Загадка происхождения

Как неоднократно отмечалось в литературе, форма ятагана не уникальна и имеет целый ряд похожих предшественников, имеющих заточку с внутренней, вогнутой стороны. Вероятно, первыми вариантами такого оружия были вовсе не мечи, а боевые серпы. Также сходный функционал реза вогнутой стороной имел древнеегипетский хопеш, ставший символом Нового царства (1550 – 1069 годы до н. э.).

Хопеш. Примерно 1279 – 1213 гг. до н. э.

От шумеров в Древнюю Грецию и, далее, на Иберийский полуостров попал копис, или махайра. Его происхождение ведут от ножа, и предназначался он прежде всего для рубящих и режущих ударов. Это оружие также было распространено до нашей эры.

Однако турецкие авторы ищут корни ятагана в тюркской культуре, возводя эволюцию меча к гуннам. Мечи или ножи, имеющие отношение к так называемым «ордосским бронзам» и находкам в Западной Сибири, имели сходную с ятаганами геометрию и внутреннюю заточку, хотя и были короче.

Бронзовый нож. Сейминско-турбинский комплекс, Западная Сибирь

Вероятно, подобное оружие так или иначе имело хождение в разных частях света, но уступало по популярности другим региональным образцам. Попытки турецких авторов нарисовать непрерывную 4000-х или даже 5000-летнюю традицию «ятаганоподобных» клинков у тюрок наталкиваются на почти полное отсутствие «переходных» стальных вариантов в течении почти тысячи лет.

Появление ятагана датируют концом XV века. Оно связанно с легендой о полководце Осман Бее, имевшим прозвище Ятаган Баба. Осман Бей завоевал город в Малой Азии, дал ему свое имя, и остался там жить, занявшись производством оружия.

Копис (фальката) из музея в Мадриде (IV в. до н. э.)

В русскоязычном сегменте интернета прозвище ятаган переводят как «укладывающий спать вечным сном», где «укладывающий» – буквальный перевод, а остальное представляет смысловое дополнение. Можно пофантазировать, что турки и раньше бахвалились своим оружием подобным образом, но именем собственным эта похвальба стала только в XVI веке.

Сами же турки объясняют прозвище более прозаично, отмечая, что это турецкое слово происходит от глагола «ятмак (лежать)» и его истинное значение - «тот, кто обычно ложится». По легенде, Осман Бей любил полежать перед битвой, откуда и получил столь странное прозвище.

Турецкие ханджар и ятаган XVIII века. Сталь, серебро, рог, дерево, чеканка, резьба

Ятаган и находящийся рядом город Денизли на протяжении веков были центрами турецкой металлургии. Поэтому неудивительно, что производимые здесь клинки стали называть ятаганы. Но вопрос об оригинальном виде клинка этот факт не снимает.

Собственно, существует две основные версии появления ятагана. Романтическая легенда гласит, что султан запретил янычарам носить в мирное время сабли. И они стали обходить запрет, заказывая ножи большого размера. А уж практика применения определила их внешний вид.

Классический ятаган

По другой версии ятаган также трансформировался из ножа, но благодаря своему прикладному значению как вспомогательного орудия. В частности, отмечается удобство его использования в качестве мачете, а также для разделки туш животных и отрезания голов пленным.

Впрочем, обе эти версии предполагают, что ятаган существовал еще в XV веке, если не раньше. Проблема в том, что ятаганов ранее XVI века не сохранилось. Точнее, имеется только один.

Ятаган Баязида II

Старейший из известных специалистам ятаганов был изготовлен мастером Мустафой бин Камалем аль-Ашкери в конце XV века для султана Баязида II. Его лезвие имеет характерный для ятагана изгиб и внутреннюю заточку, но рукоять похожа на сабельную, только без гарды. На колпачке навершия рукояти есть отверстие под темляк.

Другой древний ятаган принадлежал султану Сулейману Великолепному, правившему с 1520 по 1566 год. Клинок датирован 1526-27 гг. На клинке сохранилась подпись мастера: «Ахмед Текелю».

Ятаган Сулеймана Великолепного, 1525 г.

Оружие имеет указание: «Ятаган Сулеймана Великолепного». Общая длина клинка с рукоятью 66 см. Клинок имеет легкий изгиб, при этом его кончик выгнут наружу. Внутренняя сторона клинка заточена. Ятаган богато украшен рельефной резьбой и золотой насечкой. Рукоять изготовлена из слоновой кости, но так называемых «ушей» не имеет.

Еще один ятаган таже принадлежал Сулейману Великолепному и изготовлен тем же мастером примерно в тоже время. Общая длина ятагана 59,3 см, и другая, но не менее богатая отделка. Судя по всему, оба ятагана Сулеймана не предназначались для боя.

Ятаган Сулеймана Великолепного, 1526 г. (?)

Ятаган Ахмада бин Xерсек Xана по внешним признакам и возрасту очень схож с ятаганами Сулеймана Великолепного. Вероятно, и он был сделан Ахмедом Текелю. Собственно, другие ятаганы XVI века неизвестны.

С XVII века сохранились различные ятаганы, которые уже можно атрибутировать янычарам. В частности, ятаганы с клинками разного типа, хранящиеся в Австрии, как трофеи осады Вены 1683 года. Пара «безухих» ятаганов, датируемых 1674 годом, хранятся в дрезденском музее.

Безухие ятаганы из дрезденского музея, датируемые 1674 г.

Другими словами, от ятагана Баязида II до появления ятаганов в войсках прошло около века. И их появление, судя по всему, связано не с боевой эффективностью, а с фантазией оружейников султана. Надо ли говорить, что подражание правителям – один из двигателей моды. Может в этом и есть отгадка происхождения знаменитого ятагана?

Особенности конструкции ятагана

Несмотря на то, что среди ятаганов существует большое разнообразие, есть признаки, по которым специалисты отделяют ятаган от других видов холодного оружия. Вероятно, первым таким признаком следует считать время появления (с XVI века) и регион распространения (Османская империя и сопредельные страны). Использование ятагана в европейских армиях в качестве штыка или любительское изготовление в XX веке – совсем другие истории.

Ятаганы с клинками разного типа, трофеи осады 1683 года из собрания венского музея (Австрия)

Ятаган состоит из однолезвийного клинка с заметным изгибом вниз и рукояти, состоящей из двух плашек, прикрепленных на хвостовик, причем конец рукояти расширяется и часто имеет форму больших ушей. Крепление плашек чаще всего осуществляется с помощью заклепок.

Длина клинка варьируется от 45 до 80 см, иногда снова изгибаясь вверх к самому концу. Клинок, чаще одинаковый по ширине на всю длину, имеет обратную заточку. Зачастую конец ятагана заточен с обеих сторон. В то время как задняя часть лезвия изготовлялась кузнецами из более мягкой стали, острая кромка делалась из твердой закаленной стали для долговечности.

Ятаган с рукоятью и ножнами оправленными чеканным серебром. Левант, конец XVIII - начало XIX века

Длина рукояти – 15-20 см. Вес ятагана – около 800 грамм, в ряде источников называется цифра до 950 грамм. Отмечается, что наличие «ушей» на рукояти способствует более уверенному удержанию оружия при рубящем ударе.

Изгиб клинка и его обратная заточка, как отмечают исследователи, делали ятаган эффективным для рубяще-режущего удара, а острый конец, практически параллельный рукояти, позволял наносить и колющие удары.

Турецкий ятаган

Ятаган не имел гарды, поэтому глубоко погружался в ножны, которые делались из кожи или дерева. В XIX веке можно было встретить и совсем дешевые ножны из текстиля. Небольшой размер позволял носить ятаган не только на перевязи, но и просто за поясом, что было предпочтительней при наличии на перевязи сабли.

Несмотря на разнообразие, выделяют несколько региональных разновидностей ятаганов. Наиболее популярные мастерские по изготовлению оружия находились в Стамбуле. Стамбульский тип ятагана – явление довольно условное, ввиду большого числа вариаций. Роднит их только клеймо производителей.

Ятаган из Малой Азии

Примерно та же ситуация с ятаганами из районов Малой Азии. Они очень разнообразны, встречаются даже экземпляры с оригинальной Т-образной рукоятью. Поэтому выделить какие-то особые признаки малоазийских ятаганов затруднительно.

Ятаганы из Восточной Анатолии более узнаваемы. Они обычно имеют «уши» совсем небольшого размера, по форме напоминающие навершия рукоятей кавказских шашек. Форма клинка у них почти прямая, мало изогнутая, а сам клинок небольшого размера – 50-60 см.

Балканский ятаган

Балканские ятаганы, напротив, имеют весьма крупные «уши». Причем уши бывают как округлые, так и угловатые, почти прямоугольные по форме. Изгиб клинка здесь более выражен.

Боевое применение

Надо сказать, что ятаган никогда не был основным оружием янычар. Его вес около 800 грамм и небольшая длина в 60-70 см не казались достаточными для серьезного боя. Более того, пока не найдено ни текстовых, ни изобразительных источников, указывающих на то, что ятаганы применялись в бою ранее конца XVIII века.

Зейбек Ятаган с Т-образным навершием

Судя по изображениям этого периода, ятаганы использовались как часть парадного костюма. Относительно широкое распространение в качестве боевого оружия ятаган получил уже ближе к 2-й половине XIX века. В ходе балканских войн он использовался преимущественно в среде башибузуков, в каком-то смысле заменявших янычар.

Попадая в качестве трофеев к казакам, сербским ополченцам и другим иррегулярным формированием, ятаган и там пользовался определенной популярностью. Причем в ряде регионов ятаган резко «вырос» в длину, став вполне сопоставим с обычной европейской пехотной саблей.

Анатолийский ятаган

Парадоксально, что уставным оружием ятаган стал только в европейских армиях, где в XIX веке использовался как штык-нож. Эксперименты с принятием на вооружение ятаганов проводились в шведской армии. В турецкой же армии ятаган всегда оставался частью личного вспомогательного или престижного снаряжения пехоты.

И если ятаганы XVII – XVIII веков выглядели как элитное оружие, часто делались из дамасской стали и имели зонную закалку, то подобное оружие XIX века чаще изготовлялось из низкосортного железа, хотя и продолжало украшаться.

Ятаганы XIX века

Будучи оружием индивидуальным, ятаган никогда не имел четких стандартов по форме, длине и весу. Один из известных признаков ятагана – «уши» – стал появляться на оружии только в конце XVII века.

Само разнообразие бытующих форм и размеров ятагана развенчивает миф о его ужасающей боевой эффективности. Он совершенно не годился для всадника, а для янычар всегда был вспомогательным оружием, годным для прогулок «налегке» или резни мирного населения.

Ятаган (вверху) и килидж из дворца-музея Топкапы, Императорской оружейной палаты

https://en.wikipedia.org/wiki/Yatagan#/media/File:Imperial_Armoury_Topkapi_Istanbul_(19).JPG

Такое оружие могло пригодится и для фехтования в паре с саблей, но вряд ли изгиб или обратная заточка ятагана имели решающее значение и позволяли в чем-то превосходить обычные для Востока изогнутые или прямые кинжалы.

Тоже самое касается «ушей» на рукояти. Сам по себе подобный упор для руки действительно необходим. Но его форма ненамного лучше колец или шаров, использовавшихся на рукоятях мечей и сабель. Развитые «уши» следует воспринимать не как этап в эволюции оружия к все более эффективному, а как влияние моды.

Балканский ятаган 1790 г.

Действительно, чем больше «уши», тем они более заметны окружающим, тем больший простор для украшения они дают изготовителям. Удобство здесь уходит на второй план, а престиж и узнаваемость оружия – выходят на первый.

Чтобы понять, откуда растут «уши» надо не только проследить сходство рукояти ятагана с другими «ушастыми» клинками из Греции, Италии и Восточного Средиземноморья, но и эволюцию корпуса янычар, с которыми и ассоциировалось, прежде всего, это оружие.

«Уши» рукояти ятагана

С момента появления в XIV веке янычарской пехоты, рекрутируемой из детей христиан, ее эффективность обуславливалась высокой дисциплиной и профессионализмом этого полумонашеского формирования. Вплоть до середины XVI века янычарам запрещалось заводить семью и хозяйство.

Боевая слава и служба непосредственно султану постепенно сделали это формирование престижным. Местные жители, ранее стремившиеся уклониться от службы, сами стали искать возможность отдать своих детей в янычары, видя здесь возможности социального лифта.

Янычарский офицер. Рисунок Джентиле Беллини (конец XV века)

С 1683 года в янычары начали брать и детей мусульман, которым не было нужды осуществлять решительный разрыв со своими семьями. Так начиналась трансформация янычарского корпуса и его разложение. Янычары стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей и ремеслом. Опираясь на родственные связи, они начинают вторгаться в политику.

Из преданных рабов султана янычары превратились в его своевольную гвардию. Служба янычара становилась все легче, а престиж – все больше. Возможность записаться во внештатные, а еще лучше, сразу в отставные янычары (имевшие различные привилегии), привела к резкому росту списочного состава янычар. В результате к середине XVIII века чуть ли не половина мусульманского населения Османской империи была записана в янычары.

Янычары патрулируют Смирну. Декамп, 1831 г.

Внештатные и отставные янычары, чаще всего ремесленники и торговцы, не воевали и не собирались воевать. Тяжелая сабля или ружье были им ни к чему. А вот легкий ятаган можно было заткнуть за пояс и красоваться с ним в дороге или на базаре.

Так как ятаган официально не признавался оружием, другие слои населения, пусть и не записанные в янычары, тоже стали носить ятаганы, ставшее символом свободы и побед турецких воинов. Надо ли говорить, что качество клинка, угол изгиба интересовали владельцев в последнюю очередь.

Башибузуки в XIX веке

Своеволие янычар в конце концов заставило султанов распрощаться с этим родом войск. В 1826 году корпус был официально упразднен указом султана Махмуда II. Очередной бунт янычар был подавлен, а вся связанная с ними символика оказалась если и не под запретом, то явно под давлением властей.

Производство ятаганов в центре Османской империи серьезно сократилось, мода на них прошла. С другой стороны, представители соседних народов, различные разбойники и иррегулярные части башибузуков, набираемые на границе империи, продолжали использование этого оружия.

Мустафа Кемаль Ататюрк на балу в Софии в костюме янычара. 1913 г.

Так, в качестве трофеев ятаганы были захвачены солдатами Антанты в ходе Галлиполийской кампании Первой мировой войны. Тем не менее, использование ятаганов в конце XIX – начале XX века, это скорее атавизм, чем хоть сколько-нибудь успешная военная практика.

В современной Турции ятаган превозносится как венец мировой эволюции холодного оружия, продукт 5000-летней тюркской традиции. Восторг по поводу оригинальности и боевой эффективности ятагана поддерживается и коллекционерами оружия.

В действительности же ятаган можно назвать скорее элементом турецкого национального самосознания. Стереотипный образ янычара с кривым ятаганом стал популярен и в западном массовом сознании, когда речь заходит о времени расцвета Османской империи.