История французского народного костюма
Сложно писать о том, чего не существует. Национального костюма во Франции нет, но в то же время, книги, мультипликационные и художественные фильмы показывают нам вполне узнаваемые костюмы, ассоциирующиеся с Францией.
Давайте сначала разберемся, почему во Франции нет национального костюма. Хотя, по российским меркам, Франция страна небольшая, для Европы это очень крупное государственное образование. Когда-то на этих землях проживали кельтские племена – галлы.
Затем большая часть современной Франции была завоевана римлянами. Но свое сегодняшнее название страна получила по названию одного из германских племенных союзов – франков. Франки, бургунды и другие германские племена, завоевали эту территорию в V веке и осели здесь.
Кроме галлов, франков, бургундов, римлян на территории, ограниченной Альпами и Пиренеями с юга, проживали баски, бритты, потомки скандинавов в Нормандии, фламандцы на севере, а также другие, менее многочисленные народы.
Эти народы, зачастую, имели не только разное происхождение и язык, но и достаточно развитые местные культуры. Христианство, принятое здесь в ортодоксальном католическом варианте, послужило мостиком в соединении культур, но добиться уничтожения народных традиций не смогло.
Более того, когда в XIX веке в результате Французской революции отменили законы о роскоши, в каждом регионе, буквально в каждом городе и деревне стали развивать свою особенную, региональную моду. Местные общины соревновались друг с другом в оригинальности, а мануфактурное и фабричное производство подпитывало это движение новыми видами тканей.
В результате во Франции сложилось несколько национальных костюмов, характерных для разных областей. Костюм из Бретани совсем не похож на костюм из Нормандии или Прованса. И французы гордятся своим культурным разнообразием, даже не пытаясь сконструировать единый «национальный» костюм.
Кроме того, национальная одежда Франции со временем претерпевала значительные метаморфозы. Подобно тому, как современные крестьяне в России часто носят камуфляж, в XVIII веке во Франции были популярны шляпы-треуголки. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что многие крестьяне попадали на армейскую службу, где треуголки были частью униформы.
Однако позже, когда популярность армии и военной службы снизилась, а в моду вошли парики, треуголки стали атрибутом стариков. Молодые же крестьяне стали предпочитать широкополые шляпы. В целом, мужская мода оказывалась более разнообразной и динамичной, а женская более скованной моралью и традицией вплоть до начала XX века.
Дело в том, что мужская мода была сильнее связанна со статусом и престижем, находясь под сильным влиянием придворной культуры. Впрочем, можно привести пример бургундера, когда, напротив, народная, крестьянская традиция оказала влияние на городскую моду.
Несомненно, что на национальные костюмы Франции большое влияние оказало развитие фабричного производства, когда домотканые полотна сменили фабричные материалы. Так, знаменитые банты эльзасских женщин стали увеличиваться в размерах именно потому, что на фабриках научились делать ленты большей ширины. И модницы того времени не преминули воспользоваться шансом сделать свои головные уборы более пышными.
Самым консервативным и распространенным элементом французского костюма были сабо – деревянные башмаки. В некоторых регионах крестьяне на работе носят их до сих пор. Но даже сабо не стали повсеместными, на юге Франции предпочитали парусиновые башмаки или сандалии.
Общим для большинства народных костюмов Франции можно назвать сдержанные цвета. В ходу оказались белый, серый и коричневый различных оттенков. Связанно это было со сложностью окрашивания в более яркие цвета в домашних условиях.
Конечно, по возможности праздничные платья украшали более нарядно, но само стремление к сдержанности в цвете и крое осталось визитной карточкой французской моды до сих пор. В Парижских бутиках трудно найти яркие, многоцветные одежды экстравагантного вида, которые так любят на подиумах.
Другим распространенным элементом французского костюма является платок или шарф на шею. Хотя сами платки весьма разнообразны, они фигурируют почти во всех вариантах народных костюмов.
Кроме традиции, возможно, виной тут особенный климат. Приехав в Париж, вы можете заметить, что даже в жару здесь могут гулять коварные сквозняки или холодные ветры. Что уж говорить о зиме, когда парижанина согревает лишь теплый шарф и луковая похлебка.
Также с французами прочно ассоциируется берет. В средние века это исключительно мужской головной убор, который носят все: от пастуха и священника до д’Артаньяна. Но в XX веке он превратился в модный аксессуар, приличествующий и женщинам.
Женский национальный костюм
Для народной женской одежды Франции были характерны юбки до середины голени, со сборками, разные по цвету и фасону. Так, в Нормандии предпочитали полосатые юбки, а в Бретани пестрые красные, подобранные с боков, чтобы было видно нижнюю юбку. В Оверни юбки были подобны бретонским, но черные, либо полосатые как у нормандок.
Юбки практически везде дополнялись различными фартуками и корсажами, украшались вышивкой и бантами. Корсажи часто имели шнуровку, а также отвороты на рукавах и различного вида воротники, зачастую белые и накрахмаленные.
Платки или косынки должны были прикрывать глубокий вырез корсажа и служили элементом украшения, богато отделывались кружевами, бахромой или вышивкой. Разнообразие таких платков могло быть колоссальным.
Если добавить сюда чепчик, без которого женщина не ходила даже дома, то стереотипный костюм Красной шапочки почти готов. Вероятно, шапочка идущей через лес девочки потому и привлекла внимание волка, что француженки уделяли чепцам (и покрывавшим их в ряде случаев шапочкам) очень много внимания.
Так, нормандки носили буржуа – остроконечные шапочки с плиссированными кружевами, жительницы Бургундии – двухъярусный головной убор из кружев, перехваченных лентой. Оригинальные высокие шапочки из кружев носили бретонки. Причем в межвоенный период XX-го века высота шляпок росла по сантиметру в год, пока не достигла полуметра.
Гигантский черный шелковый бант эльзасских женщин уже упоминался. А изящный провансальский чепец крават крепили бантом на замысловатую прическу с гребнем.
Еще одним парадным элементом костюма можно назвать различные перчатки и манготы – кружевные нарукавники, особенно популярные в Каталонии. Но в целом, их ношение имело ограниченный характер, так как не подходило для повседневного использования.
Мужской национальный костюм
Мужской народный костюм менялся от эпохи к эпохе очень быстро. Нет смысла перечислять все существовавшие варианты костюмов. Но наиболее яркие образцы и вариации французского костюма рассмотреть стоит.
До XVIII века французы носили простые рубахи и различные куртки, например, укороченный брасьер с рукавами до локтя. Также популярны были жилеты с двумя рядами пуговиц. Причем куртку одевали поверх жилета, а уже поверх куртки носили плащи и накидки. Шейный платок с элегантным узлом или бантом дополнял картину.
К национальным видам одежды можно отнести блузу бургундер, чаще голубого или белого цветов, собранную в сборку по вырезу горловины или на кокетке. Бургундер появился в XVIII в. в виде праздничной одежды крестьян, но к середине XIX в. уже стал основной одеждой ремесленников и рабочих.
Еще в XX в. бургундер носили французские художники, и он стал узнаваем по образу папы Карло в кинематографе или художника Карандаша из «Клуба весёлых человечков». Французы носили бургундер навыпуск. В ряде других провинций носили верхнюю одежду с полами типа фрака.
Что касается штанов, то долгое время в моде были короткие бриджи с пристегиваемыми или подвязываемыми снизу гетрами. Вслед за французами эту моду переняли все европейцы, а за ними и половина мира в XVI - XVIII веках. Причина популярности бриджей крылась в их удобстве при верховой езде.
Со второй половины XVII века во Франции начали носить ренграв — мужские штаны, напоминающие то ли юбку, то ли широкие шорты до середины бедра. Их надевали поверх других штанов и богато драпировали лентами и рюшами. Однако ренграв продержался только около 40 лет и был больше распространен в придворной среде.
Кроме бриджей и ренграва французы любили длинные брюки темных оттенков в клетку или полоску. В Провансе они были белые или иного светлого цвета. Бретонцы носили экстравагантные широкие в сборку или плиссированные штаны брагу-бра, длиной до колен. Иногда их собирали в сборки пышными буфами в верхней части ноги.
Из элементов костюма можно обратить внимание на большую роль пуговиц, по количеству и ценности которых судили о статусе их хозяина. Кроме того, в XVII веке во Франции были популярны парики и широкополые шляпы с плюмажем из страусовых перьев. Впрочем, вряд ли эти головные уборы можно назвать народными, так как они совершенно не годились для ношения в повседневной крестьянской жизни и были дороги.
Французы стали законодателями мод еще в средние века, когда по дорогам Европы возили куклы-манекены «Пандора» с актуальными нарядами. Модницы всех стран копировали с этих кукол свои наряды. Неудивительно, что во Франции так и не сложился консервативный единый тип одежды. Мода скоротечна, а разнообразие бесценно, считают французы.