Строительство определённых зданий и монументов неразрывно связано с историей и порой превращается в знаковое событие не только для места возведения, но и для страны в целом. С годами многие культурные объекты становятся государственным достоянием и признаются истинными шедеврами. Наша страна не стала исключением, у неё всегда находился повод для гордости. В октябре 1988 года Ленинградский монетный двор выпустил первые пятирублевки, посвященные архитектурным достижениям народов СССР. Среди запечатленных достопримечательностей памятник Петру Первому в Ленинграде, памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, а также Софийский собор в Киеве. Автором реверса первой монеты выступил А.В. Бакланов, двух последующих – А.Г. Мирошниченко.
Все они изготавливались из медно-никелевого сплава, их нормативная масса составила 19,8 г, диаметр – 35 мм, а толщина – 2,6 мм. Тираж каждой из них составил два миллиона, в том числе по 325 тысяч в качестве пруф-лайк (proof-like). На аверсе поместили государственный герб образца 1956 года. Под ним видна надпись «СССР», ниже номинал и дата. Реверс же представил панорамный вид на знаменитое сооружение. По окантовке отмечено его название и время постройки, а под самим изображением указан город. На гурте дважды повторяется надпись «5 рублей», разделенная двумя пятиконечными звездами. Теперь рассмотрим подробнее все эти экземпляры.
«Памятник Петру Первому»
На первой пятирублевке запечатлели памятник Петру Великому, расположенный в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. Впоследствии его прозвали «Медным всадником», благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина. В качестве скульптора Екатерина Вторая пригласила француза Этьена Мориса Фальконе. По задумке бронзовую статую должны были поместить на огромный постамент. Специально для этого недалеко от города нашли прозванный в народе гром-камень. Изначально он весил около двух тысяч тонн, из-за чего транспортировка стала довольно сложным мероприятием. Начавшиеся в сентябре 1769 года работы завершились только через год. Они включили в себя изъятие гранита из грунта (на том месте был образован пруд), передвижение его по специально сооруженной дороге к пристани и доставка на двух собранных Григорием Корчебниковым кораблях уже на площадь. Гипсовую модель памятника изготовили еще летом 1769 года, однако отлить саму фигуру долгое время не удавалось. Предприняв несколько безуспешных попыток, Фальконе в 1778 году покинул Россию и забрал с собой все чертежи, а также технические расчеты. Продолжать работу довелось уже отечественным мастерам, в частности Юрию Фельтону. Именно ему удалось завершить данный монумент.
В августе 1782 года памятник открыли, но без участия Фальконе. Масштабная постройка не оставила горожан равнодушными. В дальнейшем они стали слагать легенды, на основе которых возникли известные литературные и кинематографические произведения. На сегодняшний день каждый турист считает своим долгом увидеть «Медного всадника».
«Памятник «Памятник "Тысячелетие России"»
Следующим стал «Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. История создания монумента началась с объявления о сборе средств на его строительство в 1857 году, а спустя два года продолжилась уже конкурсом на лучший проект. В результате изготавливать стотонного гиганта выпало творческому трио, в который вошли художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.
Его возведение приурочили к юбилейной дате призвания варягов на Русь. Первой столицей государства на то время считался Новгород, поэтому по прошествии тысячелетия приняли решение установить его именно там. 8 сентября 1862 года в присутствии императора Александра Второго памятник торжественно открыли. Его общая высота составила 15,7 м, а диаметр постамента достиг 9 м. Выполнили монумент в форме огромного земного шара – державы, увенчанного фигурой ангела, который поддерживает крест. Рядом с ним видна женщина, стоящая на колене, которая олицетворяет Россию, принявшую православную веру. Вокруг сферичной фигуры размещено 17 статуй, обозначающих шесть важных периодов в развитии страны: создание государства русского (главная фигура князя Рюрика), принятие христианства (князь Владимир Святославич), объединение славянских княжеств против татаро-монгольского ига (князь Дмитрий Донской), основание самодержавного царства (Иван Третий), окончание Смутного времени (Михаил Федорович) и провозглашение Российской империи (Петр Первый). Под ними расположен фриз, на котором изображен горельеф со 109 государственными деятелями, внесшими неоценимый вклад в укрепление Отечества.
В годы ВОВ немецкие оккупанты попытались демонтировать монумент и вывезти его в Германию, однако завершить начатое так и не успели. Большая часть фигур была срезана, крест согнут в дугу, многие мелкие элементы бесследно исчезли. Несмотря на это уже к ноябрю 1944 года памятник отреставрировали. Окончательные ремонтные работы завершили только в 1995 году.
«Софийский собор»
Последней стала монета, посвященная Софийскому собору в Киеве. Предположительно, он был основан в 1037 году Ярославом Мудрым после победы над кочевниками. Несмотря на многочисленные перестройки и периоды запустения в нем удалось сохранить подлинные мозаики и фрески XI века общей площадью 260 м² и 3000 м² соответственно.
В 1240 году войска хана Батыя разграбили храм, после чего в нем пришлось производить ряд восстановительных работ. Однако служба там не велась еще около трех столетий. Утверждают, что именно в этом соборе покоятся останки русского богатыря Ильи Муромца. Такое предположение впервые высказано в 1594 году военным деятелем и путешественником Эрихом Лясотой. Современный облик храм приобрел уже в середине XVIII столетия, тогда его перестроили под стиль казацкого барокко. В советское время в нем организовали музейный комплекс, а с 1990 года внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.