На сегодня не существует единого определения язычества, которое бы охватывало все его проявления. Обычно это понятие называют многобожием или политеизмом и используют для обозначения древних доиудейских, дохристианских и доисламских религий. Современные язычники могут следовать определенным традициям или собственному вдохновению – их верования называют неоязычеством. Язычество не догматично – языческая вера придерживается собственного видения Божественного как сочетания общественного и личного опыта. Чтобы узнать все о язычестве, нужно усвоить огромный объем исторических, культурных и социальных сведений о древнем мире.

Языческая вера – это религия предков всего человечества. Это древнее религиозное мировоззрение существует на большей части земного шара и по сей день. Оно есть и в развитых странах типа Японии или Индии, и в менее сложных племенных обществах по всему миру. Язычество находилось в основе европейских религий классической древности – Персии, Египта, Греции и Рима, а также их «варварских» соседей на северных окраинах. Языческие культы имеют тройственный характер: их приверженцы почитают природу, поклоняются многим богиням и чтут небожителей – существ с человеческими и божественными свойствами.

В наше время язычеству посвящен огромный культурный пласт. Это художественные произведения жанра «фэнтези», видеоигры, фильмы и классические исследования древний верований таких авторов, как Дж. Дж. Фрэзер, Д.К. Зеленин, В.Я. Пропп, Б.А. Рыбаков, переработанная и адаптированная мифология. Следы язычества можно обнаружить во многих проявлениях современной цивилизации.

Славянское неоязыческое сооружение
Современные символы славянского язычества
Символика славянского неоязычества

Так, любовь человечества к искусству была взращена в языческой древности с ее зрелищами и храмами, но ей долгое время не было места в иконоборческом христианстве или исламе. Развитие науки в том виде, в каком мы ее знаем, началось со стремления греков и вавилонян понять скрытые закономерности природы, а культивирование гуманной воспитанности, идеала всесторонне развитой личности, было заимствовано мыслителями эпохи Возрождения из трудов Цицерона. В языческих городах Средиземноморья природа и сельская местность никогда не были далеки от внимания людей. И сегодня мы видим, что парки, сады и даже зоопарки воссозданы в современной Европе не представителями догматических религий или атеистами, а вдохновленными античной классикой архитекторами и строителями эпохи Просвещения.

На сегодня самым универсальным определением является следующее: язычество это политеистическая или пантеистическая религия, в основе которой поклонение силам, существам и духам природы. Дух места почитается в языческих религиях, будь то персонифицированный природный объект, такой как гора, озеро или источник, или мифическое божество-хранитель, как Афина, покровительница Афин. Годовой цикл с различными акцентами, придаваемыми ему временами года, рассматривается большинством язычников как модель духовного роста и обновления человека. Многие язычники считают саму Землю священной - в Древней Греции ей всегда предлагали первое возлияние вина, хотя у этого символа природы не было ни жречества, ни храма.

Языческие божества и их плюрализм являются признанием многообразия природы. Некоторые язычники рассматривают богов и богинь как сообщество индивидуумов, во многом подобное разнообразному человеческому сообществу в реальном мире. Другие, такие как древние последователи Исиды и Осириса или современные язычники, исповедующие викканство (ведовство), рассматривают всех богинь как одну Великую Богиню, а всех богов - как одного Великого Бога, чье гармоничное взаимодействие является секретом Вселенной.

Символика почитания природы
Почитание языческого божества
Славянский языческий идол

Третьи считают, что существует высший божественный принцип, который «одновременно и хочет, и не хочет называться Зевсом», как писал Гераклит в V веке до нашей эры. Например, император Юлиан, великий восстановитель язычества в христианской древности, и многие индуистские мистики наших дней верят в абстрактный Высший принцип как источник всего сущего. Но даже они признают, что помимо Высшего божества существуют не менее божественные сущности низшего порядка. Язычников, поклоняющихся Единому, называют генотеисты - верующие в высший божественный принцип. Это не монотеисты, которые признают лишь одно истинное божество, по сравнению с которым все остальные божественные сущности являются ложными.

Классическим примером генотеизма или монолатрии является индуизм. Языческая вера индусов состоит в том, чтобы обычно служить одному богу, но при этом признавать, что существует бесчисленное множество других богов, которым также можно поклоняться. На тех же принципах существовали верования Древнего Египта, когда Верховный Бог выбирался из множества богов в зависимости от предпочтений фараона. Древние греки почитали 12 богов, однако главным считали только Зевса.

В отличие от христианства, иудаизма или ислама все языческие религии признают женское лицо божества. Религию, в которой нет богинь, вряд ли можно назвать языческой. Некоторые языческие направления, такие как культ Одина или Митры, предполагают исключительную преданность одному богу-мужчине, но не отрицают реальность других богов и богинь, как это делают монотеисты. Несколько лет назад англиканский епископ Лондона даже сказал, что религии, в которых есть богини, являются «дегенеративными».

Многие языческие культы часто включают в себя божеств-предков. Англосаксонские королевские дома Англии вели свою родословную от Верховного бога грома, грозы и природы Водана, а кельтские короли считали свое происхождение от бога Бели и богини Анны. Кроме племенных, во всех языческих обществах почитаются домашние божества. Это могут быть предки или недавно умершие, которые, возможно, не хотят навсегда покидать мир живых. Языческими божествами могут выступать дух источника, жаба или змея-хранительница дома, либо сообщества духов, таких как эльфы в Англии, Маленький народец в Ирландии, кобольды в Германии, Лары и Пенаты в Древнем Риме, божества жилища «камадогами» в Японии или «обычные» русские домовые.

Ритуал язычников–друидов
Стоунхендж, британские неоязычники–друиды
Друиды за сбором омелы

Культ семейных божеств сосредоточен в домашнем святилище с проведением ежегодного ритуала в их честь. В язычестве Дух домашнего очага часто почитается с ежедневным подношением еды и питья или с ежегодным ритуалом тушения и повторного разжигания огня. Благодаря ритуалам предков и домашним обрядам в язычестве сохраняется дух преемственности. Таким образом, не все языческие религии являются общественными: многие из них является семейными верованиями. Кроме того, не все языческие божества являются гуманоидными сверхличностями: среди них достаточно элементарных или коллективных мифологических сущностей.

Одним из следствий почитания природы, мировоззрения, которое рассматривает ее как проявление божественности, а не как нейтральный или неодушевленный объект, является то, что гадания являются неотъемлемой частью жизни. Предсказание по полету птиц было широко распространено в древнем мире и существует в современных языческих обществах. Практикуют язычники и гадание по внутренностям принесенного в жертву животного. Помимо чтения знаков, уже данных божествами, прорицатели могут также активно просить вселенную послать знак, например, бросая камни, чтобы прочитать образуемые при падении геомантические узоры. Язычники обычно верят, что божественный мир ответит на искренний запрос о предоставлении информации. Состояние транса также используются для общения с Потусторонним миром. Широко известны магические обряды кельтских друидов, такие как сбор омелы, способной предсказывать будущее, или жертвоприношение белых быков, делающее омелу действенным противоядием. Служители языческого культа Древней Руси, волхвы, также осуществляли богослужения и жертвоприношения, чтобы магическим путем узнать будущее и противостоять разрушительным силам стихии.

Обряд славянского язычника
Символы русских родноверов
Православие и язычество

Важным аспектом язычества выступает магия - преднамеренное достижение результатов средствами из Другого мира. Считается, что два мира – реальный мир и мир духов – находятся в постоянном взаимодействии. В Древнем Риме новобрачная торжественно смазывала дверные косяки своего нового дома волчьим жиром, чтобы в нём не было голода, а ее новорожденному ребенку дарили освященный амулет для защиты от злых существ. Скандинавские воины эпохи викингов накладывали на врагов магические «боевые оковы», чтобы парализовать их, а в англосаксонских рукописях записаны заклинания, приносящие исцеление и плодородие. Специалисты по магическим технологиям, например, заклинатели лошадей, предсказатели, ведуны и целители, распространены во всех языческих культах. Но часто при этом запрещено использование магии для личной выгоды или причинения вреда другим.

Славянское неоязычество или родноверие возрождает проведение дохристианских обрядов и не считает себя религией. Это скорее духовность, мировоззрение и философское отношение к миру. Среди неоязычников разных стран и культур много общего – они не воспринимают традиционные религии по причине их догматизма и консервативности. Язычники считают, что верования могут быть настолько же изменчивы, насколько изменчива окружающая нас природа.