Корейские национальные ножи можно охарактеризовать смешением китайских и японских ремесленных традиций. Это логично укладывается в геополитическое расположение страны, занимающей промежуточную территорию между двумя азиатскими империями.
Напомним, что разделение Кореи на Южную и Северную произошло в 1945 году, и, поскольку традиции изготовления национальных ножей сложились задолго до этого, то в нашем контексте их можно считать едиными. Сложно сейчас однозначно решить где, в Китае или в Корее, раньше появились ножи с жесткими футляроподобными ножнами и зачастую в комплекте с палочками для еды. Именно такие наборы можно считать основным видом традиционного корейского ножа с названием Юнянгдо. Однако, если по форме и размеру аналогичные китайские ножи похожи, то по исполнению заметно отличаются.
В отличие от Китая, в Корее едят металлическими палочками, и по этому признаку традиционные ножевые наборы можно сразу отличить. К тому же, уровень декоративного оформления рукоятки и ножен у корейских ножей значительно выше. Очевидно различие китайского практицизма и корейской эстетики. В Японии также есть подобный нож или точнее женский кинжал, Кайкэн, но он никогда не комплектуется палочками и имеет более строгий вид.
У ножей юнянгдо короткая всадная рукоять, всегда безупречно сочетающаяся с ножнами, на крае которых обязательно присутствует кольцо для подвеса. Место примыкания рукояти к ножнам отделано так, что составляет часть симметричного декоративного блока наружного оформления. Входы в ножны выполнены с уплотнением, в котором фиксируется пята лезвия, что исключает произвольное выпадение ножа или колебание клинка. Если нож в комплекте с палочками, то для их аккуратного размещения предусмотрен отсек в ножнах или наружное приспособление фиксации.
Материалом исполнения рукояти и ножен, в зависимости от статуса изделия, служат:
- простые или ценные породы древесины, дополненные металлическими элементами;
- цветные и драгоценные металлы и сплавы: бронза, медь, латунь, мельхиор, серебро, а у ножей императорского придворного уровня ─ золото;
- дерево, отделанное кожей ската;
- реже рог или кость.
Даже самые простые деревянные рукояти с ножнами дополнены тем или иным декоративным оформлением, имея симметричный завершенный вид, что говорит о качествах менталитета их авторов и всего народа:
- упорядоченность;
- аккуратность и умеренность;
- чувство красоты и гармонии.
Глядя на эти ножи, вспоминается поговорка «мал золотник, да дорог».
Что касается практической стороны корейских ножей юнянгдо, то, при одинаковых средних размерах, можно отметить разнообразие формы клинков, назначение которых соответствует образу жизни их владельцев. Встречаются модели с клинками наподобие скандинавских, с дропом на обухе или острием, опущенным вниз («овечье копыто»). Но в целом юнянгдо можно считать универсальными ножами, предназначенными для постоянного ношения с собой. Заточка лезвий у них двусторонняя, симметричная, а толщина клинков около 2 мм. Старинные образцы в основном с клинками из упругих углеродистых сталей, современные ─ из нержавейки или дамаска.
Соседство с Японией позволило корейским кузнецам овладеть передовыми технологиями ручного изготовления и обработки оружейных и инструментальных сталей. Мечи и ножи там уже в средневековый период ковали дифференцированно из углеродистых, дамасских, булатных сталей и их сочетаний. Развивая современные высокотехнологичные металлургические предприятия, Корея бережно хранит свои ремесленные традиции. Наиболее показательным является культурно-исторический центр Чонганвон, где традиционным способом вручную изготавливают заказные кованые клинки.
Есть в корейском ножевом промысле еще как минимум два направления, состоящие из оригинальных традиционных моделей. Одно из них ─ эксклюзивный нож-украшение Чангдо. Это миниатюрный нож с клинком длиной около 4 см, в ножнах с ювелирным декоративным оформлением. Чангдо дарят женщинам и детям, чтобы они носили его как талисман в виде подвески или брелка.
Другое направление, представляющее наибольший коммерческий интерес корейских производителей ─ кухонные ножи. Распространенные типы таких японских ножей, как Сантоку, Накири, Деба используются и в Корее, но помимо них есть свои особенные традиционные модели. По исполнению они напоминают японские, с всадными рукоятками из простой древесины и клинками из углеродистой стали.
В отличие от японских Гьюто (шеф-нож) и Деба (рыбный), режущая кромка корейских аналогов более закруглена кверху и, соответственно, острие расположено выше. Есть чисто корейский вариант дебы с острием, задранным выше обуха и рукоятки. А аналог Кирицуке (исполнение Сантоку с остроугольным передом) имеет клинообразную форму. Другие традиционные модели с остриями в форме корабельного носа различаются по ширине клинка и предназначены для разделки мяса.
Современные корейские кухонные ножи наиболее востребованы в виде интегралов, то есть цельнометаллических конструкций со стальными рукоятками и коррозионностойкими клинками. Дамаск везде в почете, и в корейском исполнении он имеет чаще крупный пятнистый рисунок.
Несмотря на богатую национальную ножевую культуру Кореи, в России об этих ножах еще мало известно. Эта продукция не предназначена для широкого экспорта и высоко ценится у себя на родине, поэтому претендует на роль коллекционного эксклюзива.