Римская скульптура занимает особое место в истории искусства. Да вообще, искусство ли это? Так мог бы воскликнуть искусствовед, глядя на скульптуры ранней республики. И речь здесь вовсе не о качестве исполнения, а о самих истоках такой скульптуры и ее предназначении.
Греческие скульптуры представляли преимущественно богов, мифологических персонажей и героев. Последние выставлялись на Форуме, где становились предметом поклонения. В отличии от классической греческой скульптуры, склонной к идеализации и типизации образов, римские портретные скульптуры выросли из этрусских посмертных масок, портретных скульптур на саркофагах и урнах. Эти портреты имели прямое отношение к культу предков и предназначались для хранения в семье.
Впоследствии, римская скульптура испытала сильное влияние греческой, но интерес к конкретному частному лицу сохранился. Отсюда – гигантское количество скульптурных портретов. Существует мнение, что скульптур в Римской империи было больше, чем количество граждан, проживавших в стране единовременно! Также считается, что эпоха Древнего Рима стала Золотым веком скульптурного портрета в истории мирового искусства.
К сожалению, по разным причинам большинство скульптур было уничтожены. Так, уже в римскую эпоху было принято уничтожать изваяния проигравших политических противников, императоров, не снискавших любви народа. Практикуется перебивание лица, переделки вышедших из моды римских скульптур.
Потом пришли варвары. Историки описывают, как скульптуры скидывают на головы осаждающим города врагам, наряду с простыми камнями, как варвары разрушают статуи Древнего Рима из зависти или ради утверждения своего господства.
С приходом христианства уничтожение предметов античного искусства стало систематическим. Церковь пыталась с корнем вырвать даже воспоминание о языческом прошлом, об идолах и людях, которых раньше ценили и которым поклонялись.
Однако светская власть не была настроена столь экстремистски. Могущество Империи прельщало варварских королей, они хотели подражать этой власти и наследовать ее. Поэтому уже с Карла Великого интерес к античности начинает приводить к попыткам сохранения и собирания античных артефактов.
В эпоху Ренессанса такое собирание приобретает характер престижного потребления. Папы, короли, герцоги, да и просто богатые люди, стремятся приобрести оригинальные или хотя бы хорошо скопированные предметы античного искусства, особенно, скульптуры.
В результате, частные коллекции, а потом и музеи наполнились значительным количеством римских статуй. Многие из них являлись копиями греческих, но другие были великолепными образцами эпохи мирового расцвета скульптурного портрета.
Республиканская скульптура
Если греческая культура была тесно связана с мифами и легендами, зиждилась на идеалах и духовности, воплощающихся в чувстве прекрасного, то римская культура была груба и практична, склонна к простоте и незамысловатости выражения смыслов.
Поэтому римские скульптуры ранней Республики отличаются стремлением к крайней натуралистичности, точной передачей черт лица, без придания ему какого-либо выражения. Искусствоведы отмечают как бы замкнутость, погруженность в себя, статичность портретов, по сути являющихся новым художественным воплощением посмертных масок, теперь уже в виде бюстов.
Однако, если посмотреть на этрусские образцы, хорошо видно, что бюсты и статуи Республики изготавливают мастера совсем другой школы. Это не случайно, так как большинство скульпторов Древнего Рима, это греческие рабы или приехавшие из Греции же мастера. Культурное влияние эллинизма было столь велико, что римляне чем дальше, тем больше сами становились проводниками греческой культуры.
Мода на греческую культуру не только приводила к массовому копированию греческих статуй, но и к изменениям в идеологии и стиле изготавливаемых для римлян бюстов. В отличие от греков, в период Поздней Республики (264 − 27 гг. до н.э.) римляне мало занимались монументальной скульптурой. Предпочтение отдавали бронзовым и мраморным статуям выдающихся деятелей и богов.
Регламентировался размер, материал, характер статуи. Например, конное изваяние и портрет в доспехах могли устанавливаться только в случае военного триумфа. Задача скульпторов состояла в необходимости запечатлеть фамильные, родовые черты, социальный ранг и статус римлянина. Если на греческих статуях почти всегда есть подпись ваятеля, но не часто подписывается изображенный, то у римских, напротив: мы практически ничего не знаем об авторах изваяний, но натурщик обычно обозначен.
Скульптура имперского периода
Конечно, скульптуры Древнего Рима не исчерпываются бюстами и статуями римских граждан. Создавались как статуи, так и скромные по размерам статуэтки из камня, терракоты и бронзы, скульптурные композиции символического, аллегорического, мифологического жанра. В эпоху Империи вошли в моду рельефы, которыми украшали храмы, триумфальные колонны и арки.
Вообще, статуи и скульптурные композиции в ту эпоху имели общественный характер, выполняли важную информационную роль и служили инструментом пропаганды. Не случайно, что в имперский период происходит расцвет производства скульптур, но большинство образцов теперь имеет не частный, а государственный характер.
Самыми распространенными становятся статуи и бюсты властвующего императора, копии которых рассылаются по провинциям. И вот уже ликующие подданные Империи из самых разных ее уголков, могут поклонится хоть и каменному, но вполне себе художественно изображенному императору.
Со времен Октавиана Августа (27 г. до н. э. − 14 г. н. э.) начинается идеализации образа правителя. В мраморе Август изображается этаким потомком богов, в величественной позе, на панцире изображены его многочисленные победы. Так как в качестве художественных образцов для статуй использовались строгие формы классической греческой скульптуры, созвучные идеям величия Империи, это направление получило название августовского классицизма.
В искусствоведческой литературе можно прочитать, что потом последовал портрет Юлиев-Клавдиев, потом Флавиев, Траяна, Адриана, но нужно понимать, что и во времена Октавиана, не все дошедшие до нас изображения соответствовали принципам классицизма. Легко заметить, что сами временные промежутки правления этих императоров таковы, что единое направление просто не успевало оформиться.
Что роднит все эти статуи, так это смешение идеализации и героизации со стремлением передать индивидуальные черты лица. С учетом распространенной практики, когда голова и тело статуи заказывались у разных скульпторов и даже из разного мрамора, а иногда голова и вовсе просто насаживалась на подходящую по смыслу статую божества, получались странные гибриды. Так, у статуи Клавдия в образе Юпитера, старческое морщинистое лицо и великолепный, мускулистый торс молодого атлета.
Впрочем, сохранилось много скульптурных портретов без идеализации, напротив, настолько реалистичных и достоверных, что раскрывают их пороки и физические недостатки. Эти статуи могут даже вызвать неприязнь к изображенным личностям. До нас дошли скульптурные портреты не только императоров и членов их семей, но и обычных богатых римлян, как например, знаменитый бюст ростовщика Цецилия Юкунда, найденный в его доме в Помпее.
В зависимости от внешне и внутриполитической обстановки, от вкусов того или иного императора, образцы и идеология скульптур менялись, появлялись новые сюжеты и образы. Так, в имперский период развивается женская скульптура.
Наряду с мифологическими сюжетами, которые продолжают активно эксплуатироваться римскими скульпторами, женщины появляются и на персонализированных портретах, в которых нет и следа мифа.
Сам женский образ становится многомерным и многообразным: от муз, вдохновляющих дух, до Венеры, образа красоты и соблазнения; от Минервы и Дианы, стойких защитников девственности и добродетели, до соблазнительниц, а также чудовищных горгон и сирен; от женщин, порождающих жизнь, олицетворяющих природные силы и циклы, до зачинщиц ужасных трагедий и роковых бедствий, таких как Медея или Пасифая.
В тоже время размышления о мужской и женской природе приводят к появлению и таких необычных скульптур, как изображенные гермафродиты. Есть разные версии о смысле и назначении подобных скульптур, по одной из них, они должны были эпатировать пресыщенную обычными сексуальными изображениями римскую публику.
В римский период появляются и детские скульптуры. Часть таких портретов сделаны посмертно. Сохранились скульптуры, изображающие детей императора, а также бюсты без четкой атрибуции. В целом, интерес к детству остается мало выраженным, а вот изображение юношей встречается гораздо чаще. Вероятно, самой знаменитой подобной работой можно назвать статую Мальчик, извлекающий занозу.
Закат Рима в римской скульптуре
Упадок Рима в III веке не мог не отразится на искусстве. Как это часто бывает, политическая смута стала временем поиска новых способов выражения тревожащих людей реалий. Искусствоведы отмечают, что все чаще скульпторы обращают внимание на внутренний мир и психологическое состояние своих героев. Стиль становится более суровым, простым и выразительным.
Одной из наиболее ярких скульптур того времени является бюст Каракаллы. На этом портрете запечатлен образ человека сильного, злобного и преступного. Именно таким он и вошел в историю.
Интересен портрет императора Гая Юлия Вера Максимина, прозванного Фракийцем (235—238 гг. н.э., Рим, Капитолийский музей), первого варвара на императорском троне. В этой работе лаконизм, отказ от второстепенных деталей, акцент на выразительности лица, начинают превалировать над фотографической точностью, к которой стремились раньше портретисты реалистического направления.
С течением времени попытки как можно сильнее подчеркнуть духовный мир человека приводят художников и скульпторов к умалению индивидуальных черт лица, к его схематизации и стилизации. На первый план выходят глаза. Человеческое лицо теряет окончательно свои индивидуально-конкретные черты, а с ними и свое значение портрета, оно становится отвлеченным образом, иконой.
Как пример можно привести скульптурный портрет императора Аркадия (395 - 408), хранящийся в Археологическом музее Стамбула. Здесь отмечается нарастание орнаментальности, подчеркиваются огромные глаза. Возникает вопрос, насколько вообще это изображение передает реальные черты лица изображаемого персонажа.
Разумеется, что даже в IV веке могли изготавливаться статуи, вдохновленные мастерами более раннего времени. Но в целом, христианский взгляд на человека приводил к тому, что фигуры усиленно драпируются, индивидуальные черты стираются, а сюжеты становятся почти сугубо религиозными.
Римская скульптура и Арт-рынок
История римской скульптуры отнюдь не закончилась в IV – V вв. Начиная с эпохи Возрождения в Европе возвращаются к идеалам античного искусства и начинают ценить и коллекционировать римские и греческие изваяния.
Так на европейский арт-рынок возвращается античное искусство. Статуй и бюстов не хватало на всех желающих и мастера принялись за изготовление копий. Высокая цена на оригиналы вскоре привела и к появлению большого количества подделок, то есть новых произведений, подражающих античным, но не воспроизводящих точно какой-то определенный античный оригинал.
Иногда эти подделки изготавливались с таким мастерством, что принимались за античные подлинники, занимали почетное место в собраниях музеев и получали широкую известность как лучшие образцы античной скульптуры. И хотя бум подделок приходится на XVIII – нач. XX века, известно, что эта индустрия имела место еще в XV веке.
Некоторые подделки удалось выявить, как, например, голову Юлия Цезаря в Британском музее, долгое время считавшуюся лучшим портретом прославленного римского полководца и оказавшуюся в действительности работой конца XVIII века. Другой пример - ватиканский портрет молодого Августа, многочисленные реплики которого имеются в ряде музеев.
Наряду с созданием новых произведений, имитирующих античные подлинники, уже в эпоху Возрождения распространился обычай реставрировать древние скульптуры, найденные в поврежденном состоянии, приделывать недостающие детали. Сегодня историческая наука и антикварное сообщество негативно относится к попыткам подобной реставрации, особенно если она имеет необратимые последствия для оригинала.
Известны случаи столь вольных реставраций, что кардинально менялись и вид, и смыл произведения. Такова история статуи Виктории Кальватоне (2-я половина II века). Предположив, что им в руки попала бронзовая статуя богини победы Виктории, которая обычно изображается крылатой, немецкие реставраторы 1840-х гг. приделали ей крылья, хотя сама конструкция не предполагала расположения столь громоздкого и тяжелого элемента.
В результате незапланированные крылья угрожали целостности оригинальной статуи. Реставраторы Эрмитажа, куда статуя попала после II-й мировой войны, доказали, что скульптура изображает совсем другую богиню, но решили оставить ей крылья (статуя уже разошлась во множестве копий и репродукций).
Пришлось для облегчения конструкции заказать богине новые, пустотелые крылья. Таким образом, статуя прошла целых две «реставрации», не добавивших достоверности, но позволивших обрести «историю».
Можно представить, какую путаницу для изучения античных скульптур и арт-рынка внесли копии, подделки и реставрации. В музеях и частных коллекциях ведется кропотливая работа по отделению подлинных произведений от позднейших подделок. В ряде музеев занимаются очищением от проведенных «реставраций», возвращая статуям первоначальный облик.
Однако, даже крупнейшие музеи мира с лучшими специалистами имеют высокий риск получить копию или подделку вместо оригинала, так как мы имеем дело с уникальными, единичными произведениями искусства. Высокая стоимость оригинальных античных скульптур среди коллекционеров чрезвычайно стабильна, так как находки новых работ римских скульпторов не только не роняют стоимость уже известных, а, напротив, лишь усиливают к ним интерес.