«Я открыл уста мои, и вот полная чаша подана была мне, которая была наполнена как бы водою, но цвет того был подобен огню». Дотошные исследователи подсчитали, что слово «чаша» фигурирует в различных фрагментах Библии три десятка раз. Но среди предметов обихода и описаний подношений есть одна чаша, которой выпала исключительная роль. В её честь на любой из церемоний Святого Причастия присутствует сосуд, олицетворяющий её и участвующий в чудесной метаморфозе. В этом таинстве у сосуда есть и своё особенное имя – потир.
Назначение потира
Для простоты потир – чаша на ножке, так как в переводе с греческого слово «ποτήρ» означает «сосуд для питья». Классический потир имеет сферическое дно, а его ножка – большое круглое основание. На середине ножки делают утолщение из-за шарообразной формы названное «яблоко». В христианстве церковный потир олицетворяет чашу, из которой Иисус Христос и его ученики пили вино на Тайной вечере. «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», - сказал ученикам Иисус, передавая чашу по кругу. С потиром часто связывают и другую фразу Иисуса: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». Здесь потир символизирует образ чаши, в которой собраны страдания, которые Иисус претерпит за грехи всего мира. Церковный ритуал Таинство Причащения (Евхаристия) символично превращает налитое в потир вино в Кровь Господню. В потир опускают и разломленную просфору, которую берут с дискоса – блюда, также имеющего ножку с утолщением. Поэтому для ритуала дискос и потир неразрывно связаны.
Из-за парности этих сосудов связаны также надписи или картины, наносимые на них. Древние дискосы несут на себе изображения Богомладенца в яслях, Святого Креста или девы Марии, тогда как на потирах изображали несущего крест Ангца или Пастыря с заблудшей овцой. Постепенно изображения пришли к единообразию, учитывая ориентировку по сторонам света. На западную сторону потира, которую церковнослужитель обращал к себе, наносили образ Христа Спасителя, а на противоположную – Крест. На северной стороне рисовали образ Матери Божией, а на южной - Иоанна Предтечи. То есть в целом запад, север и юг образовывали деисис (деисус) – традиционную композицию из трёх икон.
Потир – первый из списка священных сосудов. Большие приходы в составе церковной утвари стараются иметь комплект потиров. На главные праздники, которые посещает большинство прихожан, а службу ведут несколько священников, во главе стоит большой потир, содержимое которого делят на потиры поменьше, с которыми непосредственно соприкасаются верующие. Тем же, кто не мог посетить службу из-за хвори или немощи, относят Кровь Христову на дом в потире с завинчивающейся крышкой. Вне службы потир помещают на жертвенник или в особый шкаф.
Из чего делают потир?
Дискос и потир, которые служили Преподобному Сергию Радонежскому, сделаны из дерева. Однако для современных церемоний это скорее исключение, чем правило. Для богослужений деревянный потир благословлялся только, если невозможно было найти сосуд из другого материала. Дерево впитывает часть жидкости, и его трудно дочиста отмыть после церемонии. Как и стекло, оно довольно хрупко, поэтому данные материалы использовать запретили, хотя именно из них делали древние потиры для первых христианских церемоний. На Британских островах во время правления Эдгара при святом Дунстане законы предписывали, что никто не должен освящаться вином из деревянного сосуда. Такие же правила начали действовать и в других местах христианского мира. Поэтому большое распространение получили каменные потиры (особенно, из яшмы и агата). Торжественный вид им придавало обрамление из драгоценных металлов и каменьев. Богатые храмы постепенно начали заказывать себе утварь, целиком состоящую из золота и серебра. Бедные приходы обходились оловянными потирами. Однако потиры из серебра или олова подлежали внутреннему золочению. Медь и железо для потиров брать не полагалось, так как эти металлы окисляются, покрываясь зелёным налётом. Встречаются потиры из слоновой кости и даже глины.
Святая Чаша
Изначальный потир, участвующий в Тайной вечере, получил имя «Святая Чаша». Так как в Библии никогда не было её точного описания, неизвестно, как именно она выглядела. Чаще всего на роль священного сосуда претендует Чаша Валенсии или Santo Cáliz. Этот небольшой потир (17 см) состоит из чаши, выполненной из тёмно-красного агата, и халцедоновой чашечки основания, которые соединены выпуклой ножкой и парой изогнутых ручек. В декабре 1134 года сосуд упомянут в описи сокровищницы монастыря Сан-Хуан-де-ла-Пенья с пометкой «En un arca de marfil está el Cáliz en que Cristo N. Señor consagró su sangre, el cual envió S. Lorenzo a su patria, Huesca» («Христос, Господь наш, освятил свою кровь»), ссылаясь на Святого Лаврентия. В 1399 году её в качестве подарка вручили королю Мартину I Арагонскому. Сейчас она находится в Кафедральном соборе Валенсии. Каких-то чудес (исцеление и др.) потир не являл, но именно его Папа Иоанн Павел II использовал для мессы 1982 года, отметив его как свидетельство сошествия Христа на Землю. Хуан де Хуанес изобразил Чашу Валенсии на картине «Иисус Христос с причастием». Эксперты датируют время изготовления чаши периодом с 4 века до нашей эры до 1 века нашей эры.
Генуэзская Чаша или Sacro Catino потиром в классическом смысле не является, так как это шестиугольное блюдо римской эпохи (33 см в поперечнике). Из ряда других древних блюд его выделял зелёный цвет. Долгое время считалось, что мастеру удалось сотворить блюдо из гигантского изумруда. Священной Чашей его стали считать по заявлению Якоба де Ворагина (1290-е гг.). В 1805 году наполеоновская армия конфисковала чашу и отправила её в Париж. Вернулся предмет обратно лишь 11 лет спустя в повреждённом состоянии. Раскол доказывал, что материалом был не изумруд, а цветное стекло, изготовленное в Египте.
Музей Метрополитен (Нью-Йорк) гордится Святой Чашей, известной как «Антиохийский потир». Обнаружили этот сосуд не так давно – в 1910 году. Название он получил по месту находки – городу Антиохия (современная Турция). Золочёная ажурная оболочка показывает рельефные изображения Иисуса Христа вместе с сидящими посреди сада в креслах апостолами (или древними философами). Напрашивающийся вопрос «Как могли апостолы вкушать вино из чаши со своими портретами» решается просто. Перед нами шкатулка с секретом. Внешняя чаша с богатой отделкой прячет внутри скромную серебряную чашу, которая и могла присутствовать на Тайной вечере. Не все согласны, что это потир. Конструкция предполагает использование данного сосуда и в качестве светильника.
Чаша доньи Урраки, королевы Кастилии и Леона, прославилась после выхода книги «The Kings of the Grail», авторы которой (Маргарита Торрес и Хосе Ортега дель Рио) заявили, что «единственная чаша, которую можно считать чашей Христа, - это та, которая совершила путешествие в Каир, а затем из Каира в Леон - и это эта чаша». Надо заметить, что до выхода книги сосуд, хранящийся уже более тысячи лет в базилике Сан-Исидоро (г. Леон, Испания), большого внимания не привлекал и никем Святой Чашей не объявлялся. Наплыв паломников в храмовый музей вскоре стал настолько велик, что потир перенесли из основной экспозиции в отдельную комнату. Этого потира коснулась и цифровизация. Теперь посетитель может не только полюбоваться чашей, но и «подержать» её в руках, рассматривая детали отделки через очки виртуальной реальности.
Святой Грааль
Скрещение библейских сказаний с кельтскими мифами о неиссякаемом сосуде породило красивую легенду о Святом Граале, дарующем бессмертие. Дивная чаша хранится в недостижимом обычному смертному замок Монсальват. Из рыцарей Круглого стола лишь Галахаду удалось добыть этот сосуд, а Персиваль лицезрел его, находясь в замке Короля-Рыбака. Поиски Святого Грааля связующей нитью проходят по циклу легенд о короле Артуре и его рыцарях.
В современном киноискусстве Святой Грааль масштабно предстал в ленте «Индиана Джонс и последний Крестовый поход», где на его поиски главного героя отправляет бизнесмен Уолтер Донован. В руках Индианы Джонса оказывается дневник его отца, заполненный историями о Граале и подсказками, как его отыскать. Как и рыцари Круглого стола, Индиана Джонс должен пройти испытания, показав безупречную чистоту помыслов. Одно из них – найти среди десятков разных чаш истинный Грааль. Зрителю показывают целый ряд всевозможных потиров от простеньких до роскошных. Донован выбирает золотой потир, наиболее подходящий под описания Святого Грааля.
Однако истинным Граалем оказывается простая глиняная чаша (так называемый «кубок плотника»). У неё нет на ножке утолщения-«яблока», но это ничуть не мешает ей проявить обещанные сверхъестественные свойства. Как можно увидеть, глину в соответствии с каноном позолотили. В финале легендарный Грааль снова утерян. Однако и глиняную чашу из фильма, и знаменитый дневник, собравший сведения о Граале, можно увидеть в Музее Голливуда.
Знаменитые потиры
Одним из шедевров коллекции древнерусского ювелирного искусства считается каноничный потир из серебра, изготовленный владимиро-суздальскими мастерами. Он связан со Спасо-Преображенским собором города Переславля Залесского. Его медальоны (круглые обрамления на стенках чаши) украшены изображениями почитаемых на Руси святых. К примеру, медальон, обращённый на снимке выше к зрителю, показывает нам святого Георгия. Некоторые исследователи считают, что когда-то им владел внук Юрия Долгорукого – Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович. Увидеть этот потир можно в первом зале Оружейной палаты.
Предмет № 60 из списка похищенного в Эрмитаже в рамках громкого дела 2006 года прозвали «проклятый потир». С этим, наверняка, согласится антиквар Максим Шепель, у которого его приобрёл один их коллекционеров древнерусского ювелирного искусства. Изучая покупку, новый владелец обнаружил точно такой же предмет на сайте Эрмитажа, значащийся в числе украденных. К чести владельца, он не стал прятать приобретение в дальний шкаф, а сдал оперативниками 9-го отдела угрозыска, которые вели расследование. В итоге «потир серебряный, позолоченный (1856 год)» стал вторым предметом, вернувшимся в собрание Эрмитажа. Сам Максим Шепель хоть и остался в роли свидетеля, так как приобрёл потир в антикварном салоне, но получил в камере предварительного заключения тяжелейшую травму глаза и психическое расстройство. Поэтому впоследствии он очень жалел, что связался с данным потиром.
Потир, оправленный золотом, с подписью «А делал Иван Фомин» изготовлен мастером в 1449 году по заказу Великого князя Московского Василия II Тёмного и преподнесен им в дар Троице-Сергиеву монастырю. Искусствоведы называют чашу высотой 25,5 см классическим образцом московской скани середины XV века. Особенно их восхищает золотой ободок, проходящий по верхней части потира. Высокорельефный узор скреплён с фоном ртутной амальгамой. Над узорной частью и на ножке потира вырезаны надписи литургического характера. Чаша потира выполнена из «рудожёлтого» мрамора – камня золотистого цвета с красноватыми тонами и белыми прожилками, более известного как яшма. Сама чаша удерживается стойками и поддоном из золота. Из того же металла выполнены основание, ножка и «яблоко» на ней. Увидеть потир можно в музее Троице-Сергиевой Лавры.
И напоследок Calix Tassilonis (Чаша Тассило) – потир классической формы, сделанный примерно в 770-790 гг. нортумбрийскими мастерами. Это сосуд-исключение, так как его основа – бронза, которую посеребрили и позолотили. Ведь мы уже знаем, что бронзу и медь для потиров использовать запрещалось. Потир уцелел, видимо, лишь потому, что имеет уникальную орнаментальную отделку в стиле иберийско-саксонского искусства. Здесь каноничный деисис разделён. Образ Христа остался на медальоне чаши, окружённый четырьмя портретами евангелистов. Образы Богоматери и Иоанна Крестителя мастер выполнил на основании конусовидной формы. Историки спорили, кто же изображён ещё на одном медальоне основания. В результате решили, что там запечатлена лангобардская королева Теоделинда. У подножия вырезана надпись «TASSILO DUX FORTIS + LIVTPIRG VIRGA REGALIS». Это один из трёх сохранившихся потиров ранней Британии, изготовленных ранее 800 года. Предполагается, что скорее всего он был подарен бенедиктинскому аббатству в Кремсмюнстере на его основание, случившееся в 777 году.