Благодаря фильмам и книгам, авторы которых вольно интерпретируют древние источники, о рыцарских доспехах сложилось немало домыслов и слухов, не имеющих ничего общего с реальностью. Но даже современные исследования, опираясь на непроверенные факты, порой приводят диаметрально противоположные сведения. Чтобы избежать столкновения различных мнений, мы решили вам рассказать о рыцарском облачении, конспектируя книгу Эварта Окшотта «Оружие и воинские доспехи Европы с древних времен до конца Средневековья». Ведь её автор не только придирчиво изучал исторические хроники, но и сам неоднократно примерял доспехи, хранящиеся в различных музеях и замках Европы.

Средневековый рыцарь

Как пишет Эварт Окшотт до XV века европейские мастера, в основном, следовали единому стилю с небольшими отклонениями. Поэтому большой разницы в рыцарском облачении, почерпнутых из различных источников Швеции, Испании, Англии или Франции не найти. Собственные стили европейских стран того времени для доспехов начали формироваться со второй половины XIV века.

Основные элементы доспехов

Рыцарские доспехи

Для начала познакомимся с названиями основных элементов доспехов и их составных частей. Примером Эварт Окшотт выбрал полное латное вооружение Шотта фон Хеллингена. Происходящий из древнего рода Шоттенштайнов Кунц Шотт, известный также под именами Конрад Шотт и Конц Шотт, прожил очень бурную жизнь. Будучи бургграфом Роттенбурга, он столь сильно соперничал с находящимся неподалёку Нюрнбергом, что сам император Максимилиан I в 1499 году объявил его вне закона. Шотту приходилось быть одновременно и бароном, и разбойником. Поэтому надёжная броня была ему крайне необходима почти на всём протяжении его жизни. Лишь в свои последние годы Шотт сумел наладить отношения с Нюрнбергом, где и благополучно почил в 1526 году.

Кольчуга

До появления пластинчатых лат воина защищала кольчуга. Хотя её собирали из большого количества металлических колечек, кольчуга была достаточна легка. При этом она обладала высокой степенью гибкости. В основном, она принимала на себя режущие удары и предохраняла от стрел, выпущенных из обычного лука. Но мощный удар копья разрывал её кольца, как и арбалетная стрела. До конца XIV века кольчугу мастерили из двух типов колец. Цельные кольца (их называют «сплошные» или «закрытые») выбивали из тонкого листа металла. Они чередовались с кусочками проволоки, свёрнутой кольцом и проклёпанной на краях (кольца «открытые» или «заклёпанные»). Для изготовления проволочного кольца мастер использовал стержень определённого диаметра, вокруг которого обвивали металлическую нить. Однослойный моток резали вдоль стержня и высыпали с него заготовки. За дело брались кузнецы, раскаляя металл, расплющивая концы одиночного витка и пробивали на концах небольшие дырочки. «Модифицированные» заготовки возвращали мастеру, который, сверяясь с размерами заказчика, чередовал закрытые и открытые кольца, соединяя концы последних заклёпкой. В большинстве случаев изготовление кольчуг разбивалось на несколько операций, каждая из которых доставалась своему мастеру. То есть кольчугу делала целая команда специалистов, объединившись в цех. Об этом можно судить по книге Гальвано Фьярнма «Chronichon Extravagans», где упомянуты миланские оружейники: «Одних только изготовителей кольчуг насчитывается не меньше сотни, не говоря уже о бесчисленных подмастерьях, каковые с величайшим умением делают кольца для кольчуг».

Облачение в кольчугу (слева) и кольчужная рукавица (справа)

Европейский север в своих языках именовал кольчужную рубаху «бирни», тогда как на остальных землях за ней закрепилось название «хауберк». Опираясь на плечи воина, кольчуга спускалась почти до его колен. Вокруг шеи она затягивалась шнуром. Кольчуги побогаче использовали застёжку с клапаном. Постепенно менялась форма рукавов. Ранние образцы имели короткие и свободные рукава. Начиная с XII века, они удлиняются, облегая руки. После 1175 года концы начали делать в форме варежки: мешкообразное глухое завершение, от которого отделялся отросток для большого пальца. А вот ладонь такая «варежка» не защищала. Это отверстие обшивали тканью. Оно использовалось, когда требовалось освободить кисть от кольчуги. Голову воина защищал кольчужный капюшон, который со второй половины XIII века начали изготавливать отдельно. Отверстие для лица тоже стягивали шнуром или застёжкой. Этот капюшон имеет сходство с современной балаклавой. Почти до наступления XIII века кольчуга была на виду. Затем поверх неё стали натягивать балахон, напоминающий ночную рубашку. Причины полотняного дополнения вызывают споры исследователей. Одни считают ткань защитой от перегрева в жаркие дни. Другие утверждают, что ткань принимала влагу на себя, не давая кольчуге ржаветь. Очень быстро возникла традиция украшать эту ткань гербами и другой геральдикой.

Шлем

Ещё в глубокой древности воины пытались обеспечить защиту головы в жестоких схватках. Для этого служили шапки из толстых шкур. Далее появились кованные бронзовые шлемы и колпаки. Ранние шлемы Средневековья – это выгнутые треугольные железные пластины, приклёпанные к ободу из бронзы. По нижней кромке обода приделывали кант, проходящий на уровне бровей, а на него приклёпывали пару или большее количество изогнутых пластин. На верхушке шлема их скреплял объединительный элемент. Со второй половины XI века шлем стали делать из одной пластины. Такой шлем было труднее разбить ударом, чем собранный из нескольких частей. Ещё через век шлем становится высоким, цилиндрическим и плосковерхим. Современному зрителю показалось бы издалека, что воин надел на голову кастрюлю. Через семь десятилетий (примерно с 1220 года) от «кастрюлевидных» шлемов отказались. На смену пришли два типа: колпак, сделанный по форме головы, и ореховидный шлем.

* * *

Быть может, покажется удивительным, но в полный комплект доспехов привычный нам по фильмам и книгам большой шлем входил не всегда. Часто его заменял кольчужный чепец или малый ореховидный шлем, прилегающий к голове. Большой шлем надевали лишь на серьёзную битву, так как его размер и бочкообразная форма были крайне неудобны для повседневного обихода. Ранние образцы таких шлемов представляли симбиоз сферической каски и забрала, укрывающего лицо. Но примерно с 1200 года появляется цельный шлем, полностью закрывающий голову. Для избегания повреждений от этой громоздкой конструкции между шлемом и головой всегда была прокладка. Обычно она представляла уже известный нам кольчужный чепец или небольшую сферическую шапочку из железа. На иллюстрации выше показана «ростовая» эволюция шлема. До наступления XIV века шлем удерживался кожаной прокладкой и только после стал опираться на плечи. При этом доспехи на груди и спине обзавелись крепёжными элементами в виде застёжек или болтов.

Шлем для турниров

К завершению первой четверти XV века появился шлем для турниров, прозванный «лягушачий шлем». Именно его можно видеть на многочисленных иллюстрациях или кадрах кинофильмов, так как эти образцы «срисованы» со средневековых полотен или скульптур. На рисунке выше показан хранящийся в Вестминстерском аббатстве шлем, предположительно принадлежавший Генриху VII. Такой тип шлема характеризуется толстой, изогнутой передней пластиной, которая верхним краем перекрывала пластину, закрывающую свод черепа. Конструкция обеспечивала полную защиту глаз. При этом рыцарь сохранял обзор через смотровую щель, хотя при этом ему надо было выставить плечи вперёд и наклонить голову. В такой позе проходила копейная битва на турнирах.

Бацинеты

Что такое «забрало», думаем, известно без лишних разъяснений. А слово «бацинет»? Им называли лицевое отверстие шлемов, которое как раз прикрывалось забралом. От него бацинетами стали называть купольные шлемы или полусферические каски. Примеры подобных шлемов приведены выше. У шлема справа также изображена бармица – кольчужная накидка, которая крепилась к нижнему краю шлема, защищая подбородок, шею и часть плеча.

Армет закрытый (слева) и готовый к надеванию (в центре). Салад (справа)

Разберём ещё два типа средневекового шлема. Примерно в 1440 году возник шлем, получивший название «армет» или «армэ». Он имеет итальянское происхождение, но получил широчайшее распространение во многих европейских государствах того периода. Это лёгкий и тесно облегающий голову шлем. В закрытом и развёрнутом виде он показан выше. Немецкие воины в середине XV века стали защищать голову шлемом-котелком под названием «салад». Прежде чем его надеть, рыцарь заворачивал волосы и плотно обёртывал голову, мягкой тканью, оставляя открытым лицо. У салада встречался и дополнительный элемент «бувигер» - пластина для защиты подбородка.

Средневековый шлем наподобие коринфского

«Всё новое – хорошо забытое старое». Эту фразу можно отнести ещё к одному шлему, разработанному итальянскими мастерами. За основу здесь взят коринфский шлем, который широко использовался древними греками. Впоследствии этому стилю присвоили имя «barbute».

Поножи и наколенники

Полупоножи 1310 года (слева) и закрытые поножи 1325 года (справа)

До середины XIII века ноги большинства воинов защищали лишь кольчужные чулки, затем колено стали оборонять специальной пластиной, крепившейся к плотным стёганым штанам. Чуть ранее появились и полупоножи - лёгкие пластины, закрывающие переднюю часть голеней. К концу первой четверти XIV века параллельно с ними уже применяли и закрытые поножи из двух пластин, одна из которых облегала заднюю часть голени, а вторая – переднюю. Они соединялись петлями сбоку на наружной стороне, а с внутренней для соединения использовали ремни и пряжки.

Детские ножные латы для короля Франции Карла VI

Полная защита ноги представляла собой целый комплект, собиравшийся из наколенников, поножей и набедренников. При этом поножи закрывали голень целиком. Для наколенника брали цельную пластину, где делали выпуклое углубление, охватывающее коленную чашечку. Остальная часть пластины защищала боковую и заднюю поверхности коленного сустава. При этом внутренняя часть коленного сустава оставалось досягаемой вражескому оружию. Но закрыть колено со всех сторон не представлялось возможным, так как это доставило бы большие неудобства при посадке в седле. Наколенник крепился и к поножам, и к набедреннику. Для набедренника также брали одну пластину, которую изгибали по форме наружной части бедра. Но в последней четверти XIV века к ней прикрепляли дополнительную пластину, закрывавшую незащищённую часть бедра. Креплением был ремень, обёрнутый вокруг бедра, или шнур, идущий от набедренника к поясу. Пластинчатую защиту стопы называли «солерет» или «сабатон». Здесь пластины также перекрывали друг друга. Эту защиту либо крепили к поножам, либо к обуви, которую она закрывала.

Нагрудные доспехи

Дублет

Туловище в XIV веке воины защищали дублетом или бригандиной. Основу его составляла плотная ткань, на внутреннюю поверхность которой внахлёст пришивались или приклёпывались пластины из металла. Основная защита при этом приходилась на грудь и спину. Внешне дублет походил на жилет, испещренный заклёпками. Он мог быть как верхним платьем, так и своеобразной прокладкой между кольчужной рубахой и верхней одеждой.

Нагрудник конца XIV века

К середине данного столетия в число доспехов вошли нагрудники. Имя своё они получили из-за того, что состояли из одной цельной пластины, защищавшей грудь. При этом схожую пластину ряд воинов использовал и для защиты спины. На иллюстрации выше доспех сложной конструкции, который можно увидеть в Баварском национальном музее (г. Мюнхен). Металлический панцирь, обшитый красным бархатом на грубом полотне, защищал воина от шеи до талии. Ниже ткань доспеха образует небольшую юбку, к которой внутри приклёпаны пять полукруглых железных полос. Верхняя часть каждой из них заходит на соседнюю, напоминая чешую. Юбка именовалась «набрюшник» или «накидка». Бархатная обшивка доспеха придавала рыцарю нарядный вид.

Все уцелевшие кирасы, которые можно увидеть в музейных или частных собраниях, датируются периодом после 1420 года. Более ранние образцы пока не найдены. Исследовали спорят об этимологии слова. Большинство сходится в том, что за основу взяты слова «cuirie» или «cuiret», обозначающие нагрудник из кожи. Однако ещё до того, как «кираса» стала устоявшимся понятием, этот вид доспехов часто именовали «парная пластина». Кираса одновременно защищала и грудь, и спину рыцаря.

Миланская кираса около 1460 г. Вид спереди, сбоку и сзади

Разберёмся, что такое «плаккарт». Для кирасы это дополнительная пластина, крепящаяся сверху ремнём и защищающая нижнюю часть туловища. В процессе эволюции кирасы плаккарт постепенно «вырастал» кверху. Спину защищает не монолит, а целый комплект перекрывающих друг друга пластин. Это сделано, чтобы рыцарь имел возможность нагибаться. Сбоку передняя и задняя часть кирасы с одной стороны соединялись петлями, а с другой – застёжками.

Доспехи для защиты рук

Наручи 1360 года (слева) и 1460 года (справа)

Ранние доспехи защищали только предплечье, но уже тогда они получили название «наручи». К концу XIV века наручи облегали уже всю руку, представляя набор из нескольких частей. Две небольших пластины образовывали нижний наруч, крепившийся к налокотнику, форма которого напоминала наколенник. Далее крепления шли к верхнему наручу – двум пластинам для защиты плеча. Доспех защищал плечо по всей окружности. Вершиной доспеха было надплечье – сборка из небольших пластин, перекрывающих друг друга. Надо заметить, что область плечевого сустава оставалась доступной для вражеского удара. Но тут свою роль играла кольчужная рубаха, которую мы подробно разобрали. Ещё одним элементом наручей была пластина, защищавшая подмышку. Она крепилась к наплечнику с помощью ремешка.

Перчатка

Защиту кисти рук древних воинов обеспечивали пришитые к кожаным перчаткам небольшие роговые пластины или собранные из китового уса. По мере развития кузнечного дела эти пластины начали делать и из металла. Здесь серьёзный шаг случился в середине XIV века. Новый доспех представлял собой кованую пластину в форме короткой расширяющейся манжетки с раструбом. Она защищала тыльную часть кисти и бок большого пальца. Её крепили к кожаной перчатке. Для защиты остальных пальцев к перчатке приклепывали последовательность перекрывающих друг друга небольших пластин. В результате получалась латная рукавица, чем-то напоминающая песочные часы.

* * *

Металл, нашиваемый или наклёпываемый на кожаную рукавицу, служил защитой кисти рук вплоть до второй четверти XV века. Придать лучшую защиту пальцам при сохранении их подвижности были призваны более поздние конструкции. Эволюцию латных рукавиц можно проследить на примерах, изображённых на рисунке выше.

Стили доспехов

Пример миланских доспехов «французского фасона»

Упомянув в начале статьи о стилях доспехов, рассмотрим несколько основных из них. Начнём с итальянского, чаще именуемого «миланский доспех». Для него характерны V-образные зубцы в середине налокотников и наколенников. Наплечники перекрывало ожерелье – несколько пластин. Сзади они лучше прикрывали лопатки, а спереди им придавали различную форму. Причём, правая часть срезалась, чтобы было удобнее орудовать копьём. Левая часть становилась щитом для нагрудника, чей верх теперь прикрывала. В соседнюю Францию поставлялся «экспортный» вариант, получивший собственное название «alla francese» («французский фасон»), отличавшийся остроносыми сабатонами. В доспехах «франзуского фасона» любят изображать Жанну д’Арк.

Пример готических доспехов

В отличие от миланского немецкий стиль характеризовался прямоугольной формой нижней части нагрудника, который стали украшать рельефными расходящимися лучами. Во второй половине XV века такие лучи появились у наручей, набедренников и наколенников. Тонкая удлинённая форма доспехов и обилие украшений впоследствии закрепило за немецкими доспехами конца 15-го столетия название «готические». Однако доспехи столь изысканного вида чаще всего предназначались не для битв, а для парадов, подчёркивая высокое положение владельца и его богатство.

Пример максимилианских доспехов

Стиль «Максимилиан» вобрал в себя достоинства немецкого и миланского стилей. Появившись в конце 15-го столетия, он получил имя в честь императора Максимилиана I (хотя есть приверженцы вести этимологию имени этого стиля от слова «максимум», символизировавшего высочайшую степень защиты). Это более округлые и мощные доспехи, чем их ранние аналоги. По большей части элементов проходит плотное рифление в виде параллельных борозд. Их ожерелье постепенно «подрастало», превращаясь в воротник из нескольких пластин, защищавших шею до нижней челюсти.

Сколько весили доспехи?

Ошибочно думать, что рыцаря в полном облачении усаживали на коня при помощи лебёдки. Ведь проворные движения в бою были не меньшей защитой, чем надёжная броня. Для этого доспехи, прежде всего, должны быть удобными и с как можно меньшей массой. Воспользуемся подсчётами Эварта Окшотта для определения веса тех или иных доспехов и отдельных их элементов.

  • Итальянские полевые доспехи, около 1450 г. (коллекция Скотта, Глазго), 25,6 кг;
  • Немецкие полевые доспехи, около 1525 г. (коллекция Уоллес, Лондон), 18,8 кг;
  • Немецкие полевые доспехи Панкраца фон Фрейберга (коллекция Уоллес, Лондон), 25,3 кг;
  • Полевые доспехи, Гринвич, 1590 г. (коллекция Уоллес, Лондон), 33,2 кг;
  • Противомушкетные доспехи кирасира, около 1620—1630 гг. (замок Харбург, Тироль), 31,2 кг;
  • Турнирные доспехи, немецкие, около 1500 г. (коллекция Уоллес, Лондон), 40,5 кг;
  • Шлем, английский, принадлежал Черному принцу, около 1370 г., 3,2 кг;
  • Бацинет (с забралом) и кольчужная шапочка, около 1380 г., 5,6 кг;
  • Армет, итальянский шлем, около 1470 г., 3,3 кг;
  • Салад, немецкий, около 1470 г. (коллекция Уоллес, Лондон), 2,2 кг;
  • Турнирный шлем, английский, около 1480 г., 10,6 кг;
  • Длинная кольчужная рубаха, XIV в., 14 кг;
  • Короткая кольчужная рубаха, XIV в., (замок Харбург, Тироль), 9,3 кг;
  • Немецкие конские доспехи Панкраца фон Фрейберга, 29,9 кг;
  • Конские доспехи английской работы 1514-1519 гг., 31,1 кг.

Сколько стоил полный комплект доспехов? Точную сумму назвать невозможно, поскольку покупательная способность той или иной денежной единицы сильно отличалась в различные эпохи. Если привести образное сравнение, то за приобретение достойных и качественных доспехов средневековому воину приходилось отдать примерное такое количество денег, сколько потребуется нашему современнику за Lamborghini или Porsche.

Дальнейшая судьба рыцарских доспехов

Напоследок посмотрим небольшую фотогалерею, которая покажет, почему рыцарским латам пришлось остаться в прошлом, перейдя в музеи и частные собрания.

Кираса, пробитая ядром

Это кираса Антуана-Франсуа Фово, служившего в жандармерии (род тяжёлой французской кавалерии). Ему было 23 года, когда в сражении под Ватерлоо его кирасу насквозь пробил пушечный 96-миллиметровый снаряд. В тяжёлую кавалерию отбирали только высоких и сильных парней (ростом Антуан-Франсуа был 179 см). Пробитый доспех сейчас выставлен в музее.

Латы, пробитые пулей

Богатые доспехи с красивой отделкой выставлены в Венской оружейной палате. Их изготовление датируется 1590 годом. Наверняка, на парадах их владелец блистал. Но от пули этот тонкий металл своего хозяина спасти не сумел.

Солдат в окопе

Неужели в средневековье были свои фотографы? Нет, это снимок Первой мировой войны. Французский солдат пробует защитить себя от пуль подобием доспеха. Но для первой серьёзной войны ХХ века подобное облачение смотрелось уже нелепо и смешно. Поэтому в реальных схватках доспехи широко применялись до второй четверти XVII века, а далее им была отведена лишь представительская функция. Отказ от доспехов ускорили разработки огнестрельного оружия. Оружейники были способны изготовить и такую броню, которую не пробила бы и пуля. Но она получалась столь тяжёлой, что сражаться в ней становилось невозможно. Уже к концу 16-го столетия большинство важных персон надевало латы в полном облачении лишь для торжественных парадов.