В китайских исторических источниках кипчаки упоминаются как «сиры», кочевавшие в IV-VII веках по степям от монгольского Алтая до Восточного Тянь-Шаня. После уничтожения китайцами государства сиров примерно в 630 г., остатки племен переместились в верховья реки Иртыш и восточные области Казахстана. На востоке они граничили с монголами-кимаками, на юге – с огузами, а на западе – с хазарами. Вмести с кимаками они входили в Кимакский каганат – государство древних тюрков, которое существовало с 750 по 1050 гг. После падения каганата на его землях возникло Кипчакское ханство, население которого составляли 16 крупных племен: печенеги, хазары, аланы, булгары, сибирские татары и другие. Государство кочевников Дешт-и-Кыпчак просуществовало более 200 лет, примерно до 1250 г. Самоназвание «кыпчак» до сих пор трактуется по-разному, поскольку историки выдвигают несовпадающие версии значения этого слова. Так, с древнетюркского оно переводится как «злосчастный», а на татарском означает «колесо» или «колесница».
Скифы, предки кипчаков
В истории государства Российского кипчаки, или кыпчаки, больше известны под названием половцы. Они населяли местность, которую русские летописи описывали как «степь половецкую» (Дешт-и-Кыпчак), откуда периодически совершали набеги на древнерусские княжества. Считается, что русское наименование «половцы» происходит от слова «поле» как места обитания враждебных племен. Кипчаки представляли собой классический кочевой скотоводческий народ, который по мере увеличения населения нуждался в более обширной кормовой базе для своих многочисленных стад.
Кипчаки вели завоевательные войны, результатом которых стало увеличение территории «Половецкой степи» с постепенным вытеснением огузов на границы с Хорезмом. Первое появление половцев у русских границ датируется 1055 г. В то время кипчакский хан Болуш с отрядом вошел в Переяславское княжество, но был встречен княжеской дружиной и повернул обратно. В 1061 г. князь Всеволод Ярославович потерпел поражение от хана Искала, кочевники которого разорили Переяславские земли. Спустя 7 лет половцы в битве на реке Альте разгромили войско князей Ярославичей и учинили грабеж приграничных территорий. По мнению историков, примерно с 1070 г. набеги половцев на Русь приобрели регулярный характер.
Карта расселения кипчаков в VIII-X веках
Кипчаки нападали на Киевское и Рязанское княжества, на Северскую землю. Они не только грабили припасы и скот, но и уводили с собой в степь захваченных пленников. Русские князья старались либо отбить пленников, либо выкупить их обратно. Главным преимуществом половцев была высокая мобильность, поскольку передвигались они исключительно на конях, а припасы везли на легких колесницах. Они использовали луки, копья, сабли, тяжелая конница носила кожаные латы с металлическими вставками и железные шлемы. В обороне половцы окружали лагерь повозками. История кипчаков свидетельствует, что наиболее крупные набеги на Русь они совершали в 1092-1096 гг., в 1070, 1091 и 1094 нападали на Венгрию, в 1087 и 1095 гг. совершили поход в Византию.
Русские князья старались мирно сосуществовать с кипчаками, поэтому нередко совершали браки с половецкими княжнами, но не отдавали своих дочерей за кипчакских ханов. Фактически русичи признавали половцев влиятельной, но не равной себе силой. К примеру, Святополк Изяславич (1050-1113), князь Полоцкий, Новгородский и Великий князь Киевский, в 1094 г. заключил с половцами мир и женился на дочери кипчакского хана Тугоркана. Правда, спустя 2 года князь переправился через Днепр и напал на своего тестя, который стоял лагерем под Переяславлем. В результате Тугоркан и еще около десятка половецких ханов были убиты, а их войско полностью разгромлено.
Половецкая степь Дешт-и-Кыпчак в XI веке
В периоды междоусобиц русские князья вступали с ними в военные союзы, чтобы решать собственные интересы. Последовательно боролся против кочевников только Владимир Мономах (1053-1125), однако после его смерти князья снова начали приводить половцев на Русь для борьбы друг с другом. В начале XII века на территории Дешт-и-Кипчак образовались два крупных этнических объединения – приднепровские и донские кипчаки, и примерно с 1190 г. набеги на Русь случались все реже.
Серебряная половецкая чаша, XII век
Имеются исторические сведения, что кипчаки взаимодействовали не только с Русью, но и с Грузией. Часть кипчаков, изгнанных Владимиром Мономахом, отправилась на юг, к предгорьям Кавказа. Здесь к ним за помощью обратился царь Давид IV Строитель (1073-1125), земли которого подвергались набегам кавказских горцев. Половецкий хан Атрак поступил к Давиду на службу и даже породнился с ним, отдав одну из своих дочерей за грузинского князя.
С начала XII века кипчаки появились в Болгарии, которая в то время подчинялась Византийскому императору. Они составили значительную часть войск болгарских царей из династии Асень, которые подняли восстание против власти Константинополя. Благодаря поддержке кипчаков Петр Асень нанес Византии поражение и в 1187 г. смог основать Второе Болгарское царство.
После начала монгольско-татарского вторжения, которому кипчаки не могли противостоять, они постепенно были вытеснены на Запад. Около 1237 г. могущественный хан Котян, народ которого населял Астраханские и Причерноморские степи, вместе с 40-тысячным войском кипчаков бежал в Венгрию. Сам хан вскоре был убит венгерской знатью, но часть кипчаков ассимилировалась на Балканах. Большинство половецких племен, не успевших покинуть территорию Дешт-и-Кипчак, вошли в состав Золотой Орды и стали частью улуса Джучи, старшего сына Чингисхана. Вместе с монгольскими племенами они дали начало таким народам, как татары, казахи, кумыки, карачаевцы, башкиры. Известно, что еще в XIX веке одна из казахских народностей Среднего жуза называлась кипчаками.
История утверждает, что кипчаки не имели своей письменности. Они не были исключительно кочевниками – во владениях половцев существовали такие города, как Сыгнак на территории современного Казахстана, Джент на территории Туркмении, Саксин на Волге или Шарукань недалеко от современного Харькова.
Золотые изделия кипчаков
Известными культурными артефактами, которые можно встретить в степях и сейчас, являются так называемые каменные, или половецкие бабы – женские каменные скульптуры. Обычно они располагаются на вершинах холмов или искусственных курганов в центре прямоугольных площадок из плитняка. Считается, что женские фигуры служили символами плодородия, а мужские, которые изображались с бородой, были посвящены основателю рода. Расположение «половецких баб» позволило определить местонахождение кипчакских кочевий. Известно, что женщины пользовались особым влиянием в половецком обществе. Они владели стадами коз, овец и коров, в то время как мужчины распоряжались лошадьми и верблюдами. При необходимости кипчачки принимали участие в военных походах. В русских былинах половецкие воительницы известны под названием «поляница». Статуя одной из таких девушек-богатырей дошла до наших времен. На ее фигуре в женском головном уборе сохранились грубо вытесанные элементы доспехов, сабли, кинжала и колчана для стрел.
Несмотря на то, что народ кипчаков не дожил до наших дней, он сыграл большую роль в истории. Вместе с древними тюрками они создали могущественный турецкий каганат, превратившийся в одну из крупнейших империй в Азии и на Востоке. Кипчакский язык и культура оказали огромное влияние на становление многих современных народов, населяющих ныне территории древних степей Дешт-и-Кипчак.