О том, как шотландцы остались без штанов
Когда случается говорить о любом народном костюме, будет не лишне обозначить его разницу с национальным. Под народным костюмом обычно подразумевается одежда простых людей в определенную эпоху. Под национальным же костюмом имеют ввиду стереотипный обобщенный образ одежды, характерный для какой-либо нации в прошлом и настоящем. Причем прошлое максимально неопределенно.
А вот объяснять специфику национального костюма приходится через костюм народный, из-за чего часто и происходит путаница этих двух понятий. Итак, в основе национального костюма шотландцев – килт. И можно подумать, что килт и есть исконная, народная одежда шотландцев. Но, это не верно.
Не будем углубляться в первобытные времена, когда кроманьонцы носили шкуры. К моменту появления первых письменных свидетельств, которые оставили римляне, захватившие южную часть Британских островов, в Шотландии проживали кельтские племена.
Как и представители других варварских племен, они отличалась от римлян одеждой, в частности – носили штаны. Вообще, связь штанов и рубах с длинным рукавом с варварством, казалась римлянам очевидной. Цивилизованный римлянин или грек носит тунику и набедренную повязку, заменяющую нательное бельё.
Несколько столетий римского владычества привели к значительной романизации местного населения. Однако империи не вечны, и в начале V века римляне окончательно покинули острова, бросив на произвол судьбы местное население.
Надо сказать, что северные районы современной Шотландии римлянам оккупировать так и не удалось. Не смотря на нашествия викингов, англов и саксов, пиктам и скоттам удалось отстоять независимость и создать королевство Альба (IX-XIII вв.).
Где-то в это время на Британских островах произошла удивительная метаморфоза. Жители подвергшихся смешению с англами равнинных районов продолжали носить варварские штаны, а горцы от штанов избавились.
То, что среди населения островов существовала мода на длинные рубахи, при отсутствии штанов, свидетельствует норвежская «Сага о Магнусе Голоногом». В ней описывается, что, «когда Магнус конунг вернулся из викингского похода на запад, он одевался, как было принято в Западных Странах, и также одевались многие из его людей. Они ходили с голыми ногами по улице и в коротких куртках и плащах».
Конечно, мы не можем с уверенностью утверждать, что в конце XI - начале XII века, когда жил Магнус, только шотландцы ходили с голыми ногами. Но в XV веке, когда появляются новые свидетельства о костюмах шотландцев, мода на голые ноги сохранилась только у них.
Почему шотландцы не воевали голыми
Под 1594 годом сохранилась запись, что верхняя одежда шотландских горцев представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, со множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, надевающимся через ноги. Впрочем, нет указания, праздничная ли это одежда или повседневная.
Здесь мы видим описание костюма, похожее на то, которое мы привыкли называть килтом. Но описания нижней одежды нет, из-за чего некоторые романтичные люди предположили, что килт одевался на голое тело.
Так как в источниках сохранились свидетельства, будто горцы скидывали стесняющий их килт во время битвы, воображение подсказывало романтикам образы обнаженных горцев, свирепо бросающихся на врага и пугающих одним своим видом. Масла в огонь воображения добавил английский картограф XVII века Джон Спид, изобразивший шотландских горцев в виде дикарей в одних только пледах.
К сожалению, другие источники явственно дают понять, что под килт шотландцы одевали льняную рубаху лейне. В моде был желтый цвет. Люди богатые красили рубахи шафраном, а победнее – лошадиной мочой. Фасон лейне предполагал напуск над поясом, широкие рукава и сборки в талии и у шеи.
Все эти сборки и напуски (на лейне могло уйти до 27 метров ткани) не только указывали на социальный статус владельцев, но и могли служить подобием карманов. Рубахи было принято украшать вышивкой, чаще с использованием шелковой нити красного или зеленого цвета.
Лейне бедняков выглядело гораздо проще. В любом случае, такие рубахи носили как женщины, так и мужчины, они доходили до колен и служили как нижней одеждой, так и ночнушкой. Специальную ночную одежду шотландцы не использовали, за исключением колпака в Новое время и позже.
Таким образом, даже сбросив тяжелый плед, шотландец отнюдь не оставался голым, не только в бою, но даже в постели. Не случайно, что известная битва шотландских кланов в 1544 году, во время которой воины шли в бой без пледов, получила название «Битва рубах», а вовсе не «Битва в чем мать родила». Но вот ходить босиком, для бедняков было вполне нормальным.
Как плед шотландца перестал быть пледом
Итак, поверх лейне шотландцы очень рано стали покрывать себя пледом. Особенностью плотной шерстяной ткани, из которой изготавливались пледы, была ее устойчивость к намоканию. В шотландском промозглом климате, такое одеяло носили намотанным на шею и торс, а в случае дождя укрывались под ним.
Конечно, шерсть не является совсем уж непромокаемой, но давно известно еще одно ее важное свойство – шерсть продолжает греть, даже будучи мокрой. Точнее, она позволяет сохранять тепло, задерживая в себе воду, и раздражает кожу, вызывая прилив крови.
Но это частности. Главное, что пледы носили на островах повсеместно, и не только шотландцы. Однако просто прямоугольный кусок ткани наворачивать на себя было не слишком удобно. И можно добавить – не слишком престижно, если вспомнить страсть средневековых людей к богатым складкам и драпировкам.
Так появился Большой килт. Он состоял из двух кусков толстой клетчатой шерстяной ткани (получившей название тартан), сшитых вместе. Длина Большого килта – от 4,5 до 8,2 метра, ширина – до полутора метра.
На поясе килт собирался в множество сборок и перехватывался ремнем. Другая часть перекидывалась через левое плечо и закреплялась пряжками. В случае непогоды она могла закрывать голову.
В литературе часто встречается утверждение в невероятном удобстве и практичности килта для жизни в горах. Однако первые упоминания о нем относятся к началу XVII века, а популярность килт приобрел к середине XIX века.
Причем поначалу килт распространился среди шотландского дворянства и интеллигенции, а это явно не те люди, которые в первую очередь ценят практичность и постоянно бегают по горам.
Другое дело, что к этому времени килт стал символом шотландской национальной идентичности. Борьба шотландцев и англичан продолжалась все средневековье. Вначале XVIII века был подписан договор об унии Англии и Шотландии, но многие шотландцы считали, что потеряли независимость.
После очередного восстания 1745-1746 годов, связанного с попыткой реставрации Стюартов, правительство запретило традиционный костюм шотландцев-горцев. За ношение килта можно было сесть в тюрьму.
Однако, шотландская знать все время фрондировала, игнорируя запрет, а в 1778 году реорганизованные шотландские полки получили килт в качестве военной формы. К этому времени символика различий по цвету клетки тартана уже сформировалась, и правительственный полк «черной стражи» получил черные и синие клетки на темно-зеленом фоне.
И если раньше цвета клеток имели отношение к клановой символике, часто обусловленной наличием местных красителей, то теперь оригинальные расцветки тартана все чаще присваиваются различными организациями. Свои цвета тартана могут иметь и жители определенной местности. В 2011 году был зарегистрирован даже Петербургский тартан в России.
Наряду с Большим килтом, в начале XVIII века появляется и упрощенный Малый килт. Есть версия, что он был изготовлен для рабочих сталелитейного завода, которые изнывали от неудобств большого килта во время работы.
Малый килт лишился верхней части, было упрощено его крепление на бедрах. Вместо единого куска материи стала применяться сложная выкройка. И, конечно, его нельзя было больше использовать как собственно плед.
Именно Малый килт начинает популяризироваться как национальная одежда шотландцев в XIX – XX вв., а сегодня он является одним из популярнейших товаров шотландской туриндустрии.
Не килтом единым…
Разумеется, рубахой и килтом шотландский костюм не ограничивается. Поверх рубахи европейского образца (лейне выходит из моды еще в XVI веке), можно накинуть плед на одно плечо. Вместо рубахи в торжественных случаях часто одевают шерстяную куртку-дублет, а вместо пледа – твидовый пиджак или фрак без фалд, с большими металлическими пуговицами.
На ноги еще в средневековье одевались теплые гольфы «хосы» до колена, защищающие ноги в холода. Хосы дополняли кожаные башмаки «гилли» или «броги» (вариант с каблуком) с многочисленными мелкими отверстиями.
Шнурки башмаков делались очень длинными: их обматывали вокруг голени. Предполагается, что такая низкая дырчатая обувь быстрее высыхала после перехода через горные ручьи. Также известный факт, что длинные гольфы хорошо отводят от стопы влагу. Сегодня хосы и броги стали элементами костюма независимо от погоды и климата.
Шерстяные вязанные хосы обычно белые или клетчатые. Под коленом их удерживают цветные подвязки, ленточки которых выпускают из-под отворота гетр как украшение. Подвязки служат также для удержания короткого ножа «скин-ду», который прячется в правом чулке.
Воинственность горцев должен подчеркнуть и длинный шотландский кинжал «дирк» с лезвием до полуметра и простой рукоятью без гарды. Кроме того, спереди на подол Малого килта цепляется крупная металлическая булавка «килтпин». Чаще всего она выполнена в виде меча и служит для утяжеления ткани, так как нижнее белье одевать под килт не принято, а лавры Мерлин Монро привлекают не каждого шотландца.
Поскольку ни плед, ни килт, ни рубаха карманов не предполагают, весьма актуальным для костюма оказался кошель-спорран, который подвешивается на ремень и свисает спереди, в районе паха. Спорран изготавливается из кожи или меха и богато украшается.
Романтики относят спорран к средневековым доспехам, утверждая, что раньше внутрь могла вставляться металлическая или деревянная пластина для защиты владельца. Однако других подобных доспехов шотландцы не носили, и выбор места ношения споррана, с точки зрения защиты жизненно важных органов, представляется странным.
Шотландский тэм-о-шентер – широкий шерстяной берет без полей, с помпоном наверху, традиционно изготавливался в синем цвете. Часто его украшают пером фазана. Кроме него, носят балморал – модифицированный берет с черными ленточками сзади. Такой же лентой обшит нижний край берета, а слева закрепляется шелковая кокарда.
Балморал обычно черного или темно-синего цвета, но бывают и различные цветные варианты, клетчатый орнамент. Балморал часто носят военные. Наряду с другим головным убором – пилоткой гленгарри – он входит в униформу ряда воинских подразделений.
Женская доля
Средневековое общество очень мало обращало внимание на женщин. Мода, искусство и литература были сфокусированы на мужчинах. Поэтому источников о средневековом женском костюме вообще не слишком много, а уж для такой европейской периферии, как горная Шотландия, и подавно.
Историки предполагают, что женский костюм в Шотландии примерно соответствовал европейскому, но с отставанием моды на одно-два поколения. В подтверждение этому тезису приводится картина шотландского художника Ричарда Уэйтта «Птичница», нарисованная в 1706 году.
Нарисованная им пожилая женщина одета по моде прошлого века. На ней красное платье, зеленый дублет без рукавов и зеленый же суконный передник. Из элементов, присущих именно шотландским горцам, она носит белый платок керч и крупную круглую брошь.
Известно также, что шотландки носили белые кофты с отложным воротником и длинные юбки. На плечах – клетчатый шарф или большой плед. Кроме платка, шотландки с равнин могли носить белые чепцы с кружевной оборкой.
Сегодня, элементами женского национального костюма считается юбка из тартана, белая кофта и клетчатый шарф через правое плечо. Также в ходу гольфы и броги, по фасону схожие с мужскими, и спорран.
Таким образом, можно сказать, что шотландский женский национальный костюм стал производным от образа мужского костюма, хотя и имевшего традиционные элементы, но окончательно сформировавшегося в XIX – XX веке. Впрочем, значительная эволюция народного костюма – совершенно естественное явление.