В год выпуска юбилейного рубля «В память 300-летия дома Романовых» чеканилась и линейка обиходных монет Российской империи. Не появилась лишь четверть копейки, в чеканке которой продолжался перерыв, а пятикопеечный номинал воплотили лишь в серебре.
Два варианта знака минцмейстера в составе гуртовой надписи
Но 1913 год коллекционерам российских монет интересен тем, что стал рубежным периодом, когда произошла смена управляющих золотыми и серебряными переделами (или, как чаще их называют нумизматы, минцмейстеров). Все монеты из драгоценных металлов того периода несли на себе знак минцмейстера – его инициалы. Для денег из высокопробного серебра они проставлялись на гурте, разделяя надпись «ЧИСТАГО СЕРЕБРА 2 ЗОЛОТНИКА 10,5 ДОЛЕЙ». В 1913 году там можно было увидеть два варианта знака: «(Э•Б)» и «(В•С)».
50 копеек 1913 года ЭБ
Полтинник Николая II 1913 г. (ЭБ)
- Металл: серебро 900-й пробы;
- Вес: 10 грамм;
- Вес металла: 9,00 грамм;
- Диаметр: 26,75 мм.
Инициалы «ЭБ» принадлежат Эликуму Ивановичу Бабаянцу, появившемуся на свет в 1867 году. Он принадлежит плеяде знаменитых выпускников Санкт-Петербургского горного института, которые сумели сделать успешную карьеру на службе в столичном монетном дворе. Большинство студентов, получив по окончании горный чин, получали направления в государственные предприятия, занимавшиеся горными промыслами, а также на фабрики и заводы, связанные с механикой и металлургией. На монетный двор отбирали лишь тех, кто сумел особо блеснуть знаниями и проявить себя на практике. Бабаянц поступил туда в 1894 году младшим помощником управляющего серебряным переделом. Впервые знак «ЭБ» появился на российских монетах в 1899 году, то есть всего за 5 лет Бабаянц дорос до уровня минцмейстера. Впрочем, в этом же году его сменил Феликс Залеман. Но Эликум Иванович возвращается к обязанностям управляющего золотыми и серебряными переделами, и в 1906 году буквы «ЭБ» вновь появляются на российских монетах из драгоценных металлов. Находилось время и для занятий горной инженерией, о чём свидетельствует «Сборник технических условий и инструкций, преподанных по Министерству путей сообщения на поставку материалов и изделий для железных дорог», появившийся под его редакцией в 1911 году. Тогда же Бабаянц проводит пробную чеканку монет нового поколения в рамках планируемого перехода с дорогостоящего серебра на дешёвый никель. Должность минцмейстера не стала последней ступенькой в карьерной лестнице Бабаянца: в 1914 году он уходит на повышение, став помощником начальника, а через три года возглавил монетный двор.
Кроме монет обычного качества монетный двор делал небольшой тираж по технологии полированного чекана. В это время уже практиковались выпуски наборов для коллекционеров. В красиво оформленных футлярах на богатой подложке покоилась линейка российского серебра с зеркальной поверхностью и матовым рельефом. Если рубли и полтины с датой «1913» известны в двух качествах чеканки, то низкопробное серебро с буквами «ЭБ» успели выпустить только в «Proof». За выпуск обиходной монеты стал отвечать теперь не Бабаянц, а его преемник.
50 копеек 1913 года ВС
Полтинник Николая II 1913 г. (ВС)
Освободившееся место занял Виктор Петрович Смирнов, также закончивший Санкт-Петербургский горный институт. Придя на монетный двор простым инженером в 1899 году, Смирнов успешно освоил различные этапы монетного производства, заслужено получив должность минцмейстера. Буквы «ВС» можно увидеть на большинстве российских серебряных монет периода 1913-1917 гг. (исключение составляют 10 и 15 копеек 1916 года, выпущенные в Японии монетным двором города Осака). Фалеристам Виктор Петрович знаком по монументальному труду «Описание русских медалей», в котором даны подробные сведения о сохранившихся штемпелях различных медалей, начиная с петровских времён. Комментарии Смирнова проливают свет на детали производства или установление авторства конкретного изделия.
Нумизматам эта работа будет интересна тем, что штемпели монет и медалей часто резали одни и те же гравёры, а изображения правителей, признанные удачными, переходили с медалей на монеты и наоборот. Возможно со временем Виктор Петрович и возглавил бы монетный двор, но случилась революция. Новая власть первоначально не видела смысла в чеканке монет, поэтому на базе монетного двора открыли медально-аффинажный завод. Кроме выпуска первых советских наград он занимался извлечением драгоценных металлов из различных отходов производства - «монетных соров». Специалисты по чеканке денег оказались не востребованы и попали в 1918 году под сокращение. В их числе оказался и Смирнов.
Кроме обиходных полтин инициалы «ВС» имеются и на 50 копейках 1913 года полированного чекана. Почему знаку минцмейстера придавали такую важность? Потому что за соответствие монеты весовым нормам, выдержку пробы металла и качество чеканки ответственность лежала на управляющем монетными переделами. Так что знак минцмейстера чем-то сродни подписи управляющего и кассира на бумажных деньгах России. Если полтины качества «Proof» редки с инициалами и Бабаянца, и Смирнова, то «смирновских» монет этого номинала для обращения успели начеканить значительно больше. Поэтому 50 копеек 1913 года с буквами «ЭБ» на гурте у коллекционеров ценится выше, чем с «ВС». Общий тираж данной полтины составил 6 420 017 штук.
Фальшивые 50 копеек 1913 года
Не только за изготовление, но даже за хранение современных фальшивых денег можно получить вполне реальный срок. Иное дело – монеты давно минувших эпох. Речь идёт не о современных копиях царских монет, встречающихся повсеместно, а именно об экземплярах, созданных в ущерб обращению. Существует достаточно много коллекционеров, составивших неплохие экспозиции из фальшивых монет. Выпущены и каталоги по данной тематике. Способы изготовления таких предметов различались, но большинство известных образцов выполнены литьём. Рассмотрим одну из технологий.
В Интернете можно отыскать снимки музейной экспозиции, в витрине которой мы видим пассатижи для подделки 50 копеек с датой «1913». Они найдены в засыпанном тайнике при разборке дома на железнодорожной станции Тинская Транссибирской магистрали (поселок Тинской Нижнеингашского района Красноярского края). Показана даже заготовка фальшивки после этапа литья. Как же создавали «монеты» при помощи этого инструмента? Из расплавленного воска, залитого в форму, делали «восковку» - своеобразную модель будущей монеты. В свою очередь застывшая «восковка» получала оболочку из гипса или керамической массы. В результате (после затвердевания оболочки) выходит «опока» - форма для литья, которую нагревают для удаления воска. В образовавшуюся полость «опоки» заливают расплавленный металлический сплав, в котором присутствует свинец или олово. Надо только проследить, чтобы форма заполнилась целиком. После остывания металла «опоку» разбивают, получая предмет серого цвета, напоминающий подлинную полтину. Для усиления сходства изделие зачищают и осторожно полируют. Иногда фальшивку пробовали реализовать прямо в таком виде, но чаще серебрили сверху. На некоторых экземплярах даже воспроизводили гуртовую надпись.
Коллекционеры, не интересующиеся подделками для обращения, могут составить всего из двух подлинных полтин 1913 года интересную мини-коллекцию. Конечно, в ней вряд ли появится хотя бы один «Proof» (цены на полированный чекан с буквами «ВС» превышают отметку в сотню тысяч, а «ЭБ» стоит ещё дороже). Но даже пара обычных монет вкупе с историей Эликума Бабаянца и Виктора Смирнова станет достойной экспозицией альбомного листа или даже настенного планшета с защитным стеклом.