Средневековый город Толедо был центром амбициозной и воинственной Испании. Именно там зрели планы морских завоевательных экспедиций, воспитывались лучшие гладиаторы и зародилось искусство фехтования, ставшее известным нам как мушкетерское. Испанские воины первыми отказались от использования щитов, заменив их кинжалами. Так появилась техника ведения боя с клинковым оружием эспада (шпага) и дага (кинжал).
Там же, в Толедо, в XIII веке возникло оружейное производство, которое стало ведущим в странах Европы и Средиземноморья, снабжая мечами Римские легионы. Лучшие толедские клинки того времени ковали из дамаска и булата, которые отличались высокой твердостью, режущей способностью, а также упругостью, позволяющей сворачивать шпагу кольцом.
В бою испанцы использовали кинжал Дага и нож Пуньял. Длина кинжальных клинков варьировалась от 25 до 40 см, а профиль был четырехгранный с долом или плоский. Шпагу обычно держали в правой руке, а кинжал ─ в левой, выполняя им контратакующие движения и защищаясь от секущих ударов. Обязательным элементом у Даги является массивный эфес с крестовиной, иногда дополненный защитной чашей или кольцом. С помощью загнутой вперед крестовины выполняли захват клинка противника, блокируя его при сближении. Лезвия Даги могли быть фигурными, наподобие крупного серрейтора, гравированными, со сквозными отверстиями, а рукоятки и чаши имели исполнение в самых разных стилях. Испанский четырехгранный узкий кинжал был предшественником итальянского стилета.
Боевой нож Пуньял служил дополнительным оружием, которое можно было метнуть в противника или применить вместо кинжала. У этих ножей могла быть симметричная форма с двумя лезвиями, или обычная ─ с одним. Им присуща рукоять цилиндрической или бочкообразной формы.
Кучийо или Бельдюк ─ нож простолюдинов с фиксированным клинком и односторонней заточкой ─ относят сейчас к бытовым, хотя у некоторых образцов заостренная клиновидная форма, которая вполне могла заменить Пуньял. Кучийо использовались для охоты и разделки мяса, и по сути это все не боевые ножи универсального назначения.
Начиная с XV века в Испании стали изготавливать складные ножи, которые приобрели широкое распространение в быту. Их было удобно всегда носить с собой в одежде или поклаже без риска нечаянно порезаться. Ими пользовались представители всех слоев общества. Сохранились средневековые экспонаты с простейшими деревянными или костяными рукоятками, с двумя разными способами упора клинка, бритвенные складные ножи и даже перочинные ножи со встроенным безменом.
От латинского названия парикмахерского ножа «новакула» произошло испанское наименование «Наваха». По мере развития ремесленного изготовления складных ножей совершенствовалось их устройство и позволяло расширять их назначение. С появлением простейшей пружинной фиксации клинков навахой уже можно было пользоваться как полноценным ножом, не придерживая клинок.
Далее устройства фиксации последовательно усложнялись и приобрели несколько вариантов исполнения, при которых навахой можно было работать как рабочим, кухонным, столовым и даже боевым ножом. Рукояткам навах всегда старались придать неизменную узнаваемую форму с сужающимся окончанием. Со временем популярность складных ножей побудила к созданию множества местных ремесленных центров по всей стране.
Плоская пружина создавала не такую жесткую фиксацию клинка в открытом положении, как хотелось бы, тогда ее дополнили плоской площадкой с окном (бентаном), в котором защелкивался фиксатор, расположенный на обухе. Для складывания ножа нужно было приподнять площадку пальцем.
В XVII веке появились навахи со своеобразным храповым механизмом на обухе, зубцы которого щелкали, проходя по пружине при раскладывании. Благодаря этому звуку «к-р-р-р», такие ножи назвали Каррака. Возможно этот звук был предупредительным сигналом, который создавали мастера, изменяя количество и величину храповых зубцов.
В XVII веке в Испании стали законодательно запрещать владение ножами с фиксированным клинком среди простолюдинов. Поскольку на складные ножи запрет не распространялся, навахи стали еще более распространенными, а модели с механизмом жесткой фиксации приобрели еще одну функцию ─ возможность применения в качестве оружия. Если до этого длина клинков составляла от 12 до 22 см, то у «боевых» навах клинки достигали 40 см и могли заменять кинжал.
Для использования навахи в качестве оружия ей требовалась еще более жесткая фиксация клинка, что достигалось утолщением пружины. При этом, для ее приподнимания при складывании требовалось прикладывать больше усилий, и это было затруднительно для пальцев. Тогда бентаны стали оснащать кольцом, за которое удобно приподнимать пружину. В XVIII веке кольцо заменили более компактным рычажком «паланкилой», который опирался краем на обух.
К XIX веку в Испании оформилась определенная типология навах, видов которых насчитывалось более дюжины. Самые крупные модели «навахон» достигали одного метра в сложенном виде и заменяли шпагу. Поскольку ножом пользовались моряки и торговцы, путешествующие по Средиземноморью, Океании и Европе, в тех странах, где они бывали, стали появляться свои разновидности навах: мексиканская, итальянская, английская, немецкая, французский складной нож Лайоль и другие.
Для женщин изготавливали изящные небольшие модели ножей, которые можно было носить за набедренной повязкой. Испанские городские жители осваивали тонкости владения навахой, начиная с детского возраста. Классическая техника фехтования преобразовалась в приемы уличного боя навахами. В правой руке держали нож, в левой ─ накидку для защиты от порезов и блокировки ударов. Поножовщина приобрела массовый характер, и в 1908 году указом министра внутренних дел было запрещено использование любых ножей с клинками длиной более 150 мм.
Навахи изготавливают и сейчас, они являются самым распространенным испанским сувениром. Также в Испании есть достойные внимания производители, которые выпускают и ножи с фиксированным клинком в традиционном или авторском исполнении.