Плавное закрытие и открытие лезвия складных ножей обеспечивают шайбы или шарикоподшипники, расположенные в осевом узле. Обе эти конструкции изготавливают из различных материалов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
Шайбы для складных ножей – это плоские диски, закрепленные на оси лезвия. Чем больше диаметр шайбы, тем устойчивей лезвие: большая площадь опоры в осевом узле уменьшает люфт. Самым популярным на сегодня решением являются осевые шайбы из фосфористой бронзы (на Западе эту бронзу называют люминофорной). Это самые прочные шайбы медного цвета изготовлены из сплава, который подвергается очистке от примесей фосфором. Полученная бронза обладает вязкостью и прочностью, и не окисляется, как чистая медь. Фосфористая бронза имеет низкий коэффициент трения, что позволяет легко открывать и закрывать перочинный нож. Кроме того, шайбы менее подвержены загрязнению, чем шарикоподшипники. Однако такой осевой узел рекомендуется регулярно смазывать, потому что в сухом виде он вообще не будет работать и может быстро изнашиваться.
Недостатком бронзовых шайб является необходимость их точной подгонки при изготовлении ножа. Для этого необходимо технологически развитое производство. Замечено, что у всевозможных дешевых EDC-реплик шайбы неплотно прилегают к рабочим поверхностям или имеют неодинаковую толщину, что мешает нормальной работе ножа и вызывает люфт клинка. При регулярном смазывании и шлифовке с помощью полировочной пасты, шайбы из фосфористой бронзы служат десятки лет.
Фторопласт или тефлон – второй по популярности материал для изготовления шайб осевого узла EDC-ножей. Тефлон, разработанный компанией DuPont, изначально предназначался для корпуса космического челнока НАСА. Он также идеально подходит для устранения трения между лезвием и накладками рукояти складного ножа. Главное преимущество тефлона в том, что он будет работать должным образом даже в сухом виде, без использования масла или смазки. Это позволяет мыть нож с фторопластовыми шайбами под струей горячей воды, не опасаясь увеличить трение в осевом узле. С небольшим количеством смазки такой механизм будет работать еще лучше. Однако у тефлона есть и недостатки. При сильном боковом надавливании на лезвие у фторопластовых шайб могут образоваться небольшие вмятины. Это не вызовет проблем, но такая особенность отличает фторопластовые шайбы от элементов из фосфористой бронзы.
Намного реже фторопластовых используются латунные шайбы. Их преимуществами является высокая износостойкость, они не ржавеют, не намагничиваются и не боятся низких температур. Однако экономически для ножей бюджетного сегмента более выгодны шайбы из фторопласта (тефлона). Производители более дорогих ножей предпочитают использовать в осевых узлах шарикоподшипники различных конструкций. Первоначально их ставили только на очень дорогие ножи, но сейчас применяют и для куда более дешёвых моделей. Поскольку шарики вращаются между лезвием и рамой, ножи с шарикоподшипниками открываются и закрываются очень плавно.
В складных ножах используют шариковые и роликовые подшипники, содержащие стальные или керамические шарики в металлическом или пластиковом корпусе. Шариковые подшипники развивают большие скорости вращения, поэтому лезвие таких ножей выдвигается и прячется очень быстро. В конструкции EDC применяют однорядные или двухрядные упорные шариковые подшипники. Последние используют, когда на нож действуют двусторонние осевые усилия. Многие ножевые компании разрабатывают собственные конструкции на подшипниках. Примером служит система KVT бренда Kershaw для ножей бюджетного сегмента. Подшипник состоит из 7 стальных шариков в обойме из пластика фирменного синего цвета или из латуни. Стоит такая конструкция недорого и показывает отличные результаты работы, однако боится коррозии. Кроме того, эффективность скольжения зависит от чистоты обработки шариков и глубины выборки, поэтому реплики других производителей с подшипниками «типа KVT» покупать не стоит.
Роликовые подшипники – это утопленные в обойму крохотные стальные цилиндры. Они не обладают преимуществами перед шариковыми и так же чувствительны к воде. К недостаткам шариковых и роликовых подшипников относится чувствительность к грязи. Такой нож рекомендуется регулярно продувать сжатым воздухом, а также смазывать осевой узел – насухо подшипник работает плохо.
Альтернативой стальным шарикам выступают шарикоподшипники из керамики. Керамика тверже стали и изнашивается намного медленнее. Так, твердость металла в подшипниках не превышает 60 HRC, а у керамики составляет 75 HRC. Такие шарики меньше деформируются под боковыми нагрузками. Однако разницу между керамикой и сталью можно заметить только через несколько лет интенсивной эксплуатации складного ножа. Еще одним преимуществом керамики является коррозионная стойкость – она не ржавеет, однако несколько дороже стали. Основным материалом для шариков выступает нитрид кремния, а для обоймы колец вращения используется сталь. Для смазывания керамических подшипников следует использовать специальную тефлоновую смазку, иначе в узле будет скапливаться грязь.
И шариковые, и роликовые подшипники используются вместе с шайбами, которые играют роль прокладок для лезвия.
Однако в 2002 году бразильцами Флавио и Лалой Икома была разработана система сверхлегкого открывания складного ножа IKBS (Ikoma Korth Bearing System). На каждой стороне лайнера ножа делается зенковка, куда помещаются шарики. Лезвие опирается не на шайбы, а на эти шарики, то есть конструкция шарикоподшипника сильно упрощается. Лучше всего система IKBS работает с замками типов Frame-Lock и Liner-Lock. Количество и размеры шариков зависят от предназначения ножа, а компактность позволяет использовать такие шарикоподшипники даже в балисонгах. Система IKBS применяется в ножах CRKT и многих известных производителей дизайнерских ножей, например, Korth. Существует система узлов IKBS без смазки, поэтому такие ножи не накапливают в осевом узле мусор и грязь.
Выбор механизма открытия лезвия зависит от того, в каких условиях используется складной нож. Если вокруг много пыли и грязи, оптимальным будет осевой узел на шайбах. Когда на первом месте находится плавность работы ножа и быстрота открытия, а о чистоте окружения можно не беспокоиться, лучшим выбором будет клинок на шарикоподшипниках.