В 1896 году просвещённый мир празднует возрождение древних спортивных состязаний: в Афинах проводятся I летние Олимпийские игры. Российских спортсменов среди участников нет. Из-за невыделенных средств команда не сформирована, хотя подготовка к Олимпиаде шла в Одессе, Киеве и Санкт-Петербурге. Несколько одесситов всё же отправляются в Афины, но застревают в Константинополе и возвращаются назад. Исключением стал Николай Риттер, сумевший из Киева добраться до Афин, хотя участие в соревнованиях по борьбе и стрелковому спорту он в итоге решил не принимать. Олимпийская атмосфера настолько захватила Рихтера, что он становится ярым пропагандистом участия России в последующих Олимпиадах. Зато Россия стремительно наращивает железнодорожные пути сообщения. Успешно осуществлена прокладка основного направления Закаспийской железной дороги, последним пунктом которой становится Красноводск. Министерство путей сообщения открывает Московское инженерное училище. 14 мая происходит знаковое событие для империи – в первопрестольной коронуют последнего императора России Николая II. В память о торжестве выпускают серебряный «коронационный рубль».
3 рубля 1997 года в честь векового юбилея реформы Витте
1896-й также можно назвать пиковым годом финансовой реформы под руководством Сергея Юльевича Витте. Курс кредитных билетов с 1896 года назначен 7 рублей 50 копеек за полуимпериал (5 рублей золотом). На монетном дворе идёт подготовка к выпуску золотых денег нового образца. В связи с этим чеканку медных общероссийских монет проводит стороннее предприятие (Бирмингемский монетный двор). Из серебра 500-й пробы в этот год не чеканятся 5 и 20 копеек, а тиражи 10 и 15 копеек снижены. Часть тиража монет из высокопробного серебра тоже решили разместить на зарубежном дворе, остановив выбор на Париже.
50 копеек 1896 года АГ
Чеканка Санкт-Петербурга
- Металл: серебро 900-й пробы;
- Вес: 10 грамм;
- Вес чистого металла: 9,00 грамм;
- Стандартная толщина: 2 мм;
- Диаметр: 26,75 мм.
На аверсе профиль Николая II, развёрнутый влево и обрамлённый сокращённым титулом, разбитым на две части: «Б.М. НИКОЛАЙ II ИМПЕРАТОР» и «И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОСС.». Оформление лицевой стороны разработано знаменитым медальером Антоном Фёдоровичем Васютинским. На реверсе мы увидим Государственный герб. Там же расположены номинал и дата выпуска. Обозначения в каталогах «50 копеек 1896 АГ-АГ» показывают нам знаки двух разных людей. Первый из них - Авенир Гиршевич Грилихес, создавший рисунок реверса общероссийских монет крупного достоинства и проставивший под задней ногой коня в гербе Москвы подтверждение своего авторства – две крохотные буковки «А» и «Г», видимые при сильном увеличении. Вторые «АГ» ищем в составе гуртовой надписи.
Казаков разделяет гуртовые надписи серебряных полтин 1896 года на два варианта: с точкой между буквами - «(А•Г)» и без неё - «(А Г)». На иллюстрации выше показан второй вариант. Знаком «АГ» на гурте метили золотые и серебряные монеты, выпущенные под надзором минцмейстера Аполлона Людвиговича Грасгофа (в штате монетного двора эта должность именовалась «управляющий монетными переделами»). Как и многие другие специалисты монетного двора Грасгоф – выпускник Института корпуса горных инженеров. На монетном дворе закрепился ещё со времён работы практикантом. Успехи молодого специалиста уверенно продвигали его вверх по карьерной лестнице. Отметим её основные ступени:
- 1868 год - помощник управляющего химической частью;
- 1869 год - помощник управляющего механической частью;
- 1878 год - управляющий медным переделом;
- 1883 год - исполняющий обязанности управляющего серебряным и золотым монетными переделами;
- 1886 год - управляющий серебряным и золотым монетными переделами.
Если бы знак минцмейстера проставлялся бы и на медных монетах (такое бывало в первой половине XIX века), то буквы «АГ» на младших номиналах монетного ряда России мы бы увидели ещё в 1878 году. Достаточно часто для минцмейстера следующей ступенью становилась должность начальника монетного двора. Однако в 1899 году Николай Павлович Фоллендорф уверенно руководит предприятием, поэтому Аполлон Людвигович с чином действительного статского советника выходит в отставку. Последние монеты с его знаком отчеканены в 1899 году.
Незначительная часть тиража изготовлено Монетным двором Санкт-Петербурга по технологии полированного чекана. Коллекционное качество, при котором поле монеты приобретает зеркальный блеск, а выступающие над ним элементы становятся матовыми, ценилось ещё в те времена. Сейчас же монеты полированного чекана порой вызывают на аукционах настоящий ажиотаж, невзирая на высокую ценовую планку. Показанный выше экземпляр продан в сентябре 2010 года на аукционе «Русский Нумизматический Дом» за 7 600 долларов США, что составляло тогда по курсу немногим менее четверти миллиона рублей. В.В. Уздеников в работе «Объём чеканки российских монет 1900-1917 гг.» сообщает, что общий тираж полтинников 1896 года, выпущенных в Санкт-Петербурге, составил 20 000 032 экземпляра. И это для российской столицы самый значительный годовой объём выпуска данного номинала за всё время правления Николая II, если смотреть по отчётной таблице Узденикова.
50 копеек 1896 года *
Чеканка Парижа
Парижскому двору предстоит выполнить грандиозный заказ. Одних полтин необходимо отчеканить чуть ли не 50 миллионов. Однако в 1896 году Париж делает упор на выпуск монеты достоинством 25 копеек, а процессы чеканки полтинников только ещё раскручиваются, поэтому за этот период по отчётным документам их выпущено всего 244 562 экземпляра.
Монетный двор обозначается в данном случае не буквами, а одиночной звездой. Относительно гуртовой надписи у неё прямое положение в отличие от двух звёзд Брюсселя, которые чеканили перевёрнутыми. Казаков и здесь выделяет два варианта гуртовой надписи, отличающиеся размером звезды. С датой «1896» Парижский монетный двор изготовил и полтинники полированного чекана.
50 копеек 1896 года (гладкий гурт)
Самой редкой разновидностью 50 копеек, датированных 1896 годом, будет не какой-либо из вариантов гуртовой надписи, а её отсутствие. Из-за схожести портретов санкт-петербургской и парижской чеканки установить, какой именно монетный двор выпустил эти раритеты, достаточно сложно. Доказательством тому разногласия мэтров нумизматики по данному вопросу. К примеру, в каталоге Казакова полтины без гуртовой надписи отнесены к тиражу Парижского двора, тогда как Биткин отмечает монеты с гладким гуртом в разделе, посвящённом Санкт-Петербургу.
И напоследок несколько слов о подделках в ущерб коллекционерам. Сейчас наивно читать рассуждения завсегдатаев нумизматических форумов в 2008 году, что николаевские полтины массовой чеканки никто не подделывает. Прошло чуть более десяти лет, а различные интернет-площадки открыто предлагают приобрести посеребрённые копии этой монеты. Того, кто часто держал в руках подлинники, эти изделия не обманут: слишком уж много отличий пока в мелких деталях. А вот новичкам следует быть осмотрительнее при покупке монеты с рук. Кроме придирчивого осмотра гурта, шрифт которого не должен вызывать подозрений, необходимо взвесить монету и проверить её диаметр и толщину. Любые существенные отклонения от стандартных значений – явный сигнал отказаться от покупки. А ещё лучше приобретать монеты только в тех местах, где заведомо не торгуют копиями.