь сразу приходят на ум эмали в древнерусском стиле П.А. Овчинникова, а также чеканка и всё те же эмали И.П. Хлебникова. Если говорить о ХХ веке, то традиции ювелиров прошлого успешно продолжили «Ростовская финифть», а также Красносельская ювелирная фабрика и дагестанские мастера из села Кубачи. Вспоминая серию медалей «Ювелиры России», логично предположить, что на российских монетах когда-нибудь найдётся место и для Экспериментальной лаборатории Гохрана, ведь ей есть чем гордиться и помимо «Бриллиантовой розы».