Между Байкалом и Монголией расположена республика Бурятия, которая входит в состав России, а географически является частью Азии. Субъект Советского Союза, образованный в 1923 году, назывался Бурят-Монгольской автономией. В 1992 году, после принятия Декларации о государственном суверенитете, Бурятия стала отдельной республикой со столицей Улан-Удэ. Естественно, монгольские корни не могут не отразиться на традициях, культуре и ценностях бурятского народа.
Изучая мужской национальный бурятский костюм, можно увидеть, что один из его неизменных атрибутов – это нож в ножнах, помещенный за поясом или подвешенный на цепочке. Собственно, нож нас и интересует. Какие особенности и отличительные признаки у традиционного бурятского ножа? Как он использовался в действительности, и есть ли у него современные реплики? Попробуем выяснить это и приглашаем к ознакомлению Вас, дорогие любители остро-холодного.
Кузнецы-дарханы в Бурятии почитались на уровне шаманов: их изделиям придавалось мистическое значение. Например, на постели больного в изголовье клали нож, сделанный местным дарханом. Оружие помогало защититься от духов, приносящих болезни. Кузнечное ремесло было кастовым и передавалось от отца к сыну. Кто-то из дарханов специализировался на ковке железа, а кто-то на цветных металлах (по большей части на обработке серебра). Основными промыслами населения Бурятии были скотоводство, охота, рыбалка и сельское хозяйство. Без металлических изделий во всех этих занятиях никак не обойтись, как и без оружия, на котором основано поддержание мирной независимости. Ножи, мечи, кинжалы и доспехи бурятских кузнецов в России считались высококлассными, они ценились наравне с дагестанскими и восточными дамасскими.
«Белые» дарханы в совершенстве овладели ювелирным ремеслом и свариванием серебряных поверхностей с железной основой. Наружное посеребрение и инкрустирование стали специфическим декоративным почерком бурятских кованых изделий, которые приобретали благородный внешний вид и противокоррозионную защиту. Самые дорогие статусные вещи также украшались самоцветами, кораллами, бирюзой и золотом.
Ножи-хутаги (в некоторых источниках «хутги») как инструмент первой необходимости носили мужчины и женщины. Уже при рождении сына отец сразу заказывал для него новый нож, как символ достоинства и мужской доблести. Богатство отделки ножа считалось показателем престижа и положения в обществе. Большая часть бурятов вела кочевой образ жизни вокруг пасущихся в долинах стад овец, коз, коров, верблюдов и лошадей. Этим обусловлено назначение, а также конструкция традиционного ножа, предназначенного главным образом для забивания и разделки скота.
Клинок у хутаги узкий, прямой, длинный, с двусторонней симметричной заточкой и острием, расположенным ближе к линии обуха. Таким орудием кочевники умело осуществляли забой скота специальным способом, резко вонзая клинок в особое узкое место в основании черепа. При этом животное не успевает испугаться, поэтому в кровь не попадают гормоны, вызванные страхом, что благоприятно сказывается на вкусовые и питательные свойства мяса. Узкий маневренный клинок также выполнял роль жиловочного ножа при разделке туш.
На верхней части ножен хутаги имеется кольцо, к которому прикреплена узкая цепь, длина ее рассчитана от пояса до колена. С противоположной стороны цепь присоединена к пряжке в виде зажима или подвески, которая надежно крепилась на поясе или обвязывалась вокруг него. Цепь предотвращает потерю ножа, что вполне возможно: при езде верхом на лошади ножны могут выскользнуть из-за пояса. Другая функция цепного подвеса ─ это показательное обезоруживание без полного снимания ножа. То есть, если бурят приходил в гости, он вынимал нож из-за пояса и оставлял в подвешенном виде так, что с уровня колена его быстро и внезапно не достать из ножен.
Ножи, изготовленные для супружеской пары, выполнялись в одном стиле и символизировали неразрывную связь. У женского ножа изящный вид, его клинок и рукоять более узкие, чем у мужского. Для изготовления клинков использовались булатные и дамасские стали, на поверхности которых часто выполнялись символические гравировки. При специфической геометрии, клинок хутаги должен выдерживать значительные нагрузки для выполнения основных и сопутствующих работ по назначению. Поэтому к режущим характеристикам стали, ее упругости, ударной вязкости предъявлялись особые требования, и они непременно учитывались. Археологические артефакты говорят о том, что во втором тысячелетии до н.э. на территории Бурятии уже была развита разнонаправленная обработка металлов.
В создании рукояток и ножен применялись дерево, кость, бивни моржей, и конечно серебро. В работе над ними задействовались техники чеканки, пайки, гравирования, ювелирной закрепки камней, золочения, патинирования, полировки.
В наши дни значение бурятского кузнечного дела приняло уже не практическое, а культурно-творческое значение, но не утратило актуальности. Современные мастера усвоили весь тысячелетний опыт дарханов и способны придать искусному исполнению ножей новое видение. Наиболее выдающимся бурятским популяризатором в европейской части России стал Жигжит Баясхаланов, работающий в Санкт-Петербурге. Он создает инсталляции и коллекционные ножи на уровне произведений искусства как в традиционном, так и авторском стилях.
Неудивительно, что ценителей бурятских ножей меньше не становится. Эти клинки воплощают в себе достояние традиций коренных забайкальских народов и высочайшее мастерство.