1897 год считается финальной точкой денежной реформы, проведённой под руководством Сергея Юльевича Витте, занимавшего тогда должность министра финансов. Впрочем, некоторые историки полагают, что именно тогда стартовал лишь её заключительный этап, продлившийся до 1899 года и зафиксировавший устойчивое положение всех финансовых нововведений. Среди прочих задач реформа сумела решить застарелую проблему необеспеченных бумажных денег России. Ведь с 1858 года кредитные билеты можно было обменять на золотые и серебряные монеты лишь теоретически. В действительности, бумагу меняли не по номиналу, а по плавающему рыночному курсу. Ядром новой денежной системы планировалось сделать золото. В 1896 году среднегодовой курс одного золотого рубля равнялся 150 копейкам бумажными деньгами. Следовательно, находящиеся на тот момент в обороте золотые пятирублёвки и десятирублёвки имели рыночную стоимость в полтора раза выше.
Сложившаяся разница с фактической стоимостью золота послужила причиной выпуска столь странных номиналов как 15 рублей (империал) и 7 рублей 50 копеек (полуимпериал), отчеканенных в 1897 году. Новый рубль формально похудел по отношению к старому (теперь он приравнивался к 0,774234 грамма чистого золота). Однако при этом кредитные билеты, которые раньше отказывались менять на серебро по номиналу, остались такими же кредитными билетами, но обеспеченными золотым фондом. Благодаря этому внутренние цены на товары и услуги остались на прежнем уровне. Для паритета бумаги и металла в обращение запустили золотые монеты на сумму 1095 миллионов рублей, что было лишь немногим меньше общей массы бумажных денег в 1121 миллион рублей. Правило, что сумма кредитных билетов не должна превышать более чем на 300 миллионов золотой запас Государственного банка, выполнялось неукоснительно вплоть до Первой мировой войны. Поэтому период золотого монометаллизма в России часто называют островком финансового благополучия.
1 рубль 1897 года АГ
Экземпляр с демонстрацией гурта
Разглядывая портрет Николая II на аверсе (а для монет с изображением правителя аверсом считают сторону с портретом), можно заметить, что черты последнего императора России отличаются от его же изображений на рублях двух предыдущих лет чеканки. Наблюдение будет верным, ведь на рублях с датой «1897» чеканят новый тип портрета. А вот технические характеристики монеты не изменились: нормативная масса – 20 грамм, вес чистого серебра – 18 грамм, диаметр – 33,65 мм, толщина стандартного экземпляра – 2,6 мм. Рубли, отчеканенные Санкт-Петербургским монетным двором, мы определяем по знаку минцмейстера в составе гуртовой надписи - (А•Г). На то время монетный двор возглавлял Николай Павлович Фоллендорф, а должность управляющего серебряным и золотым монетными переделами занимал Аполлон Людвигович Грасгоф. Именно его инициалы мы видим после надписи на гурте «ЧИСТАГО СЕРЕБРА 4 ЗОЛОТНИКА 21 ДОЛЯ».
Тираж рублей Санкт-Петербургского монетного двора составил 18 646 009 штук. Из общего количества малая часть выполнена по технологии полированного чекана. Её отличают зеркальное поле и матовый рельеф, что отлично видно по Государственному гербу на показанном выше экземпляре (подобные монеты при грейдинге маркируют префиксом «PF», что соответствует коллекционному качеству «Proof»). Привычное для современных монет качество чеканки на полированных заготовках отполированными штемпелями в те времена практиковалось нечасто. Но для кого же предназначались эти единичные экземпляры, если не для коллекционеров? Царские рубли полированного чекана выполняли роль донативной монеты. Их мог получить в подарок кто-то из близких императорской семье. Они вручались в качестве ценного сувенира иностранному послу или другому важному гостю зарубежной державы. Сейчас же за ними истово охотятся коллекционеры. В сентябре 2013 года показанную выше монету продали на аукционе Heritage за 11 750 американских долларов.
1 рубль 1897 года **
Монета брюссельской чеканки
Монетный двор Санкт-Петербурга продолжал испытывать трудности с выполнением запланированного объёма чеканки монет. Поэтому выпуск 25 копеек приостановлен. Полтины по прошлогоднему заказу продолжает чеканить только Парижский монетный двор (знак - одна звёздочка на гурте). А вот чеканку рублёвых монет теперь решили доверить и Брюсселю. Изображение императора на зарубежных рублях с датой «1897» в целом схоже с ранее разобранным типом портрета.
Гурт с двумя звёздочками
В качестве обозначения двора взяли пару пятиконечных звёзд. На иллюстрации видно, что они перевёрнуты относительно гуртовой надписи. Некоторые читатели могут удивиться, как же это в качестве знака выбрали перевёрнутую пентаграмму – символ Сатаны. Но эта графическая ассоциация появилась как раз в 1897 году, когда француз Станислас де Гуайта с подачи Элифаса Леви поместил её изображение в книге «Ключ к Чёрной магии». Под именем «Знак Бафомета» она стала известна намного позже: лишь в конце 60-х гг. 20-го столетия. Поэтому брюссельское серебро за демонические деньги никто не считал. Всего в Брюсселе отчеканили 26 миллионов российских рублей с датой «1897».
1 рубль 1897 года ^^
Брюссельский рубль с "птичками"
С Брюссельскими рублями связана одна интересная история, также относящаяся к знаку монетного двора. Иногда часть монет, изготовленных в Брюсселе, даже выделяют в отдельную разновидность. А началось всё с каталога, где напечатали следующую информацию.
Коллекционеры мигом ринулись проверять монеты и обнаружили немало «пробников» то с одной птичкой, то с двумя. Беда только, что птички на гурте имели разные очертания и выбирали для полёта различные направления. Маркировка предполагаемых пробников привела даже к «битве титанов» - спору нумизматических авторитетов Узденикова и Казакова. Один настаивал на первоначальном знаке в виде птиц: «Итак, приходится констатировать, что на Брюссельском монетном дворе, всё же был изготовлен специальный пуансон с изображением "птички"... Предлагавшиеся Брюсселем различные варианты такого обозначения, скорее всего, передавались на рассмотрение заказчику, причем для более объективной их оценки изготавливались небольшие партии монет... Об этом свидетельствует присутствие в русском денежном обращении небольшого количества рублевиков... ...встречается только на монетах, отчеканенных в 1897 году». Другой же утверждал, что «пробную партию» выделяли не только «птичками», но и звёздами, срезанными наполовину.
Энтузиасты-исследователи (например, Василий Капустин) провели тщательный анализ большого количества монет, предложив гипотезу, что в процессе чеканки звёзды постепенно утрачивали контуры, превращаясь в фигуру причудливых очертаний. Гипотезу подкрепляли фотографии, которые последовательно показывали всё увеличивавшуюся степень непрочекана лучей. Выше фрагменты гурта брюссельских рублей с различными вариантами знака. Классические «птички» изображены на верхнем экземпляре. Часть нумизматов согласилось, что «птичек» как самостоятельного знака не существует, другая часть придерживается прежнего мнения.
1 рубль 1897 года (без нижних планок)
И ещё один вариант брюссельского рубля, который хоть и не считается отдельной разновидностью, однако ещё недавно вокруг него шли горячие споры. Это монеты, где в слове «РУБЛЬ» буквы «Б» и «Ь» утратили нижние планки. Взяв за основу партию «пробников» российской меди, сделанных Берлинским монетным двором, на которых буквы надписей и цифры даты шли в обратном порядке, кто-то высказал мнение, что этот необычный рубль тоже имеет пробное происхождение.
Опроверг предположение лишь такой же тщательный анализ. Последовательность фотографий справа налево показывает, как истончаются нижние планки букв, постепенно исчезая. И всё же некоторые коллекционеры непременно желают иметь в экспозиции эту монету. Тем более, что в каталоге Казакова самым редким из всех николаевских рублей обозначался именно брюссельский без нижних планок в сочетании с «комбинированным» знаком монетного двора («звезда с птичкой»).
1 рубль 1897 года (гладкий гурт)
Так как монетный двор Брюсселя использовал при чеканке «медальную» ориентацию (соотношение аверса и реверса - 0º), рублей 1897 года с соосностью сторон 180º до сих пор не обнаружили. А вот экземпляры без гуртового оформления нумизматами найдены. Несмотря на то, что такие рубли периодически появляются на аукционных площадках, монету считают весьма редкой. Но, обнаружив у себя рубль с гладким гуртом, не спешите ликовать. Сначала надо убедиться, что перед вами не сточенный экземпляр. Простейший способ – поставьте монету на гурт и убедитесь в её устойчивости. Но это ещё не окончательный вердикт. Придётся отдавать монету на экспертизу, чтобы установить отсутствие ручного вмешательства. Цена экземпляров с экспертным заключением находится в диапазоне 120 000 – 300 000 рублей.
1 рубль 1897 года (двойной гурт)
Один из персонажей книги Е.В. Клюева «Между двух стульев» высказывает довольно необычное утверждение: «Если где-то есть и скачет Всадник без головы - надеюсь, Вы Майн Рида читали? - то совершенно естественно, что у одного из оставшихся в мире всадников будет две головы». Несмотря на абсурдность, оно удивительным образом сработало для изучаемого нами рубля. На иллюстрации выше мы видим двойную накатку гурта. Конечно же, перед нами монетный брак, который не удостоится отдельной каталожной позиции. Зато его владелец на одной монете получает оба варианта обозначения монетного двора Брюсселя: и две птички (смазанный вариант гуртовой надписи, которую экземпляр получил первоначально), и две звёздочки.