Воздушно-летящее греческое слово «метаморфосис» или строгое латинское «transfiguratio» дословно переводятся как «преображение», «превращение в другой вид» или «изменение формы». Однако в религиозной литературе Преображение означает кульминационный момент в земном служении Иисуса Христа. В православии это событие входит в число двенадцати важнейших после Пасхи праздников. Преображение Господне отмечают и другие христианские церкви (например, католическая, лютеранская и англиканская).
Что случилось в день Преображения?
Когда прошло шесть дней (или восемь по Евангелию от Луки) после пророческой фразы «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», Иисус Христос вместе с тремя избранными последователями Петром, Иаковом и Иоанном отправился на вершину горы для уединённой молитвы. На вершине, когда Иисус начал молиться, все три ученика, уставшие от длинной дороги и тяжкого восхождения, заснули. Однако все трое пробудились в один миг, чтобы увидеть своего учителя изменившимся. Лицо Иисуса просияло, а одежды стали безупречно белыми. По сторонам от Иисуса появились пророки Моисей и Илья, с которыми тот вступил в беседу. Ученики отметили, что Иисус обсуждал с пророками ближайшее будущее – свой трагический Исход (предстоящее распятие на кресте в Иерусалиме).
Торжество света и духа настолько потрясли Петра, что тот прервал беседу, предложив выстроить по небольшой хижине для Иисуса, Моисея и Ильи, чтобы все трое могли здесь задержаться на несколько дней. Но тут над вершиной возникло облако, откуда донёсся голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». От этого чуда и Пётр с Иаковом и Иоанном пали ниц, не смея поднять взор. Когда же все трое, услышав глас Иисуса «Встаньте и не бойтесь», решились взглянуть на учителя, тот уже был в обычном своём облике, а Илья и Моисей исчезли. На обратном пути Иисус взял с учеников слово, что они не станут рассказывать о случившемся остальным, пока «Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых». Преображение Иисуса описано во всех синоптических Евангелиях (Евангелия от Матфея, Марка и Луки), а также упомянуто всеми евангелистами (кроме апостола Иоанна).
Каков смысл Преображения Господня?
Преображение – одно из самых частых событий, которое упоминается в проповедях. Основной его посыл можно узнать из напрямую из молитвослова.
Изменив Свой вид на горе, Христе Боже, Ты тем показал ученикам Твоим Твою славу, насколько они могли видеть. Пусть молитвами Богородицы и перед нами, грешными, возсияет вечный свет Твой: Податель света, слава Тебе.
Господи, Ты преобразился на горе и Твои Ученики, насколько им позволяли их человеческие чувства, видели Твою славу, чтобы они узнали, когда увидят Тебя распинаемым, что Ты страдаешь добровольно, и чтобы они проповедали миру, что Ты воистину есть Отчее сияние.
На горе высокой преобразился Спас, имея с собой верховных учеников, великой славой облистал, показывая, что достигшие высоты добродетелей, и Божественной славы сподобятся. Говорили же со Христом Моисей и Илия, показывая, что Он над живыми и мертвыми владычествует. И Он — Бог, который в древности через закон и пророков говорил. О Нем и голос Отца свидетельствовал из светлого облака: «Послушайте Того, Кто Крестом пленит ад, и мертвым дарует жизнь вечную!»
Однако кроме прямых толкований проповедники допускают множество косвенных. Например, Иоанн Златоуст считал, что Преображение на примере Иисуса являет каждому верующему будущую трансформацию его естества и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами. Он же кроме явного символизма Моисея с царством мёртвых («один умерший»), а Ильи с царством живых («другой, ещё не испытавший смерти»), доказывал, что власть Иисуса простирается не только над этими царствами, но также над небом и землёй. То есть, над всем миром и вселенной в целом. Событие Преображения – это явление всей Святой Троицы во едином Божестве: Бог-Отец (голос), Бог-Сын (Иисус) и Бог-Дух Святой (облако). Преподобный Ефрем Сирин видит в действующих лицах Преображения соединение Ветхого Завета (пророки Моисей и Илья) и Нового Завета (будущие апостолы Пётр, Иаков и Иоанн). Козьма Иерусалимский и Архимандрит Иустин сходятся во мнении, что своим Преображением Иисус изменил также образ всех остальных сыновей и дочерей божьих, убрав с него тень первородного греха.
Где произошло Преображение?
В Писаниях нет названия горы, где ученики Иисуса узрели чудо. Поэтому существует две версии относительно конкретной возвышенности. Более древняя называет местом события гору Фавор, находящуюся неподалёку от Назарета. Именно там Святая равноапостольная царица Елена воздвигла храм, прославляющий и само событие, и его участников. В смутные времена он был разрушен, но впоследствии Базилика Преображения Господня была отстроена заново. Поздние богословы называют Горой Преображения Ермон. Однако гора Ермон в то время располагалась за пределами Палестины, на языческой территории. Это входит в противоречие с библейскими текстами, когда спустившийся с горы Иисус был встречен многочисленной толпой, в которой имелись еврейские книжники (чего не могла быть на языческих землях). В пользу Ермона говорит тот факт, что Иисус двигался на север Земли Обетованной, и тогда его символический разворот на Голгофу шёл бы от Ермона (самой северной точки) до Голгофы (самой южной точки). Кроме того, в библейских текстах упоминается Галилея, которую прошли Иисус с учениками, но тогда им надо было двигаться в сторону Ермона, а не Фавора. Примиряет обе версии стих из Псалтыри: «Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуются».
Когда празднуют Преображение Господне?
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому,
Преображение Господне.
Как Рождество Христово и Успение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне является непереходящим праздником, то есть отмечается всегда в одну конкретную дату. По православному церковному календарю Преображение Господне отмечается 6 августа. Но так как в России церковный (юлианский) и светский (григорианский) календари расходятся на 13 дней, то празднование Преображения проходит 19 августа. Причина выбора этой даты не установлена, но с календарной датой самого Преображения она не соотносится (если следовать библейским сказаниям, то Преображение случилось за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа). Однако Преображение празднуют ровно за 40 дней до Воздвижения Креста Господня. В православии празднование Преображения продолжается 9 дней, с 5 (18) по 13 (26) августа. Выбор 6 августа для западных христианских конфессий обусловлен датой, когда известие о победе христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом дошло до Рима (ранее Преображение там отмечали 14 июля).
Не во всех конфессиях Преображение – непереходящий праздник. Например, В Армянской Апостольской Церкви праздник Преображения известен под именем Вардавар. От языческих времён Вардавар унаследовал не только богослужение, но и традицию обливать друг друга водой. Он празднуется в седьмое воскресенье после Пятидесятницы (через 14 недель или 98 дней после Пасхи): от 28 июня до 1 августа. Однако местные общины могут назначить и свои даты (в Тавуше и Лори этот праздник отмечается в воскресенье, следующее за 20 июля). В восьмое воскресенье после Пятидесятницы Преображение отмечают в Церкви Швеции и Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. А в лютеранских приходах это последнее воскресенье сезона Богоявления (Крещенской недели).
Почему Преображение Господне называют Яблочным Спасом?
На христианском Востоке праздник Преображения неразрывно связан с виноградом. Ещё писания Ветхого Завета призывали приносить Богу «начатки плодов» (понемногу от каждого вида урожая). Поэтому дары нового урожая несли в храм для освящения. Винограду при этом придавалась важное значение, так как именно его ягоды шли на вино для Евхаристии. В храме служитель после молитвы кропил поднесённые плоды, и с этого момента их дозволялось не только собирать, но и вкушать.
В холодных русских землях виноград не произрастал. Поэтому его заменили яблоки. Так Преображение Господне получило ещё одно имя – Яблочный Спас. Иногда его ещё именуют Вторым Спасом, так как подобных праздников три. В первый день августа праздновали Медовый Спас. Считалось, что пчёлы достаточно потрудились, и собранные ими запасы можно изымать. Его также называли «Мокрый Спас», так как в этот день купали домашний скот (по поверьям, это укрепляло его здоровье). В шестнадцатый день августа в некоторых регионах праздновали ещё и третий – Ореховый Спас (к этому времени дозревали лесные орехи). Но этот день оставался рабочим, а вместо гулянок в домах просто пекли пироги. Поэтому смело можно сказать, что главным среди этой тройки был Второй или Яблочный Спас.
Зреет все
Осенний час.
Яблок — плод живой.
Прежде всех пленил он нас,
Ядра с ним — в числе прикрас,
Мёд. Как сладок первый Спас,
И второй.
С точки зрения медицины дата освящения и винограда, и яблок имела наиважнейшее значение. Ведь до этой даты пробовать плоды запрещалось, что массово предохраняло от недугов, связанных с незрелыми фруктами. Если замечали, что кто-то по забывчивости или нарочно ел яблоки раньше срока, то ему для искупления вины надлежало воздерживать от яблок и сорок дней после праздника Преображения Господня.
Преображение Господне в живописи
Так как это событие явилось одним из важнейших моментов жизни Иисуса Христа и его последователей, то наиболее ранние его воплощения в изобразительном искусстве относятся к убранству храмов – иконам, росписи и мозаикам.
Одно из древнейших мозаичных изображений важнейшего события жития Иисуса, выполненное в первой половине VI века, находится в Базилике Преображения Монастыря Святой Екатерины на горе Синай. Мозаика представляет классическую композицию, в центре которой сам Христос, чья фигура окружена лазурью, от которой отходят лучи к обращённых к Иисусу пророкам и коленопреклонённым ученикам. В отличие от Иисуса они выполнены на золотом фоне с мерцанием. Центральный сюжет обрамлён медальонами с портретами пророков и апостолов.
А вот ту же сцену в Базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе (г. Равенна, Италия) опознать сложно, так как мозаика выполнена не канонично. Сам Иисус предстаёт в виде креста с небольшим медальоном в центре. Тремя агнцами, обращёнными к кресту, создатель мозаики изобразил Петра, Иакова и Иоанна. В небесах по сторонам от креста видны фигуры Ильи и Моисея. В зените изображено облако, откуда нисходит благословляющая десница Бога Отца. А главным героем сюжета оказывается размещённый ниже креста святой Аполлинарий, собравший вокруг иных агнцев – свою паству.
Для примера канонического иконописного Преображения приведём икону, созданную по образцам византийской живописи либо самим Феофаном греком, либо художниками из его мастерской. Искусствоведы считают, что иконописцем намерена выбрана тема Божественного света («И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»). Самый яркий элемент на иконе – окружённый сиянием образ преобразившегося Христа в белых одеждах. В сравнении с ним остальная часть поля кажется тёмной, но это иллюзия. Не только небо, но и вершина горы изображены светлыми красками. Но в иконе также запечатлено ближайшее прошлое и будущее, так как с одной стороны показано, как Иисус ведёт учеников к вершине, а с другой – как они вместе спускаются вниз. Впрочем, и здесь есть отсылка не к каноничному, а апокрифичному сюжету, так как в верхних углах нарисованы ангелы, на облаках сопровождающие пророков Илью и Моисея в место встречи с Сыном Божьим (по канону Моисей восстает из гроба, а Илия выходит из облаков).
Последним полотном Рафаэля, над которым живописец работал с 1516-го до своей смерти в 1520-м году, стало «Преображение». В картине художник решил совместить две библейских истории: кроме уже знакомого нам сюжета показана и неудачная попытка остальных апостолов изгнать из отрока нечистый дух. Преображению отдана верхняя часть полотна, а композиция дополнена фигурами Святых Юстуса и Пастора. Картину писали для алтаря собора в Нарбонне, а эти святые были его покровителями. Ученики же Христа здесь кроме своих сюжетных ролей олицетворяют надежду, веру и любовь, на что указывают цвета их одежды: зелёный, жёлто-синий и красный. «Преображение» Рафаэля выстроено многоярусно, где вершиной становится фигура Христа, чуть ниже находятся пророки, под ними в ряд лежат фигуры будущих апостолов, а в самом низу грешный и тёмный мир, хаотично заполненный фигурами людей. Но полотно ещё и многомерно, так как Бог-Отец и Бог-Дух Святой в виде облака показаны как бы позади Иисуса, но на самом деле это художественно выгнутое пространство, где отдаление создаёт не горизонталь, а вертикаль. Противопоставленную хаосу гармоничную симметрию верхней части «Преображения» Уильям Тёрнер доказал чертежом пирамиды, собранной из треугольников.
«И вот из этой иллюзии подымается, как дыхание амброзии, новый, видению подобный, иллюзорный мир, невидимый тем, кто внизу охвачены первой иллюзией, - сияющее парение в чистейшем блаженстве и безболезненном созерцании, сверкающем в широко открытых очах. Здесь перед нашими взорами в высшей символике искусства распростёрт аполлонический мир красоты и его подпочва, страшная мудрость Силена, и мы интуицией понимаем их взаимную необходимость».
Преображение Господне в архитектуре
Не только на горе Фавор возведён храм во славу Преображения Господня. Строились такие храмы и монастыри и на Руси, получая названия Спасо-Преображенские. Муромский Спасо-Преображенский монастырь считается одним из древнейших в нашей стране, так как был основан не позднее 1015 года княжеским повелением Глеба – сына великого князя Владимира, крестившего Русь (в летописях первое упоминание о монастыре датируется 1096 годом).
Если же говорить именно о храмах, невозможно не упомянуть Спасо-Преображенский собор Чернигова, основанный примерно в 1030-х гг. тоже одним из сыновей Владимира – князем Мстиславом. Относительно храмов Чернигово-Северского княжества Спасо-Преображенский собор главенствовал над прочими. Несмотря на солидный возраст, храм существует и ныне, хотя из-за пожаров изначальное его убранство не сохранилось. Спасо-Преображенский собор известен захоронением героя «Слова о Полку Игореве» - князя Игоря Северского.
Одним из самых известных храмовых комплексом России по праву считаются Кижи, жемчужиной которых является грандиозный Спасо-Преображенский храм – сокровище русского деревянного зодчества. Легенды говорят, что первоначально его строили без гвоздей, а топор, которым рубили брёвна храма, был утоплен его хозяином Нестором, чтобы с его помощью больше не смогли достичь такого же совершенства. 22-главый храм вошёл в число символов России и был изображён на монетах одноимённой серии 2015 года, вышедшей в обычном и цветном исполнении.
Достижения русских зодчих запечатлены на биметаллических монетах серии «Древние города России». На монете, посвящённой Калуге, отчеканили церковь Преображения Господня (Церковь Спаса Преображения за верхом), выстроенную в 1700 году. А в 2012 году появилась монета с Преображенским собором в составе Белозерского кремля. Этот памятник архитектуры и объект культурного наследия России федерального значения изображён также на трёхрублёвой серебряной монете того же года выпуска.
Многим известно, что на 500 рублях образца 1997 года отпечатан Соловецкий монастырь, расположенный в Архангельской области. Но гораздо меньшему числу россиян известно, что освящён он во имя Преображения Господа. Его главный храм возвели в начале второй половины 16-го столетия. Собственно, на его втором ярусе располагалось целых три храма. Зосимо-Савватиевский занимал северо-восточную часть, а Михаило-Архангельский — в юго-восточную. Но престольный храм был посвящён именно Преображению Господню.
Когда в 1488 пожар уничтожил Спасский на Бору монастырь, Великий князь Иван III решил возродить его на другом месте – близ Крутиц. Поэтому заново отстроенный комплекс назвали Новоспасским монастырём. Его современный Преображенский собор был заложен в 1645 году, и он до сих пор остаётся в числе действующих храмов. Узнаваемое здание с большой центральной башней и четвёркой меньшего размера по углам расположено в центре композиции реверса серебряной монеты 25 рублей 2017 года.
Преображение Господне в художественной литературе
Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
Волшебный миг Преображения легче ухватить поэтическими строчками. Так или иначе Преображение Господне или Яблочный Спас фигурирует в стихотворениях Бориса Пастернака, Александра Блока, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Николая Языкова и Сергея Есенина. На день Преображения Господня небольшое стихотворное послание сложил и митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). А в прозе воспеть Преображение лучше других, пожалуй, удалось Ивану Шмелеву в книге «Лето Господне», где Яблочному Спасу посвящена одноимённая глава.
«Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась. Будем ее трясти — для завтра».
Преображение Господне в природе знаменует постепенный уход лета с днями, наполненными полевыми работами, и приближение осени с её многочисленными дарами. Жара отступает, дни становятся короче и прохладнее, а ночи – длиннее, но впереди уже не просто сбор урожая, а вкушение наград за трудолюбие. «Природа не знает умирания, все, что ей известно — это трансформация», - сказал когда-то немецкий конструктор ракетно-космической техники Вернер фон Браун. В философии Преображение – многоликий, многоярусный, многослойный образ. Сложная конструкция, которую каждый наполняет собственным пониманием. Например, в композиции Преображения можно увидеть и непрерывность, и всеобъемлемость времени. Вернувшиеся пророки становятся свершившимся прошлым. Упавшие ниц ученики – ещё не наступившим будущим, в котором они сами преобразятся, став апостолами. А светлый образ Иисуса – это неуловимый миг настоящего, связующего прошлое и будущее. И не существующего без них.