Скульптор камней Хиротоси Ито говорил: «Работайте всегда от всего сердца. Любите молоток, пусть каждый удар мягко разминает металл... слушайте металл и не заставляйте его плакать. Любите металл, и он ответит вам взаимностью». Выдающийся японский художник имел в виду уникальную технику создания композиционного материала мокуме-ганэ, напоминающую создание многослойного дамаска. Её также называют «дымной ковкой» - касумиути или итамэганэ – «металл, выглядящий как дерево». Для получения уникального узора, пластины или листы разнородного металла, разных свойств и цвета складывают в определенной комбинации и сплавляют вместе. Японские мастера умеют «сочетать несочетаемое», создавая уникальные по красоте соединения металлов: красного и белого золота, меди, латуни, серебра, платины, палладия и стали. Полученным сплавом украшают рукояти мечей и ножей, из него изготавливают ювелирные украшения и посуду.
История мокумэ-ганэ
Японская техника мокумэ-ганэ использует цветовые контрасты ламинированного сплава для создания декоративного эффекта древесной текстуры. У неё существует 2 направления. Первое берет начало в феодальной Японии, где знания такого рода передавались от мастера к ученику на протяжении веков. Второе - развитие мокумэ-ганэ на Западе, начиная с «открытия» этой техники в конце 19 века и заканчивая обширными исследованиями и разработками, которые проводились в 1970-х и 80-х годах. Огромный вклад в оба направления внесли двое: Хироко Сато-Пьяновски (род. 1942г.) и её супруг Юджин Майкл Пьяновски. Хироко – японская художница и ювелирный дизайнер, которая познакомила американскую культуру металлообработки с традиционными японскими материалами и техниками. В 1964 году она переехала из Токио в США, где закончила американскую Академию искусств Крэнбрук. В течение 40 лет вместе со своим мужем, Хироко занималась ювелирным и дизайнерским бизнесом, создав в 1970-х годах собственную уникальную технологию полимеризации мокумэ-ганэ.
Благодаря знакомству с японскими мастерами Гекумеем Синдо, Масахисой Ягихарой и Норио Тамагавой супруги узнали о происхождении мокумэ, сваренного диффузионной сваркой. Этот прием позволял изготавливать выпуклые предметы, например, вазы и браслеты, которые невозможно было сделать сваркой листового металла припоем. Тогда же они выяснили, что техника мокумэ-ганэ была изобретена Денбэем Шоами (1651-1728), который жил и работал большую часть своей жизни в префектуре Акита на северо-западе Японии. Его старейшей работой в стиле мокумэ была кодзука - рукоять меча, выполненная из золота, меди и серебра.
Искусство изготовления мечей в Японии в то время было настолько совершенным, что непосредственно повлияло на все виды металлообработки. Важность, придаваемая мечам в феодальной Японии, и влияние мастеров меча на японское искусство и технологии мало чем отличалось от ведущей роли аэрокосмической промышленности в продвижении современных технологических достижений. Мечи считались одновременно в высшей степени утилитарными и в высшей степени декоративными. Лучшие художники и мастера по металлу того времени работали бок о бок, создавая мечи необычайной красоты и замечательной функциональности. Сегодня можно найти лишь несколько примеров ранних работ мокумэ-ганэ, и все они являются деталями мечей или ножей: катан, вакидзаси и танто. За пределами Японии эта техника оставалась малоизвестной, пока не была описана Соко Хиратой, профессором кафедры серебряного дела Токийского университета изящных искусств в начале 1900-х годов. Японский мастер – ювелир и металлург Хиротоси Ито – преподавал технику мокумэ-ганэ в этом университете вплоть до своей смерти в 1998 году. Учение и философия Ито глубоко повлияли на работу и жизнь его студентов. В настоящее время наиболее опытным практиком мокумэ-ганэ в Японии является Норио Тамагава – кузнец в девятом поколении и ученик Гекумея Синдо.
Тамагава работал с комбинациями из двух и трех металлов: медь, шакудо (сплав меди и золота), куромидо (медь и мышьяк) и чистое серебро. В своих изделиях он использовал восемь слоев круглых или квадратных металлических пластин толщиной около 4 мм и диаметром 9 см. Важно, чтобы слои были одинаковой толщины. Листы металла отжигались и становились абсолютно плоскими, а все следы огня на поверхности удалялись наждачной бумагой или тканью.
Металлы с более низкой температурой плавления помещали между металлами с более высокой температурой в желаемой последовательности и укладывали в поддон из мягкой стали. Его вставляли в горячий горн, растопленный металлургическим коксом. Коробку со сложенными в стопку металлами осторожно нагревали до такой степени, что ее края начинают краснеть. Поддон вынимали из горна, и (если слои скреплены должным образом) заготовку подвергали горячей ковке до толщины 5-7 мм.
При изготовлении клинков в середину стопки помещали твердую и прочную сталь, с обеих сторон обкладывая листами меди, золота или серебра. В результате последующей ковки и заточки получался нож или меч с цветными узорами на лезвии.
Современное мокумэ-ганэ
Современные мастера мокумэ-ганэ используют пайку слоев при изготовлении таких плоских элементов, как накладки рукоятей, гарды, больстеры или навершия. Для производства ножевых клинков листы разнородного металла подвергают диффузионной сварке – спеканию в форме. Часто полученное изделие называют дамаском, хотя это разные технологии. При производстве дамасской стали используют намного больше листов металла одного вида, а мокумэ-ганэ представляет собой комбинацию небольшого количества слоев совершенно разных металлов.
Пьяновски выпускали преимущественно ювелирные изделия, практически не уделяя внимания традиционному японскому оружию. Достаточно затратная технология изготовления привела к тому, что в настоящее время существует практически единственный мировой бренд, выпускающий элитные складные карманные ножи – William Henry. «Уильям Генри» существует с 1997 года и за четверть века завоевал себе такую же славу среди любителей ножей, как «Роллс-Ройс» среди автомобилистов. Компанию основали двое американцев, Мэтью Уильям Конабл и Майкл Генри Хонак, назвав ее своими вторыми именами. Конабл как ножевой мастер отвечал за дизайн, ассортимент и развитие компании, а Хонак, оставивший бизнес в 2013 году, занимался финансовым менеджментом. С 2004 года производство элитных ножей находится в Орегоне, а штат компании составляет 20 человек.
Мастера компании специализируются на собственноручно разработанной технологии «волнового мокумэ-ганэ». Каждый нож изготавливается в единственном экземпляре, процесс состоит из 800 операций и занимает до семи месяцев. Материалами для такого клинка являются золото, платина, дамасская сталь. Рукояти выполняются из редких сортов дерева, бивней мамонта, костей ископаемых животных. Мастера применяют также редкие техники гравировки и инкрустации, делая каждый нож уникальным и неповторимым. Стоимость продукции бренда стартует от 850$ (нож Hine) и достигает 50 000 $ за клинок Buffalo Dance. Официальный интернет-магазин бренда предлагает около 35 уникальных ножей в технике мокумэ-ганэ с авторской гравировкой, средняя стоимость которых составляет 2000$. В России цена на отдельные ножи William Henry достигает полумиллиона рублей.
Отдельные ножевые дизайнеры пробуют себя в изготовлении кухонных ножей в технике мокумэ-ганэ – такая работа менее дорогостоящая, чем производство авторских карманных EDC. В маркетинговых целях такие ножи часто называют «дамасскими», поскольку потребителю эта сталь известна намного лучше японской. Современную японскую катану, вакидзаси или нож танто, изготовленную в технике мокумэ, приобрести практически невозможно, так как изделия с содержанием драгоценных металлов из Японии не экспортируют.