Данный выпуск завершает серию, полный комплект которой состоит из 19-ти позиций. Глядя на монеты, может показаться, что перед нами продолжение серии «История русской авиации», так как четыре из пяти монет посвящены самолётам и их конструкторам. Роль авиации в Великой Отечественной войне невозможно преуменьшить. Число боевых вылетов фронтовой и дальней авиации за годы боевых действий превысило три миллиона. Совершено более 600 боевых таранов. Среди трижды Героев Советского Союза лётчики И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин. В составе серии уже имеются Пе-2 (герой кинокартины «Хроника пикирующего бомбардировщика») и У-2 (знаменитый «Небесный тихоход»).
Новый выпуск по характеристикам полностью совпадает с ранее отчеканенными памятно-оборотными монетами достоинством 25 рублей. Монеты чеканятся из мельхиора, имеют вес 10 грамм при диаметре 27 мм и толщине 2,3 мм. Гурт состоит из последовательности рифлений. На аверсе изображён Государственный герб, а также указаны наименование государства и банка-эмитента, номинал, дата выпуска и знак монетного двора (ММД). Тираж каждой позиции составил 1 000 000 экземпляров. Монет в специальном (цветном) оформлении Банк России в этой серии не выпускал.
25 рублей 2020 года «Конструктор оружия С.В. Ильюшин»
В центре реверса отчеканено рельефное изображение самолёта Ил-2. На монетном поле также есть наименование самолёта, указание его конструктора и название серии. Получивший прозвище «летающий танк» Ил-2 является одномоторным классическим монопланом. Он имеет низкорасположенное крыло. Двухстоечное шасси убирается во время полёта. Третьей опорной точкой служит небольшое хвостовое колесо. Боевая летопись Ил-2 начинается 25 июня 1941 года, когда два штурмовика атаковали механизированную колонну фашистов. Параллельно с ними разведывательный полёт осуществил ещё один Ил-2 другого подразделения. Созданию самолёта посвящена советская кинокартина «Особо важное задание», которой в 1981 году устроили Всесоюзную премьеру. В результате число её зрителей превысило 40 миллионов, и она стала лидером проката. Кроме того, Ил-2 можно увидеть в мультипликационном фильме «От винта».
Не менее легендарным, чем самолёт, стал и его создатель. Путь в авиацию Сергея Владимировича Ильюшина очень извилист. В молодости ему приходилось браться за различные работы от чистки сточных канав до покраски. Довелось даже в один сезон косить сено. Всё изменила армия. В часть, куда призвали Ильюшина, направили запрос на семь авиаработников. Оставив спокойное место писаря, Сергей Владимирович настойчиво просит отправить в составе набранной команды и его. Так он оказывается на Комендантском аэродроме Петербурга, где с низовых должностей поднимается до старшего моториста. Работа с самолётами позволила Ильюшину оценить достоинства и недостатки существующих аэропланов, и он загорелся желанием создать собственную летающую машину. Закончив Военно-воздушную Академию имени профессора Н. Е. Жуковского, Ильюшин за годы учёбы успевает сконструировать несколько планеров. Со временем возглавив ОКБ, Ильюшин конструирует не только уже известный нам Ил-2, но также бомбардировщик Ил-4. С 1943 года конструкторское бюро Ильюшина переводят на создание самолётов пассажирской авиации. До сих пор немногочисленные Ил-18, числящиеся в авиапарках нескольких стран, продолжают подниматься в небо.
25 рублей 2020 года «Конструктор оружия С.А. Лавочкин»
Следующий самолёт в составе серии - это истребитель Ла-5, представляющий из себя одноместный моноплан цельнодеревянной конструкции. Его шасси в полёте убирались. Кабина была закрытой. Первоначально крылатая машина называлась ЛаГГ-5, так как кроме Семёна Алексеевича Лавочкина в названии фигурировали руководитель проекта В.П. Горбунов (начальник конструкторского бюро) и конструктор М.И. Гудков. По результатам все трое получили звание «главный конструктор по самолётостроению». Первые серийные ЛаГГ-5 отправились на фронт летом 1942 года. Уступая немецким машинам по оснащённости различными приборами, Ла-5 по лётным качествам смотрелся с ними наравне. Главными достоинствами советской машины стали неприхотливость к взлётной полосе и простота технического обслуживания. Массированные боевые вылеты Ла-5 продолжались ровно год, после чего в лётных частях начали преобладать более поздние модификации Ла-5Ф, Ла-5ФН, а затем и Ла-7.
Семён Алексеевич начал дорогу в небо в МВТУ имени Н. Э. Баумана. Успешно защитив диплом по специальности инженера-аэромеханика, он первое время работает под началом французских специалистов, приглашённых в СССР для развития советской авиапромышленности. Пик его творческой работы над Ла-5 пришёлся на 1939-1940 гг. В послевоенные годы он возглавляет ОКБ в Химках, участвуя в создании реактивного истребителя Ла-15 и разработке сверхзвуковой крылатой ракеты «Буря». За многолетний вклад в авиапромышленность Семёна Алексеевича удостоили звания «Генеральный конструктор по самолётостроению».
1 рубль 2016 года «Ла-5»
В данном выпуске «Оружие Великой Победы» Ла-5 летит в иную сторону, чем остальная троица военных самолётов. Быть может, это объясняется тем, что точно такой же Ла-5 можно увидеть в составе серии «История русской авиации». Ему посвящён серебряный рубль 2016 года в специальном цветном оформлении.
25 рублей 2020 года «Конструктор оружия А.Н. Туполев»
Третья позиция выпуска посвящена высокоскоростному дневному фронтовому бомбардировщику Ту-2 (другие названия «АНТ-58» и самолёт «103»). Разработка началась в 1939 году, когда в программе подготовки к возможным военным действиям появляется пункт о создании дальнего пикирующего бомбардировщика. Первый полёт осуществлён в начале 1941 года, окончательная доработка производится в первые месяцы войны. Весна 1944 года стала точкой начала массового производства и отправки Ту-2 на фронт. По итогам войны можно сказать, что самолёт стал одним из лучших бомбардировщиков, зарекомендовавших себя на полях сражений.
Конструктор самолёта Андрей Николаевич Туполев прожил долгую и интересную жизнь. Во время обучения в Императорском Московском техническом училище Туполев более всего испытывает интерес к аэродинамике. В числе активистов участвует в постройке планера, на котором позже учится летать. В революционные годы работает в авиационном расчётном бюро, где занимается аэродинамическими трубами. Первым большим успехом становится цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1. В связи с арестом (1937 г.) работал в закрытом конструкторском бюро НКВД, впоследствии прозванным «Туполевская шарага», где и был сконструирован Ту-2. После освобождения в 1941 году курировал различные направления авиастроения. В послевоенные годы Туполевым созданы стратегический бомбардировщик Ту-4 и первый советский реактивный гражданский авиалайнер – Ту-104. Парк гражданской авиации долгие годы в большинстве состоял из Ту-134 и Ту-154. Вершиной творчества конструкторского бюро Туполева можно признать сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, также попавший в состав серии «История русской авиации».
25 рублей 2020 года «Конструктор оружия А.С. Яковлев»
Самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны считается одномоторный истребитель-бомбардировщик Як-9. Боевое крещение первые Як-9 получили в конце 1942 года во время советского контрнаступления под Сталинградом. Основным достоинством самолёта являлась его быстрая модификация под конкретные задачи. Число только основных модификаций превысило два десятка. Лётчики-асы в последние месяцы войны стремились заполучить Як-9Т, вооружённый 37-мм пушкой. Последние Як-9 сошли с конвейера уже после войны – перед началом 1949 года.
Александр Сергеевич Яковлев, под началом которого был создан Як-9, начал свой путь в авиацию со строительства авиамоделей в школьном кружке. В 18 лет он создаёт свой первый самолёт, которым стал планер АВФ-10, завоевавший премию на всесоюзных соревнованиях. После окончания Академии имени Н.Е. Жуковского, Александр Сергеевич на базе авиазавода № 39 становится организатором группы лёгкой авиации. С 1935 года занимает пост главного конструктора бюро Спецавиатреста Авиапрома. Перед войной получает должность заместителя наркома авиационной промышленности, а после войны назначается заместителем министра авиационной промышленности. Однако через несколько месяцев подаёт заявление лично Сталину с просьбой освободить от административной деятельности. Просьба удовлетворена, и Яковлев с головой уходит в создание новых самолётов, через десять лет получив должность Генерального конструктора ОКБ своего имени. Серия «История русской авиации» имеет в своём составе серебряный рубль с ещё одним военным детищем Яковлева – самолётом Як-3.
25 рублей 2020 года «Конструктор оружия М.Н. Логинов»
«Пошла царица полей в атаку, - сказал Горбунов. - Сейчас бог войны будет ей подпевать. И как бы в подтверждение его слов, со всех сторон ударили пушки различных калибров», - Валентин Катаев в повести «Сын полка» чётко обозначил важность огневой поддержки во время наступления пехоты. В заключении обзора попрощаемся с авиацией и обратим внимание на артиллерию. 45-мм противотанковая пушка образца 1937 года считается самым распространённым орудием, направленным на уничтожение вражеских бронемашин, в первый год боевых действий. Среди бойцов она ласково звалась «сорокапятка». Впоследствии замена «сорокапятки» на более мощную М-42 обусловлена усилением немецкой танковой брони. Однако до снятия её с производства, заводы успели собрать 37 354 «сорокапяток».
Конструктор орудия Михаил Николаевич Логинов начал трудовую деятельность на оружейном заводе учеником слесаря. На заводе после гражданской войны скопилось множество иностранных артиллерийских установок, и Логинов кропотливо изучал казавшиеся ему наиболее интересными. Последовательно закончив рабфак при МВТУ имени Н. Э. Баумана и Ленинградский механический институт, Михаил Николаевич отбывает на завод, где концентрируется на перспективном направлении – зенитной авиации. К 1937 году он уже руководит всеми конструкторскими работами предприятия. Организация Логиновым процессов по собственному методу сделала завод ведущим производителем артиллерийских установок, что было отмечено наградой - орденом Красной Звезды. К сожалению, Михаил Николаевич не успел увидеть действия «сорокапятки» на полях Великой Отечественной войны. Заболев туберкулёзом, он покинул мир в 1940 году. Однако созданные под его руководством орудия столь хорошо себя зарекомендовали, что в послевоенное время Логинов попадает в список создателей «оружия Победы». Так что появление его фамилии в одноименной серии монет Банка России вполне закономерно.