Со времен татаро-монгольского нашествия новостей о монголах у нас совсем немного. Как там поживают наши азиатские соседи? Какими особенными ножами характеризуются их быт и культура? Данное обозрение посвящено традиционным ножам Монголии ─ приглашаем к ознакомлению…
Нож является неотъемлемой частью национального монгольского костюма. Это потому, что естественная жизнь коренных монголов связана со скотоводством, а для кочевника в степи нож ─ главный помощник и единственный защитник. Его всегда держали при себе, а поскольку карманов в одежде не было, нож в ножнах носили с подвесом на поясе, также как огниво и другие самые необходимые вещи.
Традиционный крупный монгольский нож называется Хэт-Хутга, что дословно означает «больше, чем нож». У него прямой клинок длиной около 25 см шириной около 2,5 см и толщиной примерно 2,5 мм, с острием и широким долом по центру, двусторонней заточкой. Конструкция такого клинка обусловлена основным назначением ─ забой крупного рогатого скота. По-азиатски его осуществляют умело и быстро, всаживая клинок в узкую щель между костями на основании головы животного, которое даже не успевает испугаться, а значит в кровь не проникают гормоны, вызванные страхом, и мясо сохраняет лучшее качество.
Хэт-Хутга приспособлен и для разделки мяса, как жиловочный, а также, в случае необходимости, для оборонительно-атакующих действий. Для кухонной, хозяйственной работы и в качестве столового ножа использовали модели Хутга размером поменьше. Они оснащались прямым плоским клинком длиной до 20 см, толщиной около 2 мм, скошенным острием на обухе и без усиления. Такими ножами чаще пользовались женщины.
Всадная рукоять Хутги была прямоугольно-сужающейся формы и на треть погружалась в ножны с плотной фиксацией. Без гарды и с узким металлическим больстером она изготавливалась из дерева или кости. Ножны выполнялись с жестким каркасом из дерева или металла. На верхнем крае ножен размещается кольцо для крепления подвеса так, что даже в подвешенном состоянии нож всегда обращен рукоятью вверх. Узкая, но прочная цепь соединена с пряжкой или петлей, одеваемой на пояс.
Ножны носили за поясом или подвешенными. Подвес выполнял двойную роль. Благодаря ему исключалась потеря ножа, что было вполне вероятно: при быстрой езде верхом на коне ножны выпадали из-за пояса. В пешем рабочем порядке нож был всегда под рукой за поясом, но, когда монгол заходил к кому-то в жилище погостить, он оставлял нож в подвешенном виде. Это означало мирные намерения, когда до ножа не так легко дотянуться, чтобы достать его незаметно. Но и полностью разоружаться, снимая с себя нож, никто не собирался.
Развитое кузнечное ремесло уже в XIII веке использовало все известные металлургические технологии и позволило монголам вооружить большую часть Золотой Орды для похода на Русь. Кузнецы располагались в юртовых городах, центрах административного управления, население которых прибывало или убывало в зависимости от сезона и политической ситуации. Также азиатские племена всегда активно вели торговлю между собой и соседними народами, в которой оружие было одним из самых востребованных товаров. Для изготовления клинков ножей использовали мягкие углеродистые булатизированные стали, которые были упругими и ударопрочными, обладали хорошими режущими свойствами, а также легко правились в полевых условиях. Помимо обработки сталей, монгольские ремесленники владели ювелирным мастерством, искусно украшали ножи и ножны серебром, латунью, мельхиором, кораллами, бирюзой, делали цепи изящного плотного плетения, пряжки подвесов и другие аксессуары.
Соседняя с Монголией Маньчжурия до XVII века была отдельным государством, а с 1644 по 1912 годы ее выходцы, образовавшие последнюю китайскую династию Цин, удерживали власть над всей империей. Тогда халха-монголы, особенно аристократический слой их общества, попали под экономическое и культурное влияние Маньчжурии, что отразилось на традициях комплектации ножей. В обиход вошли деревянные палочки для еды, которые убирались в ножны вместе с ножом. Типичным набором первой необходимости монгола стали Хутга, палочки и огниво.
Нож у монголов имел значительную практическую ценность, его носили и мужчины, и женщины, не меняя порой всю жизнь. Для семейства ножи изготавливались соответственно мужской и женской парой с исполнением в одном стиле, символизируя неразрывный союз. Уровень отделки ножа и ножен был показательным и соответствовал социальному статусу хозяина. За некоторые модели объявляли цену лучших скакунов. Поэтому монгольский нож обладал индивидуальным характером, присущим его владельцу. Тыльник рукояти ножа и края ножен обычно украшались чеканным серебром или латунью с плетеным орнаментом. Самые богатые ножны состояли целиком из серебра.
Монгольские ножевые обычаи частично совпадают с традициями соседних бурятских ремесленников, но различаются в деталях. Оригинальные национальные монгольские наборы в России встречаются редко и представляют собой коллекционный раритет. Большая часть современных поделок даже в самой Монголии не более чем сувенирная посредственность, рассчитанная на несведущих туристов. Достойные внимания реплики удалось воссоздать мастерской Жигжита Баясхаланова и Златоустовской компании АиР. Конечно, и настоящие монгольские ножи в городах носят уже не практическую, а культурную ценность, но в просторных монгольских степях до сих пор живут настоящие кочевники, которые пользуются своими Хутгами, как и в былые века.