За вековую историю своего применения танковый шлем превратился в один из узнаваемых армейских атрибутов. Следует отличать обычный шлем от шлемофона, так как в последний встроена система связи, включающая в себя наушники с микрофоном или ларингофоном. Это сейчас современные шлемофоны или ретро-шлемы используются даже в фотосессиях, а бывалые игроки «World of Tanks» заказывают себе шлем с гарнитурой, чтобы целиком и полностью уйти в игру. В первые годы своего существования танковый шлем выглядел вовсе не так эффектно. Да и о защите головы с его помощью можно было говорить с большой натяжкой.
Бронированные машины (в том числе, и танки) стали массово использовать лишь на фронтах Первой мировой войны. Воевать в тесных кабинах было не только неудобно, но и крайне небезопасно. Любой холмик, ухаб или неровность подбрасывал боевую машину, швыряя её экипаж на орудие или иные выступы внутреннего пространства. Танки ещё не успели доехать до места сражения, а уже фиксировалось большое число небоевых потерь. Особо опасны были травмы головы, поэтому о её защите пришлось позаботиться в первую очередь.
Танковые шлемы Великобритании
Английские военные конструкторы не стали изобретать новое, а решили приспособить уже имеющийся в войсках пехотный шлем Mk.I, за свои контуры получивший обидное прозвище «тазик». Материалом взяли сталь, к которой добавили марганец. При толщине 0,9 мм шлем весил 950 граммов. К куполу шлема изнутри крепили кнопкой подшлемник из вощёной ткани с верёвочной сеткой, натяжением которой подгоняли размер подшлемника под голову танкиста. Так приходилось делать, потому что все данные шлемы штамповали единообразно, без учёта размера. Между подшлемником и шлемом вставляли подкладку из хлопка. Первые партии были зелёного цвета, на который иногда наносили камуфляжные разводы. Далее часть выпуска, предназначенную для вспомогательных частей, делали чёрной или тёмно-синей. Чтобы шлем не блестел под солнцем, с 1916 года использовали специальную краску, смешанную с песком. В этом же году была создана версия Mk.I Cruise I, где к шлему добавили толстую кольчужную маску с мелкими ячейками, закреплявшуюся проволочной дужкой. Кроме того, у маски была цепочка, соединявшаяся либо с подбородным ремешком, либо позади головы к полям шлема. Собственно, шлемом Mk.I Cruise I планировали защищать головы артиллеристов и сигнальщиков. Но и танковые экипажи приспособили его для несения службы.
Через год эту версию модифицировали в Mk.I Cruise 2, добавив приспособление, надевавшееся на нос и выступавшее ограничителем между металлом и кожей военнослужащего. Оно помогало и при газовых атаках, когда приходилось надевать противогаз. В этом случае рычажок закреплял маску. Дополнительную часть названия – Cruise – шлем получил от фамилии Ричарда Круза, руководившего Комитетом по защите глаз военнослужащих при Департаменте снабжения, где и придумали эту конструкцию.
Танковые шлемы Франции
Точно такой же путь избрали во Франции, решив модернизировать пехотную каску образца 1915 года системы Огюста Луи Адриана, получившуюся столь удачной, что она оказалась в экипировке солдат и многих других стран, включая Российскую империю. Для каски брали сталь толщиной 0,7 мм, а вес этого защитного головного убора равнялся от 700 до 800 грамм, так как фабрики делали каски трёх размеров.
Желание сконструировать танкистский шлем выразил сам Огюст Луи Адриан, приступив к работе осенью 1917 года. Изменения коснулись переднего козырька, который сменился кожаным противоударным валиком. Кожаными стали также подшлемный амортизатор, лепестковый подтулейник и крепёжный ремень, охватывавший подбородок. Выкрашенный тёмно-синим шлем украсили эмблемой штурмовой артиллерии. Так как глаза оставались не защищены, танкисты закрывали их очками, позаимствовав у лётчиков или шофёров. Впрочем, некоторым экипажам от пехотинцев доставались маски из кожи или стали, закрывавшие лицо и снабжённые не только очками типа «жалюзи», но и кольчугой, подвешенной снизу и защищавшей шею.
Танковый шлем Италии
С итальянскими танкистами долгое время шлемами делилась не пехота, а авиация. Только к середине 1930-х гг. здесь начали конструировать защиту именно для таковых экипажей. Результатом явился шлем М1935, числовое обозначение которого взято от года, когда его внедрили в танковые войска. Волокнистый купол помещали в кожаную обтяжку, а его поля образовывали валики, наполненные технической ватой. Привычных крыльев М1935 не имел. Их заменял кожаный лоскут, плащом спускавшийся книзу от купола. Защитные очки оставили стандартными – авиационными.
Как в стрелковом оружии автомат Калашникова подкупает своей простотой и эффективностью, так и шлем М1935 оказался столь заметным явлением, что от танкистов его сначала позаимствовали другие рода войск итальянской армии, а потом и другие державы в качестве прототипа для собственных разработок. Например, Венгрия, первоначально скопировав итальянскую конструкцию, убрала вентиляционные отверстия сбоку, но приделала на эти места крепления устройств для обеспечения связи. В самой Италии М1935 вручали десантникам. А в гражданском мире этот шлем использовали полицейские наряды на мотоциклах. М1935 с незначительными модификациями оставался в армии почти до начала 1960-х гг.
Танковый шлем Японии
Оккупируя юго-восточную Азию, японцы придавали большое значение бронетехнике. Если конструкция японских танков вызывает у экспертов шквал разнонаправленной критики, то танковый шлем у Японии получился, конечно, не шедевральный, но вполне пристойный. Основой его стал полусферический пробковый каркас, обтянутый хлопчатобумажной тканью из шестёрки сшитых меж собой лоскутов. Они сходились в верхней части купола, где конструкторы сделали вентиляционное отверстие. По внешнему виду японский шлем образца 1938 года походил на шапочку жокея. На то, что это униформа не спортсмена, а бойца, указывал нашитый в качестве кокарды матерчатый пятиугольник, поверх которого пришивали ещё и матерчатую пятиугольную звезду.
Крепился этот шлем к голове подбородочным ремнём из кожи и парой клапанов, к которым некоторые танкисты привешивали устройства связи. Подшлемник также был сшивным, но не из шести, а из восьми лепестков, сшитых по четыре. Между этими половинами проходила шнуровка, натяжением которой танкист подгонял шлем по голове. Исследователи отмечают, что такой подшлемник равномерно распределял энергию удара. Тем не менее, от пуль или осколков такой шлем не спасал. К тому же, защиты ушей и шеи и вовсе не предполагалось.
Танковые шлемы США
В том же 1938 году созданием собственной конструкции танкового шлема озаботились в Соединённых Штатах. Производителю ставились следующие задачи:
- малый вес;
- достаточная прочность;
- обязательная вентиляция;
- наличие крепежей для наушников;
- быстрота и удобство при надевании и снятии.
Процесс завершился лишь в 1940 году, когда конкурс на поставку армейских шлемов в армию выиграла фирма Rawlings Manufacturing Corporation. Прототипом послужил шлем, используемый на тот период в американском футболе.
Разработка весом в полкилограмма, названная М1938, располагала десятком вентиляционных отверстий в корпусе из прессованных химволокон. Уши защищались боковыми накладками, а затылок и шею оберегала ещё одна закреплённая на шлеме накладка, именуемая «заднее крыло». В боковых накладках оставляли отверстия, чтобы крепить наушники. Подшлемник, собранный из четырёх кожаных лепестков, скреплённых у купола шнуровкой, позволял менять свой размер для лучшей посадки на голову. Шлем служил танкисту лишь внутри боевой машины. Если же требовалось сражаться снаружи танкист, как и пехота, пользовался стальной каской М1. Непосредственно в армию шлем начали отправлять лишь в последние месяцы 1941 года, хотя патент утвердили аж в мае 1942 года.
Несмотря на довольно неказистый внешний вид, разработка показала себя очень достойно. Решив воспользоваться принципом «лучшее – враг хорошего», в Америке не стали модифицировать получившееся, а нарастили производство, отдав заказ и трём другим фирмам: Sears Saddlery Company, Wilson Athletic Goods Manufacturing Company и A.G. Spaulding & Brothers. Хорошие отзывы от экипажей помогли наладить поставки и за рубеж. М1938 закупали Австралия, Великобритания, Израиль и даже Китай. В США данный шлем продержался в армии до вьетнамской войны, а после был заменён на более совершенную модель. Недостатком было расположение вентиляционных отверстий, так как в них, если танкист находился вне боевой машины, заливал дождь, а если внутри, то холодный поток через открытые люки быстро выстуживал тепло. Исправляли это при необходимости крайне просто: заклеивали отверстия скотчем.
В холодное время года танкистам дополнительно выдавали зимний шлем М1942, который надевался под М1938. Его нельзя назвать защитным, так как главная задача этого шлема – сохранять тепло. С ней он отлично справлялся, поэтому танкисты надевали М1942 не только под М1938, но и под М1, а также носили и без дополнительного защитного убора. В основе его прокладка, обшитая хлопчатобумажной тканью (саржа). Для лучшего крепления служил широкий подбородочный ремень. Сзади шлема был клапан, спускающийся на шею, который предохранял от попадания дождя за воротник. По при сильном ливне вода с клапана просто стекала на спину танкиста.
На затылке шлема М1942 располагались ремешок и защёлка, использовавшиеся для крепления очков. Для защиты глаз танкисту могли выдать три типа штатных очков: Resistal M1938, Polaroid 1021 и Polaroid M1944. Первые очки оказались не слишком удобными из-за раздельной оправы. Качество тоже подводило: начался поток жалоб на расслаивающиеся линзы. К началу 1944 года основными очками стала 1021-я модель Polaroid, а к концу стали переходить на модель М1944. Достоинством Polaroid стала не только одна цельная линза, улучшающая обзор, но и комплект съёмных линз для повышения видимости в различных условиях.
Шлем для танкистов Германии
На фронтах Первой мировой немецкие танкисты для защиты головы использовали либо схожие с лётчицкими шлемы, либо варианты шлемов пехоты Великобритании. Применялись и маски для защиты лица с подвесной кольчугой. Глаза охраняли «очки-консервы», также перекочевавшие к танкистам от авиации. Готовясь ко Второй мировой войне, немцы отказались от шлемов, заменив их подшлемником из тёмной шерстяной ткани на клеенчатой подкладке, на который натягивали мягкий берет.
Однако с началом военных действий танкисты перестали надевать даже такую защиту, ограничившись пилотками. Ряд экспертов предполагает, что именно на пилотку удобнее всего натягивался комплект из наушников с ларингофоном, а вот довоенный шлем только затруднял радиосвязь. Другие оспаривают это утверждение, выдвигая свою версию, что внутри немецкого танка оставалось достаточно места, поэтому удары головой минимизировались. От образцов, представленных вермахту в 1940 году, по невыясненным причинам отказались. Поэтому танкисты остались без защиты головы.
В такое положение дел отказываются верить киноделы, придумывая для немецких персонажей всяческие фантастические головные уборы. И ладно, если бы речь шла только о современных сериалах, где специалист может насчитать невероятное количество ляпов. Но даже в советском мини-сериале «Блокада», к созданию которого относились весьма тщательно, у немецкого танкиста на голове красуется мотоциклетная каска из пластика, перекрашенная под чёрный цвет формы.
Советские шлемы и шлемофоны
Связать защиту головы и связь одним устройством советские конструкторы решили ещё в первое десятилетие после создания СССР. Параллельно шли работы по созданию просто танковых шлемов. Поэтому к середине 1930-х гг. танкисты механизированных, а затем и автобронетанковых войск получали либо шлемофон образца 1931 года, либо шлем образца 1934 года. Движение двумя путями объяснялось тем, что радиотехника ещё только входила в различные отрасли как армейского, так и народного хозяйства. Учитывая её размеры и хрупкость комплектующих, поднимался вопрос, а будут ли танки вообще ей укомплектованы.
Однако разработка переговорного устройства, которое вполне подходило для танка, привела к тому, что к шлему образца 1934 года добавили необходимые выемки для радиооборудования, превратили его в шлемофон. Материалом служила либо кожа, либо её заменители: сначала авизента, а потом кирза. В процессе реконструкции танковый шлем получил свой запоминающийся облик: три валика-наголовника, уходящие от лба к затылку, а спереди – валик-налобник. По бокам на одних шлемах выпирали три валика веером, а на других – один центральный. Первоначально наполнителем служил конский волос, который затем заменили на техническое волокно. Зимний вариант шлема имел меховую подкладку.
Тем не менее, не надо думать, что Красная армия мгновенно получила в распоряжение полноценные шлемофоны. Позаимствовав основные идеи от авиационного радиооборудования, конструкторы лишь в годы Великой Отечественной войны начали встраивать его в танковые шлемы. Шлемофон закрывает всю голову танкиста. При этом наушники находятся рядом с ушами, что частично нивелирует и внешний шум, а ларингофон крепится на шее. Тогда и родилось народное прозвище шлемофона – «говорящая шапка». Конструкция оказалась столь простой и жизнеспособной, что практически не менялась в последующие десятилетия. Так как после войны многие страны Восточной Европы оказались в социалистическом лагере, танкисты их армий наряду с советским вооружением получали и шлемофоны советской конструкции.
В 1972 году чёрный танковый шлемофон вошёл в состав обмундирования военнослужащих бронетанковых войск. Наряду с танкистами его использовали расчёты иной броневой техники, а также команды торпедных и ракетных катеров ВМФ, водители гусеничных транспортёров инженерных войск и подвижных средств ремонта. Зимний шлемофон служил бойцам пять лет, а летний – на год меньше. Через десять лет срок службы шлемофона увеличили на год, а цвет сменили с чёрного на оливковый. Однако запас чёрных шлемофонов оказался достаточно велик, поэтому танкисты 1980-х гг. часто запечатлены именно в чёрных шлемофонах.
Характеристики танкового шлемофона ТШ-4М
Данный тип шлемофона подразделяется на зимний (тип «З») и летний вариант (тип «Л»). Одна из этих литер будет встречаться в маркировке. Шлемофон обеспечивает двухстороннюю радиотелефонную связь, а также защищает от ударов и от воздействия климатических факторов. В составе шлемофона имеется ларингофонно-телефонная гарнитура высокой шумозащиты ГВШ-Т-13-01 с ларингофонами ЛЭМ-5.
- Уровень акустических шумов, при котором сохраняется работоспособность: до 133 дБ;
- Рабочий диапазон частот: от 300 до 3 400 Гц;
- Номинальное напряжение речевого сигнала на входе тракта приёма: 1,5 В;
- Коэффициент шумозаглушения на частоте 100 Гц: не менее 13 дБ;
- Масса летнего шлемофона: не более 950 грамм;
- Масса зимнего шлемофона: не более 1,05 килограмма.
Применение шлемофона в современных танковых войсках
Просматривая фантастические фильмы о будущем, в которых присутствуют танки, можно поразиться, что шлемофон там либо выполняет декоративную роль, либо напрочь отсутствует. В «Танкистке» (1995 г.) одна из героинь обходится простеньким авиационным шлемом, а экипажи аниме «Танковая полиция» все как один считают ниже своего достоинства надевать хоть какой-нибудь шлем.
Однако в реальной армии речь об отказе от танкового шлема не идёт. Если говорить о шлемофонах XXI века, то необходимо упомянуть модель DH-133A от Gentex Corporation. Его верх – это пуленепробиваемая каска, под которой находятся энергопоглощающая и термопластическая подкладки. Объединение бутвара и фенольных смол с кевларовой защитной тканью помогает защитить голову и от ударов, и от осколков. Разработчики утверждают, что их шлемофон наделён анатомической памятью, поэтому постепенно подстраивается под индивидуальные особенности головы танкиста. Несмотря на термин «пуленепробиваемая», от прямого попадания пули шлем не защищает. Поэтому находясь в бою вне танка экипаж надевает проверенный пехотный шлем.
Сопряжение защитной экипировки с возможностями электротехники позволило создать шлемофон с дисплеем в виде прозрачной линзы, куда выводится информация относительно боевой обстановки вокруг танка. Своё изделие корпорация Revision Military назвала HEaDS-UP (Helmet Electronics and Display System-Upgradeable Protection). Защита головы от ударов теперь обеспечивается амортизирующей системой, сходной с той, что уже применяется в обуви для спортсменов. Добавление нижней части оберегает от травм большую часть лица и подбородок.
В ходе модернизации обмундирования российских вооруженных сил танковый шлемофон включён в комплект специальной формы 6Б15 («Ковбой»), в составе которой также имеется огнеупорный комбинезон и противоосколочный броневой жилет 1-го класса защиты. С 1 августа 2012 года в войска начала поступать специальная противоосколочная накладка на танковый шлемофон, повышающая общий уровень защиты экипажа боевой машины. Она выдерживает попадание осколков массой в один грамм, летящих со скоростью до 460 м/с. Так что шлемофон отнюдь не уходит в историю, а продолжает надёжно оберегать голову танкиста.