«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе». (Матф. 6:19–20)
Наверное, нет на земле более известной монеты, нежели сребреник из Библейских сказаний. Тридцать сребреников – плата иудейских первосвященников Иуде Искариоту за предательство Иисуса Христа. История каноническая, всем известная. Однако, споры о том, что представляла эта монета продолжаются до сих пор.
В Новом Завете изложен сам факт передачи денег Иуде и сумма – 30 серебряных монет, но нет нигде конкретного указания что за монеты были взяты из храмовой кассы. Это могли быть и греческие драхмы, имевшие хождение на территории Иудеи, и тирские статеры (сикели, шекели). Большая часть учёных историков склоняется к версии, что предательство Христа было оплачено всё ж таки шекелями (или сикелями, как их тогда именовали). К этому их подвигла взаимосвязь библейских историй Нового и Ветхого заветов. В ветхозаветной книге «Исход» конкретно указана цена проданного раба за 30 сикелей. К тому же имелась конкретика – за эти деньги, которые Иуда вернул первосвященникам, была куплена земля для погребения странников Акелдама. 30 серебряных сикелей – достаточная сумма, для того, чтобы купить большой участок земли. О чём можно говорить уверенно, так это о римских динариях. Вот уж эти-то серебряные монеты никак не могли попасть в кассу Иерусалимского храма, откуда Иуда получил «деньги крови». Они не принимались в храме в качестве подношения Господу, считаясь не просто деньгами оккупантов, но и языческими, а потому для религиозных целей их следовало обменивать на иные деньги в лавках менял, коих в ту пору было великое множество.
В XVI в Европе появились необычные монеты, которые первое время принимали за подделку древнеиудейских шекелей. Однако вскоре выяснилось, что эти монеты отливались в Саксонии самом восточном германском городе – Гёрлице и с фальшивыми монетами не имели ничего общего.
В 1489 году там был воздвигнут архитектурный комплекс – подражание Гробу Господню в Иерусалиме. Служители комплекса в целях привлечения паломников наладили производство копий монет, за которые был продан на поругание Иисус Христос. Монеты отливались из различных сплавов. Чаще бронзы или олова. В коллекциях нумизматов имеются даже железные и свинцовые шекели.
Гёрлицкий шекель не идентичен оригинальному. Помимо того, что монета изготавливалась не из драгоценных металлов, она крупнее иудейского шекеля, древнееврейские буквы заменены средневековым шрифтом. Но текст надписей идентичен образцу: на аверсе, где вместо чаши изображена кадильница имеется надпись – шекель Йисраэль, на реверсе, где вместо цветка ааронового посоха лавровая ветвь - нанесена надпись «Святой Иерусалим». Над чашей изображался восходящий дым. Поэтому монеты зачастую называли «Монетами ладана».
Гурт в отличие от оригинального прямоугольного – заострённый, по форме напоминает наконечник копья.
Что любопытно, монета была популярна как в христианской, так и в иудейской среде. Члены еврейской общины Гёрлица, а в последствии и других восточноевропейских синагог в XVII – XVIII веках при рождении сына делали приношение в синагогу, покупая такого рода шекели.
Но широкого распространения монета не имела, в связи с чем зачастую её принимали за фальшивый античный шекель. Даже в XIX веке в экспертных кругах встречалось мнение, что эти монеты были дешёвой имитацией античных шекелей. Имеется письменное свидетельство о том, как известный французский дипломат, личный астролог французского короля, собиратель старинных манускриптов, нумизмат Вильгельм Постелл, в 30-е годы XVI столетия в одной еврейской общине приобрёл «антикварную монету» отдав за неё две золотых монеты. Впоследствии выяснилось, что это был гёрлицкий шекель, который не стоил и четвёртой части уплаченной суммы.
В России гёрлицкий шекель появился в начале XVI века. Один из «сребреников Иуды» привезли в Вологду купцы, вернувшиеся из Европы. Его выставили на всеобщее обозрение «в градской Дмитриевской, что в Наволоках, церкви». Несмотря на то, что этот предмет можно отнести к категории предосудительных для мировой истории, он всё же вызывал большой интерес как у российских православных, так и европейских христиан.
Монету изготавливали на протяжении четырёх веков, но в 30-е годы XX столетия с приходом к власти в Германии национал-социалистов её производство прекратили. Немцы стремились избавиться от иудейской символики, в том числе и от монет, на которых она присутствовала. После фашистской оккупации Европы, эта тенденция распространилась и на другие страны. Именно поэтому в настоящее время гёрлицкий шекель, выпущенный в большом количестве, встречается достаточно редко.
Несмотря на то, что псевдошекель никогда не являлся настоящей монетой, имевшей хождение в той или иной стране, нумизматы Европы относились к нему с большим почтением. Монета в различных версиях имелась во всех крупнейших нумизматических коллекциях. На протяжении веков Гёрлицкий шекель претерпевал различные изменения: менялась форма кадильни, оливковой ветви. На отдельных экземплярах вместо кадильни появлялись раковины и амфоры. Уже в 1727 году, как свидетельствуют летописи, в собрании раритетов Милича в Гёрлице имелись четыре разновидности монеты. Но самая большая коллекция гёрлицких шекелей, насчитывавшая 36 вариантов монеты, принадлежала немецкому коллекционеру Иоганну Буххайму. Большую их часть он приобрёл в музее кайзера Фридриха ещё в период Первой мировой войны. В 1945 году коллекция, тайно сохранённая в пору нацизма, была утрачена.
Самое интересное в истории с гёрлицким шекелем то, что он не мог являться прообразом сребреников, коими первосвященники рассчитались с Иудой за предательство Христа. Это установлено уже современными нумизматами. Гёрлицкие монахи за образец для подражания взяли монету не «времён оно», не периода пришествия Христа, а значительно более поздних лет. Прообразом Гёрлицкого шекеля послужили монеты римской провинции Иудея 66-70 гг. Но в те далёкие годы этого попросту не знали и несколько веков жили в неведении.