Долгое время африканские племенные ножи оставались предметом изучения узких специалистов и музейных работников. В облике клинков африканских народов не всегда угадывается их настоящая функциональность, поэтому область их применения зачастую описывается по легендам, сложенным теми, кто во время колонизации Африки разграблял местные сокровищницы и вывозил в Европу и Америку (чтобы назначить за экзотический нож громадную цену, требовался красивый миф в её обоснование).
Массовый всплеск интереса к африканским ножам обеспечила многопользовательская компьютерная игра Counter-Strike, в одной из версий которой появилась серия оружия, объединённая названием «Африканская сетка» (большинство скинов добавили в августе 2013 года, но и потом серия продолжила расширяться). Её легко узнать по оформлению в защитно-оливковых тонах, по которым разбросан рисунок переплетающейся сетки. Хотя это оружие никакого отношения к древним африканским ножам не имело, образовалось много увлечённых людей, которые полезли добывать в сеть информацию о клинках народов, населяющих чёрный континент.
Традиционные африканские ножи
Оказалось, что эта тема освещена достаточно смутно. Кроме того, на существующую информацию наложилось раскрытие аферы Манфреда Цирнгибля (соавтора книг «Afrikanische Waffen» и «Panga Na Visu»), поставлявшего на рынок оружие, признаваемого специалистами аутентичным. Однако впоследствии выяснилось, что оно либо собрано из уцелевших элементов с новодельными дополнениями, либо полностью изготовлено австрийским кузнецом Тильманом Хебайзеном. Ряд этих новоделов оказались в музеях мирового уровня и продавались на знаменитых аукционах (например, Сотби) как оригиналы. Поэтому далее мы приведём несколько заведомо подлинных клинков из обзоров Итана Райдера, который при помощи коллекционера Вольфа-Дитера Мирша и самого Хебайзена, ранее не подозревавшего, в какое дело его вовлекли, раскрыл аферу Цирнгибля.
У этого инструмента длиной 56 см множество имён: Нгволо, М'Боло, Гулу, Нцака, Бвакойя или Мбели. Он находился в обиходе народа Нгомбе («люди леса» или «люди воды» по разным источникам). Предмет изготовлен на территории Демократической Республики Конго приблизительно в начале ХХ века. Клинок выполнен из кованого железа. Рукоять имеет деревянную основу, обмотанную полосами железа и латуни, а на тыльнике для украшения вбиты латунные гвозди. Больстер отделан кожей. Западные источники часто именуют этот инструмент «ножом палача», однако это ошибочное мнение, сложившееся от легенд, по которым африканскому оружию старались придать мрачно-кровавую славу. Хотя такими клинками, действительно, могли казнить животных или людей, нож является статусным предметом. Также он использовался в церемониальных танцах и служил одним из видов местных денег. Полосы, украшающие клинок, наносились заострённым молотком по нагретому лезвию, представляя собой вид чеканки.
Нож длиной 47 сантиметров также был предметом высокого статуса, участвуя в местных церемониях. Такая форма клинка считается одной из традиционных для племён Теке и Нкунду, проживающих на территории современных Республики Конго и Демократической Республики Конго (некогда Заир). Однако география использования этого ножа простирается куда дальше. Эти ножи отправлялись местными купцами по реке Заир, и их охотно выменивали такие племена, как мбочи, мондзомбо, либинза и нгомбе, проживающие к северу и югу от точек производства. Клинок выполнен из железа и украшен высеченными параллельными канавками. Дискообразный тыльник деревянной рукояти объединяет экземпляры, изготовленные Теке и Нкунду, живущих достаточно далеко друг от друга. Кроме того, рукоять здесь всегда обматывали латунными полосками. Сделан этот нож на стыке 19-го и 20-го столетий.
Двойной кинжал не является чем-то исключительным, так как такое оружие применяли в разных регионах планеты. Однако приведённый выше экземпляр длиной 39 см считается чрезвычайно редким (по сведениям Итана Райдера известно всего четыре таких предмета) и у него даже нет устоявшегося имени. Народ Шона, проживающий на территории современного Зимбабве, обычно пользовался парой кинжалов бакатва, размещая её в одних ножнах. Но если спарка достаточно многозадачна, то здесь о функциональности говорить не приходится. Скорее, этот предмет тоже имел статусное предназначение, о чём говорит хотя бы искусная отделка рукояти. Точная дата изготовления этого удивительного кинжала неизвестна.
Раз бакатва был упомянут, то покажем и его. Этот обоюдоострый кинжал длиной 34 см применяли в религиозных церемониях, так как по местным верованиям он связывал хозяина с предками и духами-союзниками. Выполнили его из железа мастера народности Шона примерно в начале ХХ века. Церемониальный кинжал никогда не носили на охоту и не использовали в быту. Чаще всего такими кинжалами владели прорицатели-целители и духи-медиумы. Во время церемоний к кинжалу обращались, как к одухотворённому существу. Клинок выполнен из железа, причём, одну из половин специально зачерняли. Ножны собирали из двух деревянных половиной, обматывая их тонкой проволокой из латуни. Её свивали так, чтобы создавать узоры. Таким же образом украшали и рукоять.
Такие кинжалы были в ходу у народности Лози (также известна под именем Баротсе, Бароси или Барутсе), проживающей на Юго-Западе Замбии. Несмотря на украшение клинка длиной 22 см, выполненного из железа, Райдер относит ножи подобного типа к утилитарным. Однако искусная резьба по дереву превращает ножны в предмет народного творчества. Примечательной особенностью ножен здесь стало треугольное окошко, через которого можно полюбоваться и узорами на металле. Сделан этот кинжал в начале ХХ века.
Тут уже напрямую видно влияние западной цивилизации с привнесённым ей огнестрельным оружием. Впрочем, это влияние можно увидеть даже в форме клинка, выполненного из железа. Рукоять и ножны вырезаны из дерева. Однако Итан Райдер обращает внимание на скрытый элемент. Ведь спусковой крючок – это уже не дерево, а кусок железа, обмотанный кожей, маскирующей его под общий фон. Скорее всего, железо выполняло роль скрытого талисмана, который можно часто обнаружить на традиционных африканских ножах. Эта авторская ножевая композиция длиной 23 см создана неизвестным мастером в середине ХХ века где-то на территории Западной Африки.
Теперь отвлечёмся от коллекции Райдера и рассмотрим метательные ножи Африки по сведениям из других источников. Какие метательные ножи являются национальным достоянием Африки и какова история появления традиционного метательного ножа Африки?
Метательный нож «Молния»
Нам известно, что вначале своего развития человек изобрёл палку-копалку. Довольно скоро он также выяснил, что с её помощью можно не только копать, но и добывать добычу. В Африке идея охоты с помощью метания быстро обрела популярность и использовалась повсеместно. Среди племён Африки деревянная палка использовалась как метательный снаряд и считалась значимым орудием войны и эффективным оружием для охоты.
Прямые палки имели длину от 50 сантиметров. Длинные варианты от 1 метра использовались, чтобы убивать добычу на расстоянии всего нескольких шагов. С особой эффективностью метательные палки применялись для охоты на грызунов, кроликов и птиц. Бросались такие палки с большой силой и точностью. Для того, чтобы палка летела с большой скоростью и силой, сразу поражая добычу, ей нужна тяжесть, а ещё лучше что-нибудь режущее с разных сторон. Поэтому палки стали делать Т-образной и Г-образной формы. Они напоминали что-то вроде невозвратного бумеранга. Затем к ним начали приделывать металлические шипы для более сильного поражающего эффекта.
Таким образом, согласно мнению большинства историков Африки, и появляется железное метательное оружие. Похожее на смесь косы, дубинки и сабли с крюками, оно имело по несколько острых лезвий, прикреплённых к рукоятке.
В зависимости от племени, такое оружие имело множество названий. То, что у нас уже привычно именовать «молния», в Африке называется хунга-мунга, гангата, пинга, кульпеда, мамбеле, мудер и ещё десяток названий.
От страны к стране, от племени к племени такие метательные ножи меняют форму, вес, материал рукояти и даже ценность в обществе. Поэтому в музеях и оружейных коллекциях можно встретить «молнии», сильно отличающиеся друг от друга. Несмотря на такое разнообразие, у них есть и общие характеристики. Например, диаметр окружности, которую «молния» описывает в полёте, составляет от 50 до 70 см, а средний вес таких метательных ножей в среднем 600 грамм.
Изготавливалась «молния» двумя способами. Первый — когда кузнец брал металлическую заготовку и выковывал из неё форму, напоминающую клинок меча. Затем при помощи зубила от этой заготовки отстукивались так называемые боковые клинки в зависимости от того, какой формы должна быть готовая «молния». Каждый из этих клинков потом выковывался, и метательный нож обретал окончательную форму. Второй способ — когда боковые клинки изготавливались отдельно, а затем кузнец приваривал их к общему клинку. Но такие молнии получались менее надёжными и ценились ниже, чем изготовленные первым способом.
Закалка Африканских метательных ножей проводилась в пальмовом масле. Такая процедура называлась чернением. Чернение придавало оружию прочность и характерный цвет. Также на нож могли наноситься какие-либо магические символы, которые по верованиям народов Африки придавали оружию смертоносность. Рукоять метательного ножа обматывалась кожей или верёвкой.
Хоть «молния» и является метательным ножом, она высоко ценилась и металась крайне редко. Воины боялись её потерять и метали только в тех случаях, когда были уверены в победе или в том, что оружие можно будет вернуть обратно. Поэтому в первую очередь в сражениях метались копья и дротики, а лишь потом «молнии».
Африканцы метали ножи двумя способами: вертикально и горизонтально. При вертикальном метании ножа дистанция броска становится ниже, но повышается сила и точность удара. Чаще использовался горизонтальный бросок. При таком метании не нужно с точностью выцеливать врага. Достаточно метнуть нож просто в его сторону с расстояния 30-40 метров. Диаметр ножа «молнии» позволял создать обширную зону поражения, и уклониться от него было очень сложно. Попав в противника даже по касательной, такой нож наносил серьёзные травмы. Также при броске метательные ножи «молния» создавали характерный гул, оказывающий психологически устрашающее воздействие на противника.
В целях защиты африканцы уклонялись, отскакивали и использовали широкие щиты, за которыми могли спрятаться от броска. Но даже они не всегда спасали, так как попав в край щита одним лезвием, «молния» могла зацепить владельца щита другой стороной, либо отскочить от щита и ранить врага, стоявшего с ним рядом.
Информации о способах применения африканских ножей «молния» у исследователей крайне мало. Несмотря на это, есть несколько мнений о том, где они использовались:
- Помимо сражений, железное метательное оружие использовалось африканскими жрецами и колдунами для проведения обрядов по борьбе с духами и демонами. Рукоять таких ножей обматывалась проволокой из ценных металлов.
- В Дарфурском султанате «молнии» являлись символом власти и церемониальным оружием гвардии Султана. Украшались ценными породами деревьев и драгоценными камнями. Рукоять таких ножей выполнялась из кости.
- Также данное орудие могло носить ритуальный характер и подчёркивало мужскую силу владельца. Из-за анатомических особенностей, завуалированных в некоторых вариациях ножей, считается, что эти клинки участвовали в свадебной церемонии и традиционной жизни общин Африки.
- Некоторые экземпляры молний были небольшого размера и не имели заточки. У них не было рукояти, а в клинках иногда проделывали отверстия. Считается, что такие экземпляры были средством обмена и использовались вместо денег. Ими награждали воинов и платили дань в случае поражения.
И.А. Ефремов в романе «На краю Ойкумены» рассказывает, как молодой скульптор Пандион отправляется в путешествие и оказывается в рабстве в Египте. Для того чтобы вернуться на Родину, ему приходится пересечь весь Африканский континент. Во время путешествия Пандиону и его другу дарят два больших метательных ножа. Ефремов описывает их, как «широкую бронзовую пластину, рассечённую на пять концов, четыре из которых серповидно изогнуты и заточены, а к пятому, откованному наподобие пальца, приделана роговая рукоятка. Оружие, брошенное умелой рукой, со свистом вращалось в воздухе и убивало жертву наповал с расстояния двадцати локтей». В качестве подарков автор неслучайно выбрал два метательных ножа. Несмотря на многообразие такого вида африканского оружия, в каждом племени оно было не только орудием убийства и охоты, но и символом воинской доблести и мужской силы.
Современные африканские ножи
Но африканские ножи – это не только далёкие эпохи, когда в джуглях прятались воинственные племена. Современная цивилизованная Африка имеет достаточно ножевых фирм или мастеров, завоевавших признание найферов. Например, Роб Браун признавался лучшим найфмейкером пяти различными известными ножевыми шоу, а сертификата за выдающееся мастерство удостоились почти сорок его ножей. Поэтому в последнем разделе нашей статьи приведём три примечательных бренда, ножи которых известны во всём мире.
Компания Chris Reeve Knives имеет южноафриканские корни, ведь Крис Рив начинал свой путь в мир ножей, работая в городе Дурбан (ЮАР), и только к 1987 году перебрался в США. Но и по сей день он даёт придуманным им моделям африканские имена. Самым известным его ножом считается «Себенза» («работа» по-зулусски). Иногда имена подчёркивают статус владельца, ведь «Умнумзаан» (Umnumzaan), можно перевести, как «глава семейства», а «Инкоси» (Inkosi) считается аналогом слова «шеф». В прочем, «Импинда» (Impinda) звучит поговоркой «сложи, повтори». А есть ещё Umfaan, Mnandi, Nyala или Sikayo. Хотя формы ножей Chris Reeve Knives и далеки от традиционного оружия чёрного континента, Крис Рив всячески старается сохранить связь с Родиной.
Первый свой нож Арно Бернард выточил из старой пилы в мастерской на окраине Вифлеема (город в восточной части провинции Фри-Стейт, ЮАР). Долгое время мастер оставался местной достопримечательностью, хотя его и зачислили в Гильдию ножевиков ЮАР. Славу ему принёс проект «Нож года», который вёл американский журнал Sporting Classic Magazine, выбравший пару ножей Арно Бернарда в 2005 году, как лучшие из лучших. С тех пор успех мастера только рос, а к ножеделию перешёл и его сын Арно Бернард-младший. Правда, сейчас штаб-квартира компании тоже находится в США. Её ножи можно отнести к стилю «бушкрафт».
Honey Badger – достаточно молодой южноафриканский бренд. Но он вырос из многолетней работы Марка Агера, в 1987 году основавшему фирму Ramrod Manufacturing (PTY) Ltd. С того момента из города Рандбург начали расходиться многочисленные товары для охотников и путешественников. В 2014 году Агер представил публике складные ножи, выбрав в качестве торговой марки медоеда. Эти ножи примечательны тем, что представляют собой конструктор, созданный на базе одной модели. Она смотрится по-разному в зависимости от профиля клинка. А «обновить» внешний вид можно, сменив накладки рукояти, которые продаются наборами.