Скульптура как вид искусства
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) – одна из древнейших отраслей изобразительного искусства. В виду большого разнообразия видов скульптур и применяемых для их изготовления материалов, единое определение дать непросто. Принято считать, что скульптура – трехмерное произведение, созданное путем отсечения от основы лишнего материала (резьба), либо прибавления (лепка) недостающего.
Впрочем, в современном искусстве эти две технологии часто смешиваются, а кроме того, скульптура может вообще не иметь основы, статики или устойчивой физической формы. Также сложно говорить о предмете этого искусства. Кроме традиционного изображения людей и животных, скульптура способна изображать растения, предметы или вовсе абстрактную сущность.
Скульптура физически ограничена в передаче пространства. Поэтому скульптурные композиции часто выполняются в виде барельефа или горельефа, где фигуры лишь отчасти отделяются от фона. Для усиления визуальной составляющей большинство древних изваяний были покрыты краской, которая доходит до нас лишь в редких случаях.
Большинство монументальных статуй прошлого были созданы с мемориальными целями или носили сакральный характер. Неудивительно, что создатели подобных скульптур стремились к максимальной долговечности своих творений и предпочитали твердые материалы, особенно бронзу и мрамор. Дерево также активно использовалось при изготовлении скульптурных изображений, однако его долговечность на порядок меньше. Поэтому до наших дней дошло мало работ древних мастеров резьбы по дереву.
Такие разные! Виды скульптур
В привычном представлении скульптура – произведение, предназначенное для осмотра со всех сторон. Но видов скульптур довольно много. Помимо скульптур для кругового обзора и разной высоты рельефов, существует, например, так называемый контррельеф, где изображение делается не выпуклым, но наоборот, углубленным. Эта техника не получила широкого распространения в современной скульптуре.
Как любое произведение искусства, скульптура рассчитана на определенное восприятие. Так, монументальная скульптура отличается не только размерами, но и связанностью с архитектурной средой. Скульпторы вписывают монументы в природную, но чаще рукотворную среду, делают их частью архитектурных комплексов с определенным идейным содержанием.
Желание украсить скульптурой сами здания, приводит к появлению монументально-декоративной скульптуры, в которую включают все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов, от атлантов, кариатид и горгулий, до скульптур, украшающих парки и фонтаны. Сюда же относят различные рельефные украшения.
Переносную скульптуру, не зависящую от среды, называют станковой. Ее размер близок натуре или меньше, а предназначена она для созерцания с близкого расстояния. Такая скульптура может иметь и утилитарное назначение. Так, рельефные изображения имеют большинство монет мира, и в этом, широком смысле, их тоже можно отнести к скульптуре.
Соответственно, любой рельеф, будь то резьба по драгоценным камням или дереву, пластику из глины и воска, тиснение, чеканку или литье металла, можно так или иначе отнести к скульптуре. В связи с развитием фото и видео, которые позволяют увековечить даже произведения из весьма нестабильных, недолговечных материалов, приобретают большую популярность скульптуры из льда, песка, овощей и тому подобных субстанций.
Доисторическая скульптура
Можно было бы предположить, что в дописьменные времена каменного века люди были больше озабочены изготовлением орудий труда, чем искусством. Но это не так. Даже немногие дошедшие до нас артефакты позволяют сделать вывод, что производство предметов культуры уже в каменном веке было широко развито.
Наиболее яркий пример – палеолитические Венеры. Уже само наличие нескольких типичных скульптур говорит о преемственности и масштабе их изготовления. Наиболее древняя известная статуэтка - Венера из пещеры Холе-Фельс, изготовленная из бивня шерстистого мамонта (возраст от 35 000 до 40 000 лет).
Несколько моложе (возраст 29 500 лет) высеченная из известняка Венера Виллендорфская. Есть мнение, что фигурки Венер имели культовый характер, а потому изначально не задумывались красивыми. Однако такое понимание опирается только на вкусы современного человека и не является научно обоснованным. На сегодня известно более ста палеолитических Венер, большинство из которых сравнительно небольшого размера – от 4 до 25 см в высоту.
Другой распространенной темой палеолита стали зооморфные сюжеты. Самый древний из них – 30-сантиметровый Человеколев из бивня мамонта, сделанный около 40 тыс. лет до н.э. Фигурка представляет собой человека с головой льва. Также из бивня сделаны искусные работы в виде плывущих оленей и ползущей гиены, чей возраст оценивают в 13 тыс. лет.
Несомненно, что многие несохранившиеся скульптуры делались из более податливого, но менее долговечного материала – дерева. В этом плане совершенно уникальной считается находка Шигирского идола, изготовленного 12,1 тыс. лет назад из ствола лиственницы. Трехметровый идол сохранился благодаря консервации в торфе на дне озера и был найден в Свердловской области.
Египетская скульптура
Говоря о древнеегипетской скульптуре, вспоминается прежде всего монументальные ее формы. Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе – древнейшая сохранившаяся на земле монументальная скульптура. Предположительная датировка (2559 год до н.э.) связана с деятельностью фараона Хефрена. Однако существует множество предположений о более раннем и сложном происхождении Сфинкса.
Так, отмечается плохо объяснимая непропорциональность статуи. Сфинкс имеет 73 метра в длину и 20 в высоту. Причем его лапы слишком длинны, а голова – мала. Обычно скульптуры египтян гораздо более пропорциональны.
Вызывает вопросы необычная эрозия скульптуры, похожая на ту, что вызывается водой. Хотя эрозию сегодня принято объяснять качеством известняка, из которого высекался сфинкс, надо иметь ввиду, что большую часть времени статуя была погребена песком по самые плечи.
Но самой большой загадкой является лицо Сфинкса. Хотя оно несет следы утраты (отбит нос, ритуальная борода), негроидные черты явно различимы. Обычно сфинкс изображал царствующего фараона, но все другие изображения Хефрена не похожи на это.
Великий храм в Абу-Симбеле, построенный при Рамсесе II в 1265 г. до н.э., дает еще один яркий пример монументальной архитектуры Египта. Единственный вход окружен четырьмя колоссальными 20-метровыми статуями, каждая из которых представляет Рамсеса II. Рядом с ногами Рамсеса находится ряд других, меньших статуй, не выше колен фараона, изображающих членов его семьи.
Большое количество дошедших до нас египетских скульптур было связано с погребальным культом. Характерной чертой этих статуй можно считать внимание к портретному, натуралистическому изображению лица и определенное пренебрежение к изображению тела. Тела, в большинстве случаев, изображены идеализировано, линейно, статично и схематично.
Другой характерной чертой египетского творчества исследователи называют эволюцию от живых и выразительных скульптур к более формализованным и каноничным. Впрочем, большое разнообразие сохранившихся артефактов позволяет находить шедевры из самых разных эпох исторического развития Египта. Например, знаменитый бюст Нефертити или деревянная статуя Каапера.
Что касается многочисленных рельефов, то египтяне использовали либо очень мелкий рельеф, либо контррельеф, наиболее выразительный при ярком солнечном освещении. В этом плане у них не нашлось подражателей и продолжателей, техника контррельефа использовалась в других странах и эпохах крайне редко.
Скульптура древнего Междуречья
Монументальная скульптура древнего Междуречья также, как и египетская, была тесно связанна с зодчеством. Грузные, схематичные, преувеличенно могучие фигуры на рельефах украшали стены дворцов и общественных зданий. Наиболее известными скульптурами этого рода являются крылатые быки из Ассирии, сцены охоты, войны и изображения мифических существ из Нимруда.
В тоже время, многие мелкие скульптуры Месопотамии полны жизни и гораздо более живописны. Так, очень выразительна Геннольская львица – месопотамская статуя возрастом 5000 лет, предположительно найденная недалеко от Багдада в Ираке. Сделанная из известняка, она изображает мускулистого антропоморфного человека-льва.
Скульптура человека-льва стала одной из самых дорогих в мире и была продана на аукционе Сотбис в 2007 году за 57,2 миллиона долларов. Другой выдающийся артефакт – терракотовый барельеф «Королева ночи» – изображающий крылатую обнаженную богиню с птичьими когтями, окруженную совами и львами.
Мидийское и Персидское искусство в целом продолжало традиции Шумера и Вавилона. Отдельной строкой стоит сказать о барельефах скалы Бехистун, высеченных по приказу Дария I. Вместе с пространной надписью, изображения повествуют о событиях 523-521 гг. до н.э., когда Дарию удалось расправиться со своими политическими оппонентами.
Чтобы барельеф с его политическим памфлетом не был разрушен, Дарий приказал стесать основание скалы, сделав барельеф и надпись практически недоступными. Однако скала привлекала и других творцов. Так в эпоху Селевкидов, ок. 148 г. до н.э., на скале появились барельефы на тему греческой мифологии, соединяя манеры исполнения греческих и местных скульпторов.
Индийская традиция
Наиболее ранние археологические находки, сделанные в долине Инда, относятся к бронзовому веку (2500 - 1500 гг. до н.э.). В поселениях Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) найдены печати с рельефом и небольшие скульптуры. Самая известная из них - статуэтка жреца из стеатита. Однако более распространенными образами были боги и звери.
Эмблемой современной Индии в 1950-м году была выбрана другая знаменитая древность – львиная капитель Ашоки, представляющая скульптурную группу из четырех львов. Эта капитель, изготовленная примерно в 250 г. до н.э., ранее венчала вершину колонны, изготовленную по приказу царя Ашоки. Историки находят остатки множества таких колонн, большинство из которых были уничтожены мусульманами.
И находки из Мохенджо-Даро и капители Ашоки носят следы влияния искусства Междуречья. Позже, ему на смену приходит греческое влияние. Однако индийская скульптура постепенно обретает свой уникальный язык. Произведения индийских мастеров обладают большой реалистичностью, а большинство скульптурных композиций отличаются структурной сложностью, динамичностью и даже некоторой избыточностью.
Особую роль играет изображение эмоций. Боги изображаются либо веселыми, благодушными, либо выражающими сострадание или проявляющими гнев. Люди и мифологические существа и телом, и лицом выражают свои чувства. Например, каменные якши, созданные около I в. до н. э. в Матхуре, показаны откровенно чувственными и сладострастными. Многочисленные эротические сцены связаны с образом изящных женщин (сурасундари) храмов Кхаджурахо.
С распространением буддизма Индия пережила настоящий скульптурный бум. Многочисленные храмы и ступы (культовые сооружения) украшались скульптурами и рельефными изображениями. Самым популярным образом стал сам Будда, бесчисленное количество изваяний которому распространилось по всему миру.
Юго-Восточная Азия, Китай и Япония
Долгое время считалось, что цивилизация в Китае и Юго-Восточной Азии развивалась несколько позже египетской и шумерской. Однако новые находки в руинах Саньсиндуй в провинции Сычуань на юго-западе Китая, опровергают это мнение. Артефакты извлекаются из земли прямо сейчас, когда пишутся эти строки. Буквально в июне 2022 года в жертвенных ямах Саньсиндуй обнаружили новые потрясающие бронзовые скульптуры и маски, предметы из керамики, слоновой кости, золота, и нефрита, возраст которых от 1300 лет до трёх с половиной тысячелетий.
Руины Саньсиндуй начали изучаться еще в 1929 году, и на данный момент найдено более 2000 артефактов. Бронзовые головы, маски, покрытые золотой фольгой, чудовищные звери и драконы в оригинальном стиле расширяют наши представления о скульптуре древнего Китая.
Если принять, что артефакты Саньсиндуй были изготовлены 3000 лет назад, то мы имеем длительную, в несколько тысяч лет, лакуну в изображении крупных человеческих фигур, вплоть до терракотовой армии, собранной для могилы Цинь Шихуанди, первого императора объединенного Китая, правившего с 221 по 210 год до нашей эры.
Меньшие же фигурки из глины или дерева помещались в гробницы на протяжении многих столетий, достигнув пика качества во времена династии Тан. Наиболее распространенным материалом для статуй стала глина, покрываемая трехцветной глазурью. Знаменитых лошадей и верблюдов этого вида скульптуры отличают точные пропорции, благородные формы и хороший художественный вкус, наряду с яркими красками глазури.
Каменная скульптура Китая связана с погребальным культом императоров и буддийскими храмовыми комплексами. Многие из этих комплексов были вписаны в окружающий ландшафт или вовсе представляют из себя пещеры.
Можно выделить здесь усыпальницу победителя сюнну (азиатских гуннов) генерала Хо Цюйбина, уставленную изваяниями из камня. Также стала знаменитой статуя Будды в Лэшане, высеченная в цельной скале. Статуя имеет в высоту 71 метр и на протяжении более тысячелетия являлась самым высоким скульптурным произведением в мире.
Буддийские и индуистские традиции оказали огромное влияние на архитектуру и скульптуру всей Юго-Восточной Азии. Наряду с монументальными каменными изваяниями, изготавливалось огромное количество бронзовых, костяных, деревянных и глиняных изваяний небольшого размера. Как и китайские образцы, многие из них были богато раскрашены или покрыты позолотой.
Однако наиболее яркое воплощение уникальный стиль азиатской скульптуры, ориентированный на орнаментализм и внимание к мелким, тщательно проработанным деталям, получил в мелкой пластике. Миниатюрные статуэтки из нефрита, дерева и слоновой кости, имеющие как утилитарное, так и чисто интерьерное предназначение, имеют древнюю историю и широкое распространение.
В Японии мелкая пластика в виде подвесных брелоков нэцкэ вплоть до XIX века была наиболее бурно развивающейся отраслью декоративно-прикладного искусства. После революции Мэйдзи (1868—1869), когда традиционная одежда с поясом стала выходить из моды, японские мастера переориентировались на изготовление немного более крупной интерьерной скульптуры окимоно, предназначенной преимущественно для внешнего рынка.
Африканская древняя скульптура
Археологи говорят, что история древней африканской скульптуры написана терракотой. И действительно, деревянные изделия уничтожило время, а большинство бронзовых подверглось переплавке (за исключением бронзовых скульптур Бенина, вывезенных в Европу). В тоже время, терракотовые скульптуры, хоть и страдали от влаги, но дошли до нас в некотором количестве.
История древних африканских культур сегодня еще слабо изучена. Одна из самых известных – культура Нок, которая возникла в Нигерии около 1500 г. до н.э. Для нее характерны стилистические особенности, сближающие с деревянной скульптурой современной Африки. Например, непропорционально большие головы. На голову приходится от одной трети до половины длины всего тела. Причина такого изображения заключается в идее, что голова, это основное вместилище «ньяма», жизненной силы.
Другая версия вытянутых голов в африканских скульптурах заключается в следовании материалу. Так как наиболее часто используемым сырьем служили стволы деревьев и бивни слона, имеющие ограниченные в ширину размеры, то простейшим вариантом стали круглые вытянутые скульптуры и вогнутые по ширине маски, так популярные в Африке.
Пропорциональность рук и других частей тела, в таком случае, сложно соблюсти без значительной потери в материале и размере. И африканские мастера пошли по пути акцентирования наиболее значимых для ритуальных целей частей тела – голов и, в ряде случаев, половых органов.
Американская скульптура
Наиболее древние культуры и наиболее значимые монументальные скульптурные памятники находятся в Южной и Центральной Америке. Древнейшая из них – культура ольмеков, оставившая нам загадочные, колоссальные по размерам каменные головы, с негроидными чертами лица.
Наследниками ольмеков стали майя, чьи сохранившиеся скульптурные произведения гораздо более разнообразны. Из монументальной архитектуры майя следует выделить покрытые резными изображениями и надписями стелы, посвященные правителям и божествам. Стелы и скульптуры майя тесно связаны с индейским календарем и содержат надписи, указывающие на дату изготовления.
Изображения в скульптуре майя стандартизированы. У человека головы повернуты в профиль или, реже, в три четверти, а остальное тело передано стандартно, в фас. Лица тоже специфичные и непропорциональные, что обусловлено не отсутствием мастерства, а определенной традицией.
Сохранилось множество рельефов майя зачастую с очень сложными, продуманными многофигурными композициями в сочетании с большим количеством символических элементов. Больших высот достигли майя и в создании круглых скульптур из нефрита, камня и керамики.
Кровавая культура ацтеков сохранилась в ряде монолитов и известна знаменитым Камнем Солнца весом более 24 тонн с изображением ацтекской космологии. Он был вырезан во время правления Ашаякатля в ознаменование Праздника Нового Огня 1479 года. Для ацтекских скульптур присущ энергичный реализм, в полной мере раскрывающийся в более мелких статуях.
Наособицу, в прямом и переносном смысле, стоят моаи – истуканы острова Пасхи. Около тысячи сохранившихся статуй изготавливались из монолитных блоков разных пород местного камня и имеют различный размер и вес (от 3 до 12 метров и от 5 до 50 тонн). До сих пор нет единого мнения как о причинах изготовления такого количества однотипных истуканов, так и о способе их транспортировки по острову.
Античная скульптура
Историческое развитие скульптурного искусства никогда не славилось поступательностью, более того, зачастую господство традиций, катастрофы, войны и запустения приводили к регрессу в способах художественного выражения. Настоящим же провозвестником современного скульптурного искусства стало творчество древних греков и их продолжателей – римлян.
Начав с натурализма и пытаясь постичь законы природной красоты, греки пришли к идее телесной гармонии, которая отражает прекрасный внутренний мир человека. Правдивость, раскрепощенность, уравновешенность образа и строгая пропорциональность характерна для статуй греческого классицизма в работах Поликлета и Фидия.
Скопас, Пракситель и Лисипп обратили свое внимание на изображение сложных эмоций, смыслов и идей через движение тела, красоту и мимику героев. Затем в искусстве эллинизма все большее значение приобретает портрет. Свое законченное выражение он получил уже в римскую эпоху, когда скульпторы научились изображать не просто максимально достоверную маску лица, но и передавать характер, эмоциональный тон конкретной личности во всей ее сложности и противоречивости.
Средневековье и Возрождение
Христианство попыталось порвать с гуманистической традиций античности, направив мысли человека и его творческий потенциал на прославление Бога. Традиционные скульптурные сюжеты оказались под запретом, языческие «идолы» уничтожались, идеи и технологии оказались заброшены и забыты.
Однако ввиду повальной неграмотности населения Церковь нуждалась в визуальном языке, а желание прославить нового Бога во времени, заставляло ее заимствовать приемы языческих мастеров. Новые сюжеты черпались из Библии. Вместо обнаженной натуры пришло время богатых драпировок, символических изображений и многофигурных композиций.
Большое место стали занимать внутрихрамовые скульптуры и рельефы. От искусства, обращенного в пространство, во вне, происходит переход к искусству замкнутого пространства Храма, который вырывает человека из мира природы и ведет его к созерцанию небесного блаженства. Страдание, страх, обещанное блаженство, еще нужно было изобразить. Жест, а также поза становятся в этих рельефах главными средствами выразительности.
Средневековые полихромные рельефы и статуэтки из дерева и кости также зачастую полны эмоций и способны рассказывать сразу несколько историй на одном предмете. Существовали и особенно любимые мастерами сюжеты, например, воскрешение Христа, шагающего среди сладко спящих римских воинов.
Все более богатое убранство храмов насыщалось изображениями, и когда-то количество должно было перерасти в качество. В отличие от многих восточных религий, где символизм превращался в орнаментализм, христиане не могли отказаться от идеи богочеловека, а значит и от попыток представить Бога зрительно.
Уже в образе страдающего Христа возвращается полуобнаженная натура и желание как можно достовернее отобразить его телесные и духовные муки. Поиск наиболее выразительной позы висящего на кресте человека привел мастеров к парадоксальному образцу. Искусствоведы считают, что поза была смоделирована с Венеры Милосской.
Несколько веков понадобилось западноевропейским мастерам для того, чтобы идейно оформить новую архитектуру и скульптуру. В XII веке в Европе происходит рождение готики – стиля, ставшего знаковым для христианского искусства. В его основе идея, что Бог есть свет, духовная энергия, которая требует визуального воплощения, в том числе через игру объема, света и тени. Фигуры с этого времени стали более детализированными, пропорциональными и реалистичными. Статуи становятся подвижными и одухотворенными.
Так, в усыпальнице французских королей Сен-Дени даже изображение умерших монархов столь детализировано и живо, что можно разглядывать пальцы ног статуи и умиляться их нежностью, переданную мрамором. Кстати, трудно найти другую скульптурную традицию, где можно разглядывать королевские пятки.
Гаргульи Нотр-Дама – еще один символ эпохи. Даже утилитарные водостоки оказались в готическом храме оформлены в виде фантастических существ, причем христианские мастера выразили не только страшные фантазии современников, но и карикатурные, гротескные образы. Таким образом, средневековая традиция оказалась способной осмеивать саму себя.
Эпоха Возрождения вернула западноевропейскому искусству светское начало, буквально сорвала покрывало религиозного догматизма. Возвращаются не только светские сюжеты и образы, но и поиски идеала в средствах выражения. В тоже время, христианские идеи не прошли бесследно. В творчестве скульпторов Ренессанса христианские герои предстают в новых идеях и образах, невозможных раньше, наполненных духовным и нравственным содержанием.
Так, для творчества мастера Донателло характерно омужичивание библейских персонажей, когда святые и апостолы предстают в виде простых людей, неотличимых от современников. Его искусство драматично и реалистично. Скульптура «Давид» Микеланджело, напротив, подчеркнута натуралистична, соразмерна, героична. Её восприняли в качестве символа свободолюбия и борьбы за независимость флорентийского народа.
На пути к современности
В скульптуре «Давид» заложен неочевидный, на первый взгляд, конфликт между телесной красотой и духовным содержанием, нехарактерный для античности. Противоречивость, сложность, неоднозначность, духовный поиск – это именно те веяния, которые отличают и лучшие образцы современной скульптуры.
В этом смысле скульптура последующих эпох принесла мало нового. За эпохой Возрождения последовало пришествие стиля барокко, в котором манерность и величественность сопутствовали и дополняли друг друга, не внося в развитие скульптуры свежих идей.
В Новое время появляется целая плеяда выдающихся мастеров, таких, например, как Торвальдсен, Роден и др., но из их творчества действительно всемирно известными становятся лишь единичные работы (хотя многие из них не уступают скульптурам прошлого). Дело в том, что античные изваяния являлись настолько образцовыми для самих же скульпторов, что они невольно всегда находятся в их тени.
Превзойти славой античные памятники теперь оказывается возможно либо размером, либо отказом от идеалов классики. Как пример первого пути можно назвать статую «Свобода» А. Бартольди, «Рабочий и колхозница» В. Мухиной и другие подобные колоссы. Кроме того, начинают активно применяться новые материалы – железобетон («Родина-мать зовет» в Волгограде), пластмасса, нержавеющая сталь и т.п.
В качестве второго пути можно представить работы мастеров модерна. Например, Альберто Джакометти - самый высоко оцениваемый (в буквальном смысле) классик мировой скульптуры. Его иссохшие, почти бесплотные фигуры, символизирующие отчужденность и одиночество человека в современном мире, стоят баснословных денег. Скульптура Джакометти «Указывающий человек» 1947 года ушла с молотка за $141,7 млн.
Сюда же можно отнести «Голову» Модильяни и скульптуру Поля Гогена «Тереза» из красного тропического дерева теспезия. Обе эти скульптуры созданы под влиянием туземного колониального искусства, что демонстрирует определенный поворот к идеалам и смыслам неклассического представления о прекрасном.
Скульптура и рынок сегодня
Ведущие аукционы предметов искусства периодически предлагают античные и другие древние скульптуры. Однако очевидно, что большая часть выдающихся раритетов находится в государственных музеях или реализуется на черном рынке. Поэтому легальный рынок наиболее дорогих скульптур ориентирован на произведения авторов XIX-XX вв., преимущественно модернистов и постмодернистов.
Цена на такие скульптуры может быть подвержена сильным колебаниям. Так платиновый череп с бриллиантами работы Дэмиена Херста был продан в частном порядке за 100 млн. долларов, а представитель поп-арта Джефф Кунс продал кролика из нержавейки за 90 млн. долларов. Однако не факт, что при следующей перепродаже череп и кролик будут стоить столько же или больше, так как цена изделий целиком спекулятивная, а не основанная на художественных достоинствах скульптур.
Древние скульптуры, даже если их цена не столь велика, демонстрируют уверенный рост стоимости с течением времени. Если же они обладают очевидными художественными достоинствами, обладание таким артефактом принесет не только финансовые, но и моральные выгоды.