Существуют обстоятельства, когда экипаж самолета оказывается в условиях автономного существования. Такое случается не только во время боевых действий, но и при аварийных посадках в дикой местности, при необходимости покинуть самолет на парашюте или при катапультировании. Пилоты практически всех стран имеют при себе клинок, который должен обладать следующими характеристиками:
- открываться одной рукой и фиксироваться в замке без дополнительных движений;
- находиться в легкодоступном месте экипировки (в кармане летной куртки или брюк);
- обеспечивать резку не слишком твердых материалов типа авиационного алюминия;
- иметь пилу (стропорез) для освобождения от парашютных строп;
- нередко содержать в себе стеклобой для разрушения фонаря пилотской кабины (не актуально при катапультировании).
Советские летчики времен Великой Отечественной войны во время вылетов брали с собой обычные складные ножи, небольшие и острые. Специальные ножи для летчиков стали выпускать в конце 1950-х годов или чуть позднее. Существуют заводские документы, основанные на «Техпромфинпланах» того периода, где приводятся данные о разработке комбинированных авиационных ножей с лезвием и пилкой. Ножи для пилотов ВВС СССР не выпускались централизованно, и за их изготовление брались различные заводы. Например, московская швейная фабрика «Вымпел» с 1968 года выпускала летные комбинезоны, к которым прилагался складной авиационный нож.
В отличие от многих западных стран в Советском Союзе изначально предъявляли к авиационному ножу требование простоты и компактности. Такие ножи входили в комплект НАЗ – носимого (неприкосновенного) аварийного запаса. В 1966 году в Хабаровском крае проводились полевые исследования, результатом которых стала разработка комплектов НАЗ-7, НАЗ-7М и НАЗ-8. Носимые аварийные запасы предназначались для обеспечения жизнедеятельности экипажа, совершившего приземление или приводнение в аварийных условиях. Каждый из комплектов, вес которых составлял от 7 до 11 кг, обязательно включал карманный складной нож с пилой и обычным лезвием. В 1968 году НАЗ-7 применялся для кресел пилотов КМ, которые устанавливали на МиГ-21 и МиГ-23. Модернизированный НАЗ-7М начали эксплуатировать с 1974 года. Первые ножи для аварийных комплектов изготавливало ПО «Складные ножи» из Ворсмы.
К началу 1970-х годов сформировался классический авиационный нож ВВС СССР, который обладал определенными характеристикам. Так, клинок с двумя предметами состоит из 3 лайнеров из нержавеющей стали с накладками рукояти из текстолита, обычно серого или коричневого цвета. Конструкция скреплена 5 клепаными поперечными штифтами, нож неразборный. Лезвие ножа фиксируется замком Back-Lock, а пилка – замком Slip Joint. Клинок с прямой односторонней заточкой профиля Drop Point с заостренным кончиком имеет вогнутые спуски. Пилкой можно разделывать авиационный алюминий, древесину и кость, на конце ее расположены плоская шлицевая отвертка и крюк стропореза. Его также можно использовать для подтягивания различной шнуровки летного костюма. В задней части ножа имеется выступ фиксатора для складывания лезвия и скоба-кольцо, в которую можно продеть шнур или прицепить карабин.
Обычно в нагрудном кармане лётчицкой куртки под молнией расположен кармашек, который подходит для обоймы пистолета ПМ. В него вшит капроновый шнурок с металлическим карабином на конце для крепления ПМ. В этот кармашек можно поместить авиационный нож и пристегнуть его карабином. Кроме того, на правой штанине летного комбинезона имеется похожий продолговатый карман со шнурком длиной около 1 м и клапаном. Оригинальные ножи производства времен СССР можно встретить на аукционах антиквариата или «барахолках» ножевых форумов. По некоторым данным, общее число авиационных ножей, выпущенных в 1950-1980 годах, не превышало 100 000 экземпляров.
Современная версия авиационного ножа производства компании SARO из Ворсмы с лезвием 90 мм имеет полную длину 205 мм. В сложенном состоянии длина ножа весом 155 г составляет 117 мм. Толщина обуха лезвия и пилки – 2,3 мм, сталь AUS6 твердостью 56-58 HRC. Стоимость ножа составляет 7000-8000 рублей. Клинок выпускается также из стали 65Х13 с больстером из латуни – в этом варианте он носит название «Авиационный Ил-14».
Похожий нож «Авиатор» с деревянными накладками рукояти выпускает бренд НОКС. Длина лезвия составляет 88 мм. На клинке указано, что дизайн ножа разработан И.А. Скрылевым. Он выполнен из стали 440С и весит 134 г. Зарубежный аналог авиационного ножа СССР и ВВС России – швейцарский клинок Wenger с лезвием и пилкой, модель Ranger-10 Century. Это самый простой, двухпредметный нож в линейке Ranger. Он бывает с серрейторным и полусеррейторным лезвием. Более сложные модели содержат ножницы, отвертку, консервный нож и другие инструменты. Не существует регламентов, которые бы запрещали пилоту брать с собой в кабину более сложный компактный складной нож, например, Victorinox.
В неофициальных источниках имеется информация, что в состав НАЗ пилотов ВВС России входит нож «Сапсан» производства Казанского предприятия «Мелита-К». Возможно, что это просто маркетинговый ход – «Сапсан» этого бренда имеется в свободной продаже как туристический нож по цене около 6000 рублей. Производитель указывает, что прототипом этого клинка стал нож спецназа ВМФ России «Морской дьявол», разработанный Игорем Скрылевым.
По техническим требованиям заказчика (ВВС России), в него были внесены некоторые конструктивные изменения: уменьшены габариты ножа, а лезвие стало более плоским. «Сапсан» имеет клинок копьевидной формы, кончик обуха заточен. Далее на нем расположен крюк-стропорез и пила, больше напоминающая серрейтор с широкими выемками. На пяте клинка со стороны обуха имеется зубчатая нарезка под упор большого пальца. Клинок изготовлен из стали 50Ф14МФ или 70Х16МФС с легирующими антикоррозионными добавками. Рукоять выполнена из термопласта (резины) с металлическим навершием и отверстием под темляк. Длина клинка составляет 128 мм, полная длина 252 мм, ширина лезвия 32 мм, обух 5 мм. Весит такой нож 245 г, что сопоставимо с пилотскими ножами американских ВВС.
Летчики США применяют нож Jet Pilot Survival Knife с фиксированным клинком. Фактически это нож выживания, предназначенный для использования в условиях дикой природы, в джунглях или горных районах. Такой клинок выпускался корпорацией Marbles Arm с 1958 по 1960 год. Затем права на его производство передали компании Camillus Cutlery, которая производила его до 2006 года. Этот нож проявил себя во время Вьетнамской войны и до сих пор применяется как часть экипировки некоторых летных подразделений USAF. На обухе клинка формы Bowie имелась пила с мелкими зубьями, которая хорошо справлялась с тонкой жестью и алюминием авиационных фюзеляжей. Вес клинка общей длиной 244 мм с лезвием 132 мм составлял 240 г. Максимальная толщина лезвия – 4,8 мм. В 1960-х годах винтовое навершие заменили наклепываемым фиксатором хвостовика шестигранной формы, а ножны укрепили стальным наконечником. В настоящее время такой нож под названием 499 Air Force Survival выпускает компания Ontario Knives.
Военные летчики стран НАТО используют самые различные ножи преимущественно фиксированной конструкции. До 1987 года пилоты шведских ВВС использовали ножи Мора с фиксированным клинком и пилой на обухе, который носили в ножнах на ноге. В начале 1990-х годов встал вопрос о более современном холодном оружии, но только с 1996 года пилоты стали получать на вооружение нож F1 производства компании Fallkniven. C этим брендом заключила контракт SAAB Group, которая выпускает истребители «Сааб Джаз 39 Грипен». Нож без пилы на обухе изготовляется из премиальной ламинированной стали VG-10.
Имеется информация, что пилоты итальянских ВВС используют складной кнопочный нож NATO Military 251 бренда Fox Knives с фронтальным выбросом лезвия. Однако официального подтверждения этой информации нет. Это типичный EDC с одним лезвием, который весит всего 71 г. Такой клинок можно поместить в любой карман. Лезвие длиной 71 мм с толщиной обуха 2 мм выполнено из стали 420С повышенной антикоррозионной стойкости. Общая длина в раскрытом состоянии составляет 170 мм, а рукоять из анодированного алюминиевого сплава удобно удерживается рукой в перчатке.
Французские десантники и пилоты вплоть до 2000 года пользовались складным шестипредметным ножом марки BIAT завода S.C.O.F. в городе Тьер. Это клинок весом 250 г с лезвием и пилкой длиной 108 мм, включающий в себя шило, штопор, отвертку и стропорез с консервным ножом, выпускался с 1959 года. Нож также снабжен кольцом для крепления к шнурку летной экипировки. Таким образом, нож пилота ВВС в разных странах не унифицирован, как штык-нож, и может иметь самую разную форму, вес и конструкцию.