1 июня 2022 года истёк срок действия Постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего приостановку выдачи шерстяных пилоток, входящих в нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом в мирное время. Пилотка вновь оказалась на распутье, и её судьба прояснится в ближайшее время. Однако массового её возвращения в российскую армию вряд ли стоит ожидать. Вспомним о том, как зародились пилотки, как выглядели они в армиях различных стран и чем примечательно было их появление в стране Советов.
История пилотки
В каждой стране расскажут свою историю появления этого головного убора. Пилоткой его называют только в русскоязычных странах, в большинстве других государств это вид летней фуражки.
Во Франции прообраз пилотки называли «bonnet de Police». По внешнему виду его первые образцы – это колпак, согнутый примерно посередине. На свисающем его конце крепилась кисточка. Он сходен с фуражиркой, которую мы разберём чуть позднее. На примере данного головного убора хорошо прослеживается эволюция в подвид привычной нам пилотки. Сначала длина уменьшается до такой степени, что сгибать колпак перестают. Затем его ещё укорачивают. А после на большинстве его типов исчезает и кисточка.
Сплюснутая с боков шапочка наподобие пилотки из плотной шерстяной ткани в Шотландии появилась в конце XVIII века. Её изобретателем считают полковника Александра Рэнелдсона Макдонелла из Гленгэрри, что сказалось и на названии этой шапочки, которую все стали именовать «гленгэрри» (Glengarry cap, Glengarry hat или просто Glengarry). Отличием от пилотки будут две ленточки сзади, сходные с теми, которые есть у морской бескозырки. За полвека гленгэрри завоевали популярность в большинстве частей армии Великобритании и стали частью форменной одежды. Также гленгэрри вошёл в состав национального шотландского костюма.
Для всех британских пехотных полков ношение гленгэрри разрешили в 1868 году. Далее в английских подразделениях этот головной убор эволюционировал в торин (torin), куда больше напоминавший советскую пилотку. Его повсеместно носили с 1884 по 1896 год, после заменив так называемой «австрийской кепкой» («Austrian caps»), а затем и привычной фуражкой, хотя кое-где остались и головные уборы старого образца. А вот шотландцы продолжили ношение гленгарри в качестве основного головного убора. Пилотку в качестве элемента формы выбрали в 1912 году военнослужащие Королевского лётного корпуса (RFC).
Австралия, находившаяся под влиянием Британской короны, тоже использовала головной убор, по виду напоминающий пилотку. Однако он имел куда более сложную составную конструкцию и застёгивался парой пуговиц (заимствована одна из трансформаций «австрийской кепки»). Снаружи его ткань была чёрной, а скрытая в сложенном виде часть окрашивалась в защитный цвет.
Пилотка во время Первой мировой войны
К началу войны та самая оригинальная «австрийская кепка» уже приняла округлую форму и обзавелась козырьком, эволюционировав в некое подобие фуражки. Её отлично показывают иллюстрации к бессмертному роману Ярослава Гашека «Приключения бравого солдата Швейка». Однако Первая мировая война – период повсеместного внедрения пилоток. Появились каски (защитные шлемы Адриана), и пилотка оказалась лучшей прокладкой между тяжёлым шлемом и головой бойца.
У сербов получил распространение национальный головной убор – шайкача. Пришёл он к сербам от солдат, служивших на речных флотилиях армии Австрийской империи, базировавшихся на реках Дунай и Сава. Цвет шайкачи чёрный или серый. Шьётся она из мягкой ткани. Крестьянская шайкача отличалась от военной отсутствием кокарды. Чтобы показать, что головной убор – не просто шапчонка, а часть военной формы, к нему прицепляли кокарду с изображением двуглавого орла и девизом «Только единство спасёт сербов». Во время Первой мировой шайкачу ещё украшали королевской монограммой.
Феска, трансформированная в некое подобие пилотки, стала отличительным символом зуавских полков французской армии. Пышное восточное обмундирование оказалось совершенно непригодно для окопной войны, поэтому бойцы получали обычный комплект формы защитного цвета, сохранив лишь синие пояса и красные фески.
Вступившая в Первую мировую войну 4 августа 1914 года Австралия начала битвы с близлежащими немецкими колониями, а затем послала пехоту и на европейский театр военных действий. Прибыв на европейский континент, солдаты часто получали форму войск союзников. Поэтому увидеть австралийца в привычной нам пилотке было несложно.
Кавалерия же проявила себя на Ближнем Востоке, сражаясь с турецкой армией. Австралийская конная дивизия существенно помогла британским войскам в египетских сражениях (боевые действия на Синайском полуострове, в Палестине и в Сирии). В обмундирование кавалериста входил головной убор, внешне многое взявший от довоенного аналога. На боку такой пилотки цепляли опознавательный знак.
Пилотка во время Второй мировой войны
Убедившись в удобстве пилоток, армии различных стран оставили эти головные уборы в составе полевой формы и после войны. Где-то сохранялась прежняя «французская» кисточка, а в иных войсках от неё безвозвратно отказались.
У испанцев пилотка называется «чапири» («chapiri»), хотя гордые каталонцы придумали ей собственное название – «casquet de caserna». С началом гражданской войны плотно сидящая на голове чапири, которую не так-то просто было сдуть ветру, использовалась как республиканцами, так и армией Франко. Простой покрой, удобство носки и прочность сделали её настолько популярной, что Франко оставил чапири для армейской формы и в послевоенной Испании. После того, как страна стала избавляться от наследия диктатора, чапири ушла из армии, но превратилась в отличительный головной убор Испанского легиона и для повседневного, и для парадного обмундирования.
Немецкая военная авиация – люфтваффе – также использовала пилотки в составе обмундирования. Эти головные уборы различались по виду у нижних чинов, офицеров и высшего командования. На фото военного времени в пилотке с эмблемой люфтваффе (орёл, сжимающий в когтях свастику) неоднократно запечатлён даже Герман Геринг, то сосредоточенно раскуривавший трубку возле распахнутой дверцы автомобиля, то восседая с трубкой внутри.
Орёл был выбран эмблемой и Королевских военно-воздушных сил Британии. Эмблема эта была составной: на пилотку сбоку крепилось изображение орла с распростёртыми крыльями, а выше, через промежуток, размещали миниатюрную корону. Покрой выдаёт консервативность мышления британцев и желание следовать многовековым традициям. Ведь такая конструкция головных уборов бытовала ещё до Первой мировой войны.
За океаном пилотка тоже вошла в армейскую моду. Выше показана пилотка артиллериста армии США. Во Франции большинство родов войск носили пилотку с 1944 по 1962 год. Лишь по окончании алжирской войны её массово начали заменять береты. Впрочем, и сейчас два типа пилоток (образца 1946 и 1952 гг.) остаются в составе некоторых подразделений. Ещё одна пилотка под названием «бустина» была характерна для итальянской, хорватской и болгарской армий. У бустины на пуговицах крепились клапаны, которые можно было отстегнуть и превратить пилотку в подобие шапки. Знаки отличия крепились на боку бустины, а её фронт украшала кокарда. После войны бустину коричневого цвета оставили в составе обмундирования Народной Республики Болгария, только льва заменили кокардой с красной звездой.
Пилотка в России
Что-то, отдалённо напоминающее современные пилотки, появилось в Российской империи к концу XVIII века, когда для нестроевых чинов, отвечающих за уход за армейскими лошадьми и заготовку корма для них, Павел I ввёл особые головные уборы – фуражирки. Это всё тот же колпак с кисточкой, позаимствованный из Европы. Считается, что свешивающаяся кисточка мешала во время наклонов при работе, поэтому её часто заправляли внутрь, получая подобие будущей пилотки. Однако фуражирка впоследствии эволюционировала в фуражку и бескозырку, поэтому прямым прототипом пилотки её считать спорно.
Откуда же взялось русское слово «пилотка»? По примеру авиаторов Европы, пилотки решили ввести в частях воздухоплавателей в 1913 году, но появились они под названием «шапка мягкая, складная». Если в кабине аэроплана голову пилота защищал шлем, то за пределами самолёта пользоваться им было неудобно. Требовался простой, но красивый головной убор, который мог бы выделить лётчика среди остальных. Так как новый головной убор абсолютно не походил на привычную шапку, его называли то «полётка», то «перелётка», то «пилотка». Последнее название и закрепилось.
Почему «полётка»? Потому что такую шапку офицеры носили только на аэродроме, коротая время между полётами или проводя техобслуживание аэроплана. Её можно было надеть и вместо шлема во время полёта. В остальное время надлежало быть в форменной фуражке. Для пошива пилотки брали чёрное сукно, причём по верхнему шву колпака и по краям прилегавших к нему бортиков делали красный кант. Офицерская пилотка от такого же головного убора нижних чинов отличалась серебряным галуном шириной полдюйма с двумя красными просветами, крестообразно пришивавшимся по тулье и донышку. Кокарды у нижних чинов и офицеров тоже отличались.
Пилотка была удобна тем, что легко складывалась и пряталась в карман, при этом не теряя форму. С началом Первой мировой войны достоинство пилотки оценили не только лётчики. На пилотку очень удобно было надевать выданную каску. Головной убор хотя и сминался под тяжестью защитного шлема, но выполнял роль мягкой прокладки. А снимешь каску, пилотку легко разгладить и придать прежний уставной вид. Для других родов войск пилотки делали не чёрного, а защитного цвета. Этот тип пилоток быстро получил прозвище «окопные» или «французские». В отличие от лётчицких к ним ещё пришивали полоски из кожи, служившие подбородочным ремнём. От сражений Первой мировой войны пилотки перешли на фронты Гражданской войны, причём носили их и красные, и белые. Однако использовались они чаще всего по-прежнему авиаторами.
Красные победили, отменив и прежние звания, и прежнюю форму одежды. Пилотка исчезла из списка обмундирования РККА. Так как централизованное снабжение затрагивало ещё не все части огромной страны, кое-где бойцы продолжали служить в полученных ранее пилотках, однако новые им уже не выдавались. Исключением оставались курсанты, так как с 16 января 1919 года темно-зелёная пилотка с красной окантовкой становилась их головным убором. Такая пилотка имела ещё и хлястик красного цвета (к нему подсоединяли подбородочный ремень). Озаботились возвращением пилоток в регулярную армию лишь в первой половине 1930-х гг. при разработке новой военной формы. Приказ НКО СССР № 176 в 1935 году регламентировал пилотку всему командно-начальствующему и рядовому составу для ношения под каской и при полевых выходах.
Рядовые красноармейцы, командиры отделений, младшие комвзводы и старшины получали пилотку из хлопчатобумажной ткани. Офицерскую пилотку делали шерстяной ткани (мериносового сукна) на хлопчатобумажной (по иным источникам – сатиновой) подкладке. Впереди нашивалась суконная пятиугольная звезда, поверх которой впоследствии стали закреплять звёздочку из металла: обычную (красную) или полевую (зелёную, которая встречалась крайне редко). На этот раз цветом решили выделить не только авиацию, но и мотомеханизированные войска. Если лётчикам выдавали синие пилотки, то у танкистов они были стального цвета. Все остальные части носили пилотки защитного цвета. Кроме того, офицерская пилотка имела окантовку цвета рода войск. Особую роль авиации подчёркивала голубая окантовка пилоток, которая была не только у офицеров, но также у младшего командного и рядового состава. Цвет пятиугольной матерчатой звезды на офицерской пилотке тоже отражал принадлежность к определённому роду войск (для пограничников – светло-зелёная, для внутренних войск – краповая и т.д.). Иногда командиры и вовсе не нашивали звезду на пилотку.
Сражения с японцами на Дальнем Востоке, а также с белофиннами на Карельском перешейке и Северном Приладожье показали несовершенство советской военной формы и обусловили её изменение. Относительно пилоток прошла жёсткая унификация: все они стали защитного цвета, а матерчатая звезда и окантовка по цвету родов войск исключались. Пилотку из сукна вменили носить курсантам, младшим командирам и рядовым в составе летней парадно-выходной формы. Хлопчатобумажная пилотка осталась головным убором для полевых выходов. Офицеры-подводники получили пилотки из шерстяной ткани чёрного цвета с белой окантовкой в марте 1941 года, а матросы стали носить фланелевые чёрные пилотки без окантовки.
Покрой суконной пилотки изменили уже во время Великой Отечественной войны, взяв за пример различные европейские образцы. В самом начале 1943 года она вошла в состав офицерской полевой формы. Рядовые и сержанты по-прежнему носили хлопчатобумажную пилотку прежнего образца. Исключением были женщины, которым надлежало носить берет. Однако из-за плохого снабжения раздобыть уставной берет часто было невозможно, и тогда в ход тоже шла обычная пилотка, что зафиксировано многочисленными фотоснимками.
В послевоенные годы пилотка закрепилась в качестве головного убора летнего повседневного, полевого и рабочего обмундирования курсантов, рядовых и сержантов. Внутри пилотки полагалось держать две иголки, обмотанные белой нитью для подшивки воротничка и нитью чёрного или защитного цвета для ремонта обмундирования. Офицеры же перешли на фуражки, и увидеть на их голове пилотку можно было только в исключительных случаях. Или на флоте, где офицерские пилотки с белыми кантами стали носить с 1967 года. Лишь с 1 января 1989 года прежние шерстяные полевые офицерские фуражки постепенно стали заменять шерстяными пилотками с окантовкой по цвету рода войск. Указ Президента РФ № 1010 от 23 мая 1994 года «О военной форме и знаках различия по воинским званиям» сохранил шерстяные пилотки в качестве формы кадровых военных, включая и женщин. А вот военнослужащим срочной службы вместо пилоток начали выдавать камуфлированную хлопчатобумажную фуражку (кепи) защитного цвета.
В различных родах войск к пилоткам сложилось почти диаметрально противоположное отношение. Например, лётчики вместо полевой фуражки (кепи) предпочитали надевать пилотки синего цвета. В других же родах войск пилотки не любили, и постепенно их стали носить только женщины-военнослужащие. Впрочем, и лётчикам своеобразно «указали на место», так как с 2002 года все пилотки вооружённых сил Российской Федерации приняли защитный цвет. Впрочем, через три года исключением стали пилотки иссиня-чёрного цвета, вошедшие в состав формы ФСБ РФ, ФСО РФ и ССО при Президенте России.
По правилам ношения одежды хлопчатобумажные пилотки носят с кокардой золотистого цвета. Шерстяная пилотка носится с такой же кокардой, но ей положены канты либо красного (большинство родов войск), голубого (ВВС, ВДВ и Космические войска) или белого цвета (ВМФ). По уставу пилотки (как и береты с фуражками-бескозырками) надевают с небольшим наклоном в правую сторону. Как уже упоминалось в начале статьи, с 2018 года выдача пилоток в Вооружённых силах РФ была приостановлена.
В советское время от армии пилотка перешла к пионерской организации, став элементом её парадной формы. Копируя советских пионеров, детские организации некоторых стран социалистического блока тоже ввели пилотки в состав формы. Пилотки синего цвета носили югославские пионеры и пионеры-тельмановцы ГДР. В Советском Союзе пилотки, как и галстук, были красные. Простой покрой пилотки привлекал тем, что этот головной убор было легко сшить и на швейной машинке, и вручную. Поэтому летом головы советских детей наряду с кепками и панамками украшали прямоугольные пилотки, не относящиеся ни к какой форме.
Пилотка наших дней
Где сейчас можно повстречать пилотку? Этот головной убор сейчас остаётся в составе не только армейской формы, но и является частью обмундирования различных служб. Например, в Швеции, где пилотку называют «båtmössa» («лодочка»), её носят на голове полицейские. Пилотка стала для них нормативным головным убором с 1980-х гг. Ну и, конечно же, форменный комплект одежды стюардесс различных авиакомпаний мира включает не только шапочки, но и пилотки. В заключении полюбуемся на пилотки из разных концов мира.
Пилотка отлично зарекомендовала себя в полевых условиях. Однако она остаётся и элементом парадной формы. На фото выше видно, что голова американской военнослужащей украшена пилоткой в один из самых торжественных моментов – при выносе флага.
Красоту полячек воспевал ещё Александр Пушкин в стихотворении «Будрыс и его сыновья». С той поры мало, что изменилось. Польские девушки всё так же красивы, а пилотка их голове смотрится и вовсе очаровательно. Несмотря на внешнее сходство с армейской пилоткой СССР головной убор польской девушки имеет более сложный покрой, что видно по дополнительному фронтальному шву.
Бодро чеканит шаг подразделение из Колумбии. И головы входящих в него женщин покрывает пилотка. Здесь тоже виден сложный покрой, причём края окантованы по цвету погон. На тёмной ткани пилотки ярко выделяется эмблема.
По сведениям газеты «Аргументы и факты» форма бортпроводниц «Аэрофлота» цвета «красный мандарин» с фирменной золотой нашивкой-птичкой на рукаве, введённая в 2009 году, сразу вызвала восторг не только на внутренних, но и на международных линиях. А певица Софи-Элис Бэкстор даже получила такой комплект в подарок. Больше всего её восхитило, что ей подарили не только платье, но и туфли, перчатки, шарф и пилотку.
А в 2010 году стюардессы появились в форме тёмно-синего цвета, предназначенной для рейсов осенне-зимнего периода. Как и прежде, венчает комплект весьма элегантная пилотка. В том числе и благодаря ей эта форма тоже неоднократно входила в рейтинги самых эффектных костюмов. Глядя на фото выше, трудно с этим не согласиться.