Кость или камень? Ножи обществ, не знающих металл
Когда человек начал изготавливать орудия труда, доступность качественного материала стала важным фактором развития общества. Дерево было самым доступным материалом, однако для рубки и резанья оно годится плохо, а твердые породы еще и тяжелы в обработке.
Камни, такие как кремень и обсидиан – самые ходовые материалы для изготовления рубил, скребков и ножей, встречаются не так часто и не во всех регионах. Зато кость, побочный продукт охоты и собирательства, в избытке «производится» во всех регионах и климатических поясах.
Кость достаточно прочна. Хотя ее режущие свойства не слишком хороши, они все же превосходят свойства древесины. Кроме того, кость легче обработать, да и весит она меньше камня. Ну и, конечно, кость часто дешевле и доступнее других материалов.
Долговечность костяных орудий в агрессивных средах выше, чем у деревянных, но гораздо меньше, чем у каменных. Соответственно, древних артефактов из кости сохранилось мало. Тем не менее считается, что костяные ножи появились одновременно, а возможно и раньше каменных.
Самый древний костяной нож нашли в пещере Дар-эс-Солтан в Марокко в 2012 году. Его возраст 90 000 лет. Он был сделан из кости быка и выполнен заедино с рукоятью.
Гораздо больше информации мы имеет по эпохе мезолита. Мезолит (др.-греч. μέσος «средний» + λίθος «камень»), средний каменный век - период между палеолитом и неолитом. В археологии он характеризуется преобладанием микролитической каменной индустрии, где применялись каменные орудия c составными лезвиями из кремня или обсидиана, а также микрорезцы и другие типы микролитов.
На территории Русской равнины в это время встречались две основные группы костяных ножей. Первая – в виде кинжалов с острым концом, предназначенных для колющего удара. Края такого кинжала оставались без режущей кромки.
Подобные кинжалы могли быть плоскими или массивными, а также в виде стилетов, иметь скошенное лезвие или изгиб. Часто тип кинжала зависел от формы и размера кости, оказавшейся у мастера.
Другую группу составляли ножи с острым концом, но у них уже предусматривалась одна или две режущие кромки, оснащенные кремневыми вкладышами. Исследователи еще называют ножи этой группы охотничьими. Так люди мезолита решали проблему недостаточной прочности и остроты костяной режущей кромки.
Вкладыши вставлялись в паз и крепились с помощью смолы. За время жизни изделия они могли сменяться много раз. Такой нож хорошо приспособлен не только для охоты или обороны от дикого зверя, но и для разделки туши.
Эти ножи также могли быть прямыми или изогнутыми, со скошенным концом, однолезвийными или обоюдоострыми. Как и кинжалы, костяные ножи часто обходились без ярко выраженной рукояти, либо в рукоять превращалась оригинальная форма кости.
В тех же случаях, когда нож держать в руке было неудобно, часть кости могла обматываться кожей, растительными волокнами или сухожилиями. Встречаются экземпляры со следами рукояти из древесины, а также сложносоставные изделия, где рукоятью служил другой кусок кости или рога.
Многие костяные находки трудно атрибутировать как ножи, ведь их могли использовать и как наконечники копий. Иногда археологи понимают, что это нож, только по направлению острия в захоронении. Дело в том, что копья носили острием вверх и клали в захоронения острием в сторону головы. Ножи и подобные орудия, наоборот, направлялись острием в сторону ног.
Что касается выбора конкретной кости для ножа, то чаще использовались местные, широкодоступные материалы, обычно берцовые кости крупных травоядных, типа буйволов или лошадей, рога лосей и оленей. Использовались и кости нелетающих птиц, страусов и казуаров.
Впрочем, по мере того как ножи приобретали статусный и сакральный характер, выбор материала стал обуславливаться еще и его символическим значением в данном сообществе. Так, на Папуа-Новой Гвинее, помимо костей казуаров, для изготовления кинжалов использовали кости человека.
Можно было бы предположить, что это кости поверженных врагов, но нет. На кинжалы шли кости умерших родственников, которые при жизни отличались чем-то выдающимся или просто являлись главой семейства. Таким образом, эти кинжалы имели и мемориальную, и престижную, и практическую ценность.
Из тех же соображений в древности на берегах Северного моря делали наконечники стрел из человеческих костей. Хотя исследования показывают, что кости человека имеют отличные прочностные характеристики, тем не менее характерно, что люди этого северного региона использовали для наконечников только кости человека и благородного оленя, но не использовали прочные и доступные кости зубра, косули и дикого кабана.
На территории современного Судана люди племени масаи делали специальные ножи из кости коровы. Они служили для кровопускания, когда масаи хотели напиться крови крупного рогатого скота. Выбор материала и здесь обусловлен отнюдь не прочностными характеристиками.
Костяные ножи в эпоху металла
Даже бронза значительно превосходит кость по прочности и режущим свойствам. С появлением железа, казалось, кость окончательно утрачивает смысл при изготовлении лезвий. Зато она все более активно применяется в качестве материала для рукояти.
Традиция использовать рога и кости для рукоятей восходит еще к каменному веку. Так, весьма креативно выглядят традиционные ножи из кремня, изготавливаемые индейцами Северной Америки. Часто на рукоять шла не только обработанная кость, но и целиком медвежья или волчья челюсть.
С появлением металла подобные рукояти делают уже для металлических ножей. В случае же, если кость подвергалась резьбе и поверхностной обработке, ее белый цвет давал широкие возможности для использования различной тонировки.
Собственно, сама тонировка постепенно превращается в отдельное искусство – скримшоу. Оно, вероятно, возникло в среде китобоев в конце 18 века, но также характерно для народов крайнего севера, которые выцарапывали на доступных материалах рисунки или сообщения.
Наиболее доступные и удобные материалы этого региона – китовая кость, зуб кашалота и бивень моржа. Они же, наряду с рогами северного оленя, шли и на рукояти ножей.
В Сибири самым распространенным материалом для рукоятей был рог лося. Его бугристая поверхность позволяет уверено удерживать рукоять, а декоративность естественных форм – создавать уникальные рукояти даже без поверхностной обработки.
Редкость и красота многих видов кости делала их материалами престижного потребления. Слоновая кость издревле считалась элитным материалом. Совершенно понятно желание мастеров использовать ее при изготовлении элитного оружия, в том числе ножей.
Но все это – на рукояти. Тем не менее, желание использовать слоновую кость и для лезвия привело к появлению такого оригинального аксессуара, как нож для разрезания страниц. Дело в том, что на начальном этапе развития книгопечатанья брошюрование книг было несовершенным: страницы не обрезались по краю и разделять их было делом покупателя.
Купить книгу с неразрезанными страницами было еще и престижно, так как это гарантировало, что ее владелец – первый читатель данной книги. Сам процесс разрезания страниц представлялся особым ритуалом, и богатым книгочеям хотелось иметь для этого дорогой инструмент.
Впрочем, применение таких ножей включало и вскрытие корреспонденции. Так что распространение этого аксессуара можно связать и с развитием эпистолярной культуры в Западной Европе, когда письма стали запечатывать в бумажные конверты.
Мода на цельные ножи из слоновой кости прокатилась по всей Европе. Часто они украшались резьбой и скримшоу. Еще в 20-х годах XX века на Чукотке продолжали изготавливать подобные ножи на продажу в Америку и Европу.
Перипетии истории не помешали ножу для бумаг оставаться актуальным даже в начале XXI века, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны сегментного канцелярского ножа, изобретенного в Японии в 1950-х гг. Однако развитие электронной корреспонденции неминуемо ведет к переходу данного вида ножей в разряд диковинки и антиквариата.
Рукояти ножей из кости и рога. Специфика материала
Итак, сегодня лезвия ножей редко делают из кости. Это либо специализированные ножи, изготавливаемые в единичных экземплярах, либо реплики «первобытных» ножей, имеющие определенную популярность среди любителей исторической экзотики.
В Америке продолжают изготавливаться и продаваться сувенирные «индейские» ножи из кости. А мода на якутские ножи также обусловлена их ярко выраженной примитивностью. Эта примитивность выглядит естественно, если посмотреть на них как на реплики ранних костяных ножей, выполняемых из скола трубчатой кости.
Рабочие костяные ножи еще недавно выпускались небольшой американской семейной компанией Practical Abstractions. И все же большинство костяных ножей сегодня – сувениры. Другое дело – рукояти, накладки, подставки для ножей.
Кость – изумительный материал для рукояти ножа. Она вполне подходит для ручек массовых столовых ножей и вилок, которые будут отличаться высокими потребительскими качествами. Но по-настоящему кость раскрывается в резьбе, так как позволяет создавать работу с очень высокой детализацией.
На рукояти может быть использована практически любая более-менее крупная кость или рог. Отличные изделия получаются из бивня, кости и стабилизированного зуба мамонта.
Ископаемая кость очень разного качества. Многие бивни после контакта с воздухом рассыпаются в труху. Бивни лучшего качества лопаются по слоям и часто годятся только на заливку акрилом. Причем, если в таком бивне попадаются меловые прослойки, то блоки и пластины получаются непрочными.
Лучшим качеством обладает бивень, добытый в вечной мерзлоте. Но и он нуждается в долгой и осторожной сушке, иначе будет трескаться и подвергаться деформации. При этом, бивень не любит и излишней пересушенности. Именно поэтому сухой материал рекомендуют хранить упакованным в полиэтилен.
Что касается зуба, то даже в стабилизированном виде это очень капризный материал. Эмаль чрезвычайно тверда и хрупка, а дентин более мягок и пластичен, но тоже способен сохранять напряжение даже после стабилизации. Мастера утверждают, что зуб мамонта может совершенно неожиданно лопнуть уже после монтажа на изделие.
Для уменьшения риска советуют не только тщательно сушить зуб перед стабилизацией, но и выдерживать его не менее полугода перед использованием. Чем толще блок, тем больше выдержки он требует. Кроме того, зуб мамонта очень не любит воздействие воды, поэтому годится на рабочие ножи разве что в виде небольших проставок.
Друге виды слоновой кости – бивень слона, клыки моржа, зубы кашалота, бивень нарвала и т.п. более устойчивы к атмосферному воздействию, но все же подвержены некоторому растрескиванию с течением времени. Клыки моржа обычно имеют еще прижизненные трещины.
Впрочем, эти трещины обычно не сказываются на прочности рукояти и даже придают ей особый шарм. Клыки моржа ценятся за свою белизну, и в этом плане материал похож на отбеленную кость крупного рогатого скота. Поэтому подделки под моржовый клык широко распространены.
Ценным материалом для рукояти считается рог буйвола. Особенно популярны блоки и пластины черного цвета. Рог буйвола более вязок, его можно гнуть и прессовать под паром, он отлично полируется и смотрится весьма богато.
В принципе, на рукояти используют практически любой доступный рог. В ход идут трофеи и находки с марала, оленя, косули, лося и даже козы или барана. Главной проблемой при работе с рогами лося и оленя становится разная плотность, неоднородность материала.
При жизни, внутренняя часть рога пронизана кровеносными сосудами. В результате внутри рога образуется губчатая структура, менее плотная, прочная и красивая, чем внешний слой. Исходя из этого, и приходится проектировать рукоять.
Таким образом, при выборе кости как материала для рукояти, руководствуются либо максимальным использованием эстетики природных форм и текстур, либо ищут максимально однородную кость для украшения резьбой или скримшоу. Для второго случая обычная кость КРС подходит ничуть не хуже моржа и мамонта.
Ее использование ограничивается только размером и формой. В этом смысле еще недавно перспективно выглядели различные виды искусственной кости, из которых можно получить большие блоки однородного материала с высокими эксплуатационными свойствами.
Но искусственная кость так и не получила широкого признания. Во-первых, она не выглядит ценно с точки зрения мастера и потребителя, ведь ценность, во многом, проистекает из трудности по добыче и превращению материала в изделие. Во-вторых, теряется непосредственная связь изделия с миром природы, его душа.
Даже самое совершенное по исполнению изделие из пластмассы никогда не сравнится с ручной работой по дереву или кости. Ведь кроме опытной руки мастера, важен и выбор материала, который либо подчеркнет, либо умалит красоту изделия.