Во многих культурах и обществах по всему миру оружие и доспехи играли важную роль вне поля боя, особенно в качестве маркеров социального статуса, воинского звания, храбрости и богатства. В Йемене эта традиция по-прежнему сохраняется, где личный кинжал известен как jambiya - «джамбия». Это название происходит от арабского слова, означающего «бок, изогнутый в бок». В широком смысле это оружие олицетворяет многовековые традиции племенной борьбы и чести, а в меньшем масштабе - олицетворяет мужественность, социальный престиж и семейную идентичность. Джамбия оказала столь сильное влияние на культуру Йемена, что ее присутствие отразилось во всех регионах исламского мира, от Марокко до Индии, вдохновив на создание региональных версий этого холодного оружия. Арабский кинжал джамбия размещен на гербе государства Оман.
Как правило, нож джамбия характеризуется коротким, широким, обоюдоострым, изогнутым лезвием, которое постепенно сужается к кончику, с выпуклой средней полосой, проходящей по всей длине. Этот конструктивный элемент увеличивает прочность клинка на излом. Рукоять обычно имеет форму балясины, двутавра или похожа на букву Т.
Правдоподобная теория появления джамбии состоит в том, что это оружие связано с Индией. В книге Айн-и-Акбари «Правление Акбара», тексте о правлении императора Великих Моголов Акбара (1556-1605 гг.), есть раздел, посвященный арсеналу Великих Моголов. В нем рассказывается о некоторых видах оружия из Индии, и нарисованный в книге изогнутый нож обозначен как «джамбхва», что является альтернативным написанием слова «джамбия». Возможно, что кинжал «джамбхва» попал в Йемен благодаря многовековым торговым отношениям с Индией. В XVI веке племена из разных частей Йемена внесли дополнительные изменения в арабские кинжалы в соответствии со своими обычаями, вкусами и наследием. Подтверждается, что джамбия точно существовал до 1763 года, когда немецкий исследователь Карстен Нибур (1733-1815) получил в подарок от аль-Махди Аббаса, имама Йемена, джамбию как часть комплекта традиционной одежды.
Йеменская джамбия была идеальным оружием для полукочевого и сельского населения, которое в основном использовало ее для защиты. Короткий изогнутый клинок давал ряд преимуществ владельцу. Во-первых, при ношении на поясе он обеспечивал мобильность и комфорт во время путешествия (и даже сражения) верхом на лошади или верблюде. Во-вторых, как и у большинства изогнутых ножей и кинжалов, лезвие джамбии изгибается в сторону противника, устраняя необходимость сгибать запястье под углом. Такая форма клинка обеспечивает большую легкость и стабильность в качестве колющего оружия, чем прямое лезвие. В-третьих, такой кинжал позволял выполнять более ловкие крутящие движения. Тяжесть клинка также была важна для боя: он позволял наносить более глубокие раны, чем обычный нож, поскольку мог прорезать мышцы и кости.
Однако появление огнестрельного оружия в начале-середине XVI века изменило не только боевые действия в Йемене и на остальном Аравийском полуострове, но и роль джамбии в них. Из орудия войны и защиты она постепенно превратилась в символ чести, самобытности, статуса, власти и мужественности. К середине 18 века джамбия прочно вошла в традиционную одежду. Мужчины, которые были связаны с каким-либо арабским племенем или имели племенное происхождение, носили родовой кинжал, чтобы продемонстрировать право защищать свое сообщество, наследие и фамилию. Йеменским мальчикам до сих пор дарят джамбию, чтобы отметить вступление в зрелый возраст. В доме йеменцев джамбия хранится в J-образных ножнах, которые изготавливаются из дерева и обтягиваются тканью, кожей или металлом.
При ношении джамбия заправляется за пояс или кушак халата. Крючок на ножнах имеет практическое назначение: он будет цепляться за пояс, чтобы ножны не вытянули вместе с вытащенным кинжалом. Некоторые йеменские мужчины носят джамбию постоянно, другие надевают кинжал на свадьбы, торжества и мусульманские праздники, такие как Курбан-байрам или танцы (бара'а). Это оружие также используется в качестве средства арбитража во время индивидуальных и племенных споров, отправления правосудия и достижения примирения. Поскольку арабский нож по-прежнему считается функциональным оружием, при обращении с ним следуют социальным и религиозным правилам. Например, кинжал джамбия должен доставаться из ножен только в крайних случаях спора или конфликта, иначе владелец оружия рискует навлечь бесчестие и дискредитацию на себя и свою семью.
Существует около семи основных стилей джамбии. Первый, наиболее распространенный - это «племенной джамбия». Этот кинжал украшен декоративными завитушками, отличающимися у разных племен, и вертикально заткнут за пояс или перевязь впереди живота. Второй - тума, который носят судьи и Сайиды, потомки пророка Мухаммеда, надевается под углом на правую сторону. Третий - абди, названный в честь семьи, которая первой ввела этот стиль. Он примечателен своей Т-образной рукоятью и посеребренными ножнами. В то время как племенной кинжал джамбия наиболее популярен в Йемене, абди известен как кинжал из Мекки и Медины. Четвертая форма – хадрамия с сильно изогнутыми ножнами. Такой кинжал был популярен среди элиты Хадрамаута. Короткий меч, сабики, похожий на джамбию, используют в северо-западном Йемене, а также в регионах Асир и Джизан Саудовской Аравии.
Джамбия из Омана под названием ханджар, что на арабском означает «кинжал», выглядит так же, как и йеменский аналог. Однако ее ножны L-образной формы оплетены 4 кольцами, которые скреплены между собой проволокой. Джамбия из Марокко отличается очень тонким обоюдоострым лезвием, начинающим плавно изгибаться примерно на три четверти длины. Рукоять имеет большое плоское навершие, похожее на лопатку, ножны длинные, тонкие, J-образной формы. Персидские образцы джамбии часто украшены чеканкой с изображением животных, сценами охоты и боя.
Ножны настоящей джамбии, покрытые серебром, золотом или медным сплавом, имеют очень сложные металлические украшения. Они включают в себя гравировку, травление или чеканку и часто инкрустируются полудрагоценными камнями. Важно, что в исламе мужчинам запрещено носить золотые украшения. Однако, поскольку джамбия - это оружие, она является исключением из этого правила. Стандартные рукояти часто изготавливаются из рогов коров, коз или буйволов, копыт или костей верблюдов, ценного дерева. Знатные люди предпочитают более экзотические и драгоценные материалы, в том числе агат, яшму, красный и желтый янтарь, серебро, слоновую или моржовую кость. Однако самым желанным материалом для рукояти является рог носорога. Самая популярная форма рукояти джамбии из кожи носорога «аль-сайфани» известна своим коричнево-желтым цветом, который начинает светиться с возрастом.
Аутентичный кинжал джамбия можно купить в странах Арабского мира и на Ближнем Востоке. Однако российские предприятия также изготавливают ножи по мотивам йеменского кинжала. Это довольно дорогой клинок, поскольку мастера стараются украсить рукоять и ножны в оригинальных традициях арабских стран. Например, кинжал джамбия производства Златоустовского завода ЗЗОСС стоит более 190 000 рублей. Он выполнен из стали ЭИ-107, украшен золотом, эмалью и никелем, фианитами и кабошонами. Изделие имеет лезвие длиной 180 мм с толщиной обуха 4 мм и 150 мм рукоять. Твердость стали составляет 25 HRC, поэтому кинжал носит подарочный, сувенирный характер.
Златоустовские мастера изготавливают сувенирные джамбии в широком ценовом диапазоне: в зависимости от размера и используемых материалов их цена составляет от 190 000 до 270 000 рублей. Клинки джамбия выполнены по методу художественной гравюры с использованием никелирования, золочения и чернения.
По мотивам джамбии сделан кинжал «Зафир» из дамаска производства компании АиР. Клинок длиной 260 мм стоит около 90 000 рублей, изготовлен из стали ZD-0803, самшитовая рукоять и ножны украшены золотом и эбеновым деревом. В создании этого клинка принимали участие и оружейник, и художник, и гравер. Такие клинки обычно приобретают, чтобы сделать подарок. В этом смысле джамбия больше произведение искусства, чем национальное холодное оружие.