Загадка старого леса, или что такое сувель и кап
Капы и сувели – наросты на дереве естественного происхождения, не связанные однозначно с какой-то его болезнью. Несмотря на то, что встречаются они достаточно часто, у специалистов нет однозначного понимания природы появления наростов. Считается, что они являются реакцией на неблагоприятные факторы в процессе роста.
Попробуем собрать и проанализировать все, что известно по этому поводу. Начнем с различия самих наростов. Сувель, свиль (Burls в англоязычной литературе) формируется на стволе или ветвях дерева в виде округлого нароста, тяготеющего к форме шара. Встречаются вытянутые сувели, а также такие, которые охватывает ствол со всех сторон.
Если снять кору, то мы увидим гладкую, часто волнистую поверхность разной сложности, иногда похожую на клубок змей или мозг. Древесина сувеля – здоровая, плотная (обычно значительно плотнее древесины других частей дерева), волокна спутанные или сильно волнистые.
Надо сказать, что свилеватая по структуре древесина встречается и в обычных стволах деревьев. Часто это связанно с различными изгибами, под воздействием ветра или других факторов, влияющих на рост. Похожий эффект встречается и в прикорневой области. Бывает, что старые, одиноко растущие березы, имеют практически полностью свилеватый ствол.
Более того, древесина средиземноморской оливы, которая часто растет на скалистых ветреных склонах, практически вся свилеватая и ее часто принимают за образцы сувеля, хотя для приобретения характерного рисунка оливе никаких наростов не нужно.
Так вот, сувель, по сути, это такой перекрученный ствол, в месте, где древесина теряет присущую ей прямослойность. Сувель растет значительно быстрее, чем дерево в целом, и может достигать весьма значительных размеров. Лично встречал сувель более человеческого роста в высоту.
Кап (в англоязычной литературе капы называются Lignotubers) отличается от сувеля скоплением точек роста (по-научному – придаточных спящих почек), так называемых «глазков». Собственно, нарастание капа – реакция на появление этих многочисленных почек, большая часть которых так и не развивается. Капы возникают как на ветках, стволе, так и у корня.
Внешне отличить кап от сувеля бывает сложно из-за хаотично нарастающей толстой коры. Верный, но необязательный признак капа – веточки, растущие из нароста, либо выглядывающие из него почки. Свиль может иметь ветку внутри себя, но это обычно результат нарастания самого нароста.
В отличии от сувеля кап растет очень медленно, а древесина его еще более плотная. Внутри него гораздо чаще возникают различного рода пороки и включения – кора, пустоты, выгнивающие участки, шпальт и т. д. Самый крупный из задокументированных капов на территории бывшего СССР найден на Сахалине. Он рос на березе. Высота капа составляла 1,4 м, а длина окружности 10,8 м.
При снятии коры поверхность капа представляет из себя характерный «ёжик», с множеством зародившихся, но так и не развившихся веточек. Текстура, соответственно, испещрена темными, относительно капа, глазками, с радиально расположенной вокруг них древесиной.
Среди ботаников сложилось мнение, что прикорневые капы служат эволюционной страховкой дерева на случай отмирания кроны. Однако это ни в коей мере не объясняет, почему данная мутация возникает не только у корня деревьев, склонных к прикорневым отросткам, но и на стволах и ветвях многих лиственных, а иногда и хвойных деревьев. Отмечается, что капы часто соседствуют с другими так называемыми дефектами древесины – углублениями, ведьминой метлой и т.п.
Такие дефекты могут быть ответом на инфекции или поражения грибком. Часто сучок, на котором расположился кап, отсыхает или выгнивает. Почему же мы говорим о загадке, если причины и смысл мутации кажется понятным?
Прежде всего потому, что воспроизвести процесс, т.е. заставить дерево вырастить кап или сувель, до сих пор никому не удается. Эта неспецифическая реакция на неблагоприятное внешнее воздействие так и остается неразгаданным чудом природы.
Где и на каких деревьях искать капы и сувели?
Можно заметить, что капы и сувели чаще встречаются в старом лесу без густого подлеска. По мнению некоторых лесников, их образование бывает связано с периодически затапливаемыми низинами. Хотя мне в Западной Сибири часто встречались каповые березы, ветви которых буквально усыпаны мелкими капами, наоборот, на вершинах грив.
С чем согласны все авторы, так это с тем, что городская среда провоцирует образование наростов, особенно капового характера. Одной из таких провокаций можно считать частую обрезку, т.е. уничтожение большой части кроны. Для образования корневого капа провокацией может стать уплотнение почвы вблизи ствола. Ну и в целом, городская экология способствует появлению у дерева всевозможных нарушений нормальной жизнедеятельности.
Наросты в виде капа и свиля чаще всего встречаются в нашей стране на березах всех видов. Прикорневые капы – на клене ясенелистном, в изобилии встречающимся в городских условиях. Также наросты часто встречаются на таких лиственных деревьях как грецкий орех, ясень, граб, дуб, вяз, рябина.
Что касается хвойных деревьев, то на них подобного рода наросты достаточно редки. Чаще они встречаются на ели, лиственнице, хотя мне попадались и сувели на сосне и сибирском кедре.
Из наиболее известных пород тропических деревьев, часто имеющих ценные наросты в виде капа, можно упомянуть птерокарпус индийский и птерокарпус макрокарпус из семейства бобовых. Их капы известны по всему миру как кап амбойны (Amboyna Burl). Эти деревья произрастают в Юго-Восточной Азии.
Заготовка капа
Заготавливать капы и сувели лучше зимой или весной, в зависимости от предполагаемого вида сушки и дальнейшего использования. Зимой лучше заготавливать наросты, если в дальнейшем их предполагается распиливать на бруски. В это время древесина содержит минимальное количество соков и меньше трескается при дальнейшей естественной сушке.
Заготовки под распил можно оставить в коре или начерно ошкурить, а спил загерметизировать масляной краской или клеем ПВА. После чего складировать зимой в закрытом сухом помещении, а в теплую погоду в хорошо вентилируемом месте под навесом. Хорошая вентиляция без сквозняков со всех сторон сувеля важна для предотвращения образования плесени или появления грибков.
Естественная сушка капа или сувеля – процесс не быстрый, в зависимости от размера может занимать и год, и два. При этом полностью избежать трещин получится вряд ли. Внутренние напряжения в наростах гораздо сильнее, чем в прямослойной древесине, а процесс сушки непредсказуем.
Для более успешного и быстрого выведения влаги из ошкуренного сувеля можно закопать его в золу или сухие опилки хвойных деревьев. Заодно поверхность сувеля или капа слегка тонируется.
Известны и другие старые методы, типа заворачивания в газеты. Однако газеты нынче становятся редкими, а необходимость их постоянной смены требует внимания и терпения. Единого же универсального рецепта по сушке нет и вряд ли будет.
Кстати, один из вариантов по уменьшению шанса для трещин на небольшом сувеле – это заготовка вместе с частью ствола. Сохнет такой кусок дерева несколько дольше, но все трещины возникают в стволе, а нарост остается целым.
В случае, если требуется сохранить красоту внешнего вида капа, естественная сушка в коре совершенно не подходит. У той же березы кора присыхает намертво и снять ее, не повредив древесину, практически нереально.
В таком случае нарост лучше заготавливать весной, в период сокодвижения. Кора снимается в это время очень легко. Но как сушить напитанный влагой сувель? Заготовленный весной или летом нарост вываривают в соленой воде.
Конечно, варить можно любой сувель, заготовленный в любое время, но только свежеспиленный. Такая варка, если нарост все-таки заготовлен не в сезон сокодвижения, позволит с меньшими затратами снять кору. Если же дерево было мертвое, или свиль успел хорошо подсохнуть, кора при варке не будет отделяться.
Также нужно учитывать, что варка с корой даст тонировку древесине. При последующем снятии коры эти места будут светлее, чем спил. Впрочем, краситель не портит вид свиля. А варка в соленой воде предназначена не столько для снятия коры, сколько для выведения из древесины соков – как свободной, так и связанной влаги.
Соленая вода замещает собой древесные соки. В результате последующая сушка происходит гораздо быстрее и равномернее, а трещины появляются реже и менее глубокие. Небольшие сувели сушатся вообще без трещин.
Один из рецептов варки таков. Сувель помещают в емкость и заливают, так, чтобы он при утоплении надежно покрывался водой. Добавляют соль – 2-3 столовых ложки на литр. Еще никто не жаловался, что пересолил сувель, но и класть много лишней соли нет смысла.
После 6-8 часов варки сувель можно извлечь и очистить от коры, если это не было сделано ранее. Затем вываривать дальше в один или несколько приемов, в сумме не менее 12 часов. Между варками сувель иногда рекомендуют подсушивать пару дней, но это не обязательно.
Если сувель большой, то варить надо дольше, периодически доливая испарившуюся воду. Значительные по размеру наросты варят в бочках. После выварки сувель сушат не менее месяца при хорошей вентиляции. При застойном воздухе часто появляется белая плесень, которая хоть и не проникает глубоко, но портит внешний вид нароста перед обработкой.
Особенности применения и обработки сувеля и капа
Оба вида упомянутых наростов идут на самые различные изделия и схожи в обработке. Сувели и капы хороши для изготовления шпона, декоративных инкрустаций, облицовки мебели. В массиве наросты идут для ручного изготовления чаш и другой посуды нестандартных форм, там, где можно использовать их природные формы. В таких изделиях подчеркивается прежде всего внешняя красота капов и сувелей.
Капы и сувели используются для токарных работ, популярны для изготовления кукс, тарелок, ваз, шкатулок. Капы часто выбирают для изготовления оригинальной бижутерии. И конечно оба вида наростов с большим успехом используют для изготовления рукоятей ножей, лож и прикладов для ружей. В этом случае на первый план выходит именно текстура древесины.
Что касается обработки, ее специфичность вытекает из структуры материала. Идущие в разных направлениях волокна затрудняют строгание и обработку резцами. Зато плотная древесина хорошо поддается точению и шлифованию, неплохо полируется.
Необходимо учитывать, что разнородная структура материала может иметь скрытые напряжения и дефекты, что может привести к появлению брака, трещинам при механическом воздействии, например, при всадном монтаже рукояти ножа.
После покрытия маслом или лаком сувель демонстрирует прямо-таки волшебные переливы, а контрастность капового рисунка усиливается. Кап березы отлично тонируется. Такая тонировка наростов отечественных пород дерева часто оказывается необходимой для достижения нужной контрастности и яркости изделия.
Именно поэтому так ценится импортный кап амбойны, который имеет природный яркий, насыщенный цвет. Относительным недостатком капокорня клена и ряда других пород также является невысокая прочность, недостаточная для изготовления надежной рукояти.
Для преодоления малой яркости и прочности таких капов была придумана стабилизация акрилом. Сквозная пропитка льняным маслом, практиковавшаяся в советское время, надежно защищала рукоять от воды, но не прибавляла прочности и делала цвет светлых пород излишне желтым.
Пропитка акрилом осуществляется в вакууме, перемежающимся с избыточным давлением. При этих условиях специальный жидкий состав проникает во все поры древесины, после чего запекается в печи и обретает твердость. Пропитанная акрилом древесина называется стабилизированной.
При качественной стабилизации древесина становится значительно прочнее, не боится влаги и вообще имеет стабильные характеристики при перепадах температуры и влажности. Кроме того, в процессе стабилизации имеется возможность загнать внутрь древесины различные красители, дав им растечься согласно природному рисунку дерева.
Таким образом, древесина обретает необходимую яркость и контрастность, может обрабатываться в разных направлениях без опасения задира и скола волокон. Яркость стабилизированной древесины может значительно превосходить амбойну.
Некоторым недостатком стабилизации является весьма неприятная, электризующаяся акриловая пыль и стружка при обработке, а также некоторая «пластмассовость», холодность изделия. Впрочем, этот эффект может быть большим или меньшим, почти незаметным, при разных составах стабилизации.
Используя резьбу или стабилизацию, подчеркивающие и выявляющие красоту рисунка капов и сувелей, человек становится соавтором природы в творении. И если в лесной промышленности наросты считаются дефектами древесины, то для мастеров это настоящее сокровище леса, желанный материал для творчества.