Карикатура – страшное оружие. С первобытных времен с её помощью оголялись недостатки человеческой природы, бичевались общественные пороки. Ведь выставить дурного человека или явление в неприглядном виде, обратиться к их несовершенству – первый шаг к исправлению, улучшению или победе над ними.

Само слово возникло от итальянского глагола «caricare», который можно перевести как «нагружать», «отягощать», «преувеличивать».

И действительно, чтобы добиться своей цели карикатуристы применяют разные приемы – гиперболу, аллегорию, иронию. Недостатки объекта критики в карикатурах выходят на первый план, отсекая все неважное и малозначащее.

Знакомая для нас карикатура - это графический рисунок, плакат или фотография в язвительной и насмешливой форме, изображающие социально- политические явления или конкретных людей.

Пример современной карикатуры

Но на протяжении времен её форма значительно изменялась. Уже в первобытные времена человек начинал осознавать роль карикатуры. Создавая «палеолитических Венер» - статуэтки женщин с сильно преувеличенными половыми признаками. Художник нарочито подчеркивал гендерные различия, придавая им символическое значение продолжения рода.

Зачатки карикатурного искусства существовали и в Древнем Египте. До нашего времени дошло несколько папирусов сатирического содержания. Наиболее известный «Туринский папирус», датируемый приблизительно 1150 годом до нашей эры. Он содержит пятнадцать рисунков, высмеивающих, как предполагают египтологи, должностных лиц государства, возможно, вплоть до самого фараона Рамзеса III.

Изображения имеют иносказательный характер. Герои воплощены в образах животных, наиболее соответствующих их чертам характера. Властный и сильный человек изображался в виде льва, верный и преданный - в виде собаки, неряшливому и не следящему за собой человеку полагался образ свиньи, а несправедливому судье – образ осла.

Часть, так называемого, «Туринского папируса»

Доподлинное значение и смысл всех карикатурных сценок ещё только разгадываются историками.

Смеялись египтяне и над своими географическими соседями. На стенах одного из египетских храмов изображены царь и царица земли Пунт, встречающие египетскую экспедицию. Правительница обладает нарочито преувеличенными формами тела (особенно в сравнении со стройным супругом), что придает сценке комический эффект.

Были популярны карикатуры и в культурах античных Греции и Рима. Они пародировали драматические и трагические мифологические сюжеты из жизни богов и героев.

Рисунки на домашней утвари (вазах, амфорах, кувшинах) сатирически изображали подвиги Париса, Геракла, героев «Илиады» и «Одиссеи».

Например, в карикатурном виде на рисунке, найденном при раскопках римского города Геркуланума, погибшего при извержении Везувия (79 год нашей эры), изображен герой Троянской войны – Эней. При бегстве из осажденной Трои он смог спасти своего сына, пожилого отца и священные семейные реликвии. В Риме Эней почитался как предок основателей города - Ромула и Рема.

Троянский герой Эней и его семья в облике обезьян

На карикатуре сам Эней и его семья нарисованы в образе обезьян с собачьими головами. Такой рисунок в античные времена воспринимался как оскорбительная насмешка над священным мифом.

Рисовались карикатуры и на Римских правителей. Например, на одной из фресок I века нашей эры император Нерон изображен в виде запряженного в повозку попугая, которым правит саранча. В виде насекомого запечатлена знаменитая отравительница Локуста. По сведениям римского историка Тацита она помогла Нерону убить его сводного брата Британника.

Нерон в образе попугая

На Нерона известны и более реалистичные карикатуры. В комичном виде изображались и античные философы. Их многословные труды, заумные речи иногда вызывали насмешку у современников.

В Средневековье карикатуры были направлены против «дьявольских сил», искушающих добропорядочных христиан и препятствующих их духовному совершенствованию.

Человеческие грехи и пороки изображались в виде инфернальных существ. Наиболее известны серии скульптур, украсившие Собор Парижской Богоматери. Объектом карикатуры становился и сам дьявол со своими «приспешниками» – чертями.

Существовали карикатуры и на церковных служителей. Кардиналы, епископы аббаты, изображались, например, в виде хитрых животных, обманом выманивающих деньги своей паствы. Прихожане же часто изображались в виде домашней птицы – уток и гусей.

Средневековая карикатура на лживую проповедь священника

Средневековые карикатуры наполнены простым, незамысловатым, и даже грубоватым, юмором. Высмеивая лицемерие, злобу и зависть они стали основой для развития этого жанра в Европе.

Следующий этап эволюции карикатурного искусства связан с именем Леонардо да Винчи (1452-1519). После себя великий художник оставил зарисовки, гротескно и выразительно изображавшие черты личности человека.

Леонардо в своих графических рисунках старался представить своих героев в свете их пороков. Неизвестно рисовал ли их художник «с натуры» или выдумывал их образы силой своего воображения, но они поразительно точно отражают характеры людей. Этому способствовал и интерес художника к анатомии человека.

Карикатуры Леонардо

Популяризации карикатур со второй половины пятнадцатого века помогло изобретение и распространение книгопечатания. В эту эпоху карикатура становится для художников настоящим средством для ведения идеологической войны против ханжества, несправедливости общественных институтов, всевластия церковных догматов.

Карикатуры рисовали известные художники эпохи европейского Ренессанса. - Микеланджело, Тициан, Лукас Кранах-старший, Ганс Гольбейн-младший, Питер Брейгель-старший, Иероним Босх, Альбрехт Дюрер.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) нарисовал на карикатуру… на самого себя. На ней обнаженный художник запечатлен за сложной работой над росписью купола Сикстинской капеллы. Правда, на карикатуре из-под его кисти выходят не завораживающие воображение фигуры героев Ветхого и Нового заветов, а уродливая фигурка неизвестного существа. Начальные стихотворные строки сонета, обрамленные рисунком, подчеркивают, насколько сложным был его труд: «я получил за труд лишь зоб и хворобу».

Карикатурный автопортрет Микеланджело

А вот художественная пародия Тициана (1488/1490-1576) на известный эпизод Троянской войны – борьба жреца Лаокоона со змеями. Лаокоон не поверил в миролюбие греков и был против того чтобы Троянского коня ввозили в город. За это он и его сыновья были задушены морскими змеями, посланными Аполлоном (по другой версии Афиной). На карикатуре Тициана жрец и его сыновья также опутаны змеями, но изображены они в виде обезьян. Возможно, что Тициан пародировал знаменитую античную скульптуру или старался передать анатомическое сходство человека и приматов.

Лаокоон со змеями. Карикатура Тициана

Необычны для своего времени были работы Джузеппе Арчимбольдо (1526/27-1593). Наиболее известен его портрет императора Священной Римской империи - Рудольфа II в образе бога времен года и изобилия - Вертумна. На портрете правитель изображен в несколько ироничной манере: его лицо и грудь состоят из разных фруктов и овощей.

Портрет Рудольфа II

Но не менее точен и карикатурный портрет немецкого юриста Ульриха Цазиуса. Его тело на картине состоит из стопок книг и бумаг, а лицо художник сформировал из изображений вареной курицы, рыбьего хвоста и пасти, а также неоперившегося птенца. Портрет высмеивает излишнюю серьезность, формализм и неопределенность во мнениях, свойственных представителям этой профессии и в 21 веке.

Портрет юриста

Карикатуры немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471 – 1528) ценны тем, что на них мы видим простые народные характеры, изображенные им в несколько в утрированном виде. Этих людей занимают простые житейские заботы, у них нет времени задумываться о сложных вопросах своего существования. Рисовал Дюрер, подобно Микеланджело, карикатуры и на самого себя.

Карикатура Альбрехта Дюрера

Карикатурны и многие работы Питера Брейгеля-старшего (ок. 1525-1569). В цикле рисунков, посвященных семи смертным грехам, художник в сатирическом виде изображает слабость человеческой натуры перед ленью, тщеславием, гневом, чревоугодием и другими пороками.

Чревоугодие

Популярным героем карикатур тех времен была смерть. Такие карикатуры в аллегорической форме напоминали зрителям о тщетности стремления к «земным» наслаждениям, о скоротечности жизни и бессмертии души.

Например, на гравюрах Ганса Гольбейна-младшего (1497-1543) смерть - это сила, способная уравнять богача и нищего, короля и крестьянина, храброго воина и труса, праведника и грешника.

Гравюры Ганса Гольбейна-младшего

А на картинах Иеронима Босха (ок.1450 – 1516) смерть - участница сражения за душу грешника. Такова она на картине «Смерть скупца». Перед неминуемой кончиной человека всё ещё искушают дьявольские силы, старающиеся забрать душу в преисподнюю, но ангел пытается спасти её. Исход же битвы ещё окончательно не предопределен.

Настоящий расцвет карикатуры пришелся на период церковной Реформации. Один из её лидеров - Мартин Лютер, осознавал, какую важную роль может сыграть карикатура в борьбе с папским престолом. Карикатура Лукаса Кранаха – «Папский осел в Риме» - один из самых известных карикатурных рисунков того времени.

Папский осел

Рисунок глубоко символичен. Ослиная голова олицетворяет незаслуженное главенство Папы Римского над всей христианской церковью. Правая рука в форме ноги слона – карательную силу против врагов Папы, левая же рука – это символ его светской власти. Женские груди и живот чудовища – это аллегорическое изображение католических кардиналов, епископов и монахов.

Многие из последователей Лютера восприняли карикатуру буквально. Ходили слухи, что чудовище действительно обитало в Риме. Изображался Папа Римский и в виде жестокого льва, властвующего над другими животными.

Карикатура на противников Реформации

Он представал на карикатурах даже в облике самого «Князя тьмы». Впрочем, и сам Лютер не раз становился героем карикатур. На одной из них дьявол играет на голове реформатора как на музыкальном инструменте – волынке. На другом рисунке он изображен в образе «волка в овечьей шкуре» - благостного с виду - об этом свидетельствуют сложенные в молитве руки, но жестокого и безжалостного на самом деле - под его звериными ногами изображены мёртвые животные. Сам чёрт подсказывает ему на ухо, развращающие паству, проповеди.

Карикатура на лживость проповеди Мартина Лютера

В 16-17 веках карикатура успешно развивалась в Нидерландах. После революции и освобождения от испанского господства эта страна быстро развивалась. В неё усилился поток эмигрантов. Художники, способные рисовать хлесткие рисунки на политические и общественные сюжеты находили там новый дом.

В Нидерландах рисовались карикатуры на правителей других стран, например, английского лорда-протектора Оливера Кромвеля и французского короля Людовика XIV. Искусство карикатуры развивалось в то время и в самих этих странах. В Германии же после окончания кровавой Тридцатилетней войны искусство карикатуры пришло в упадок.

В сатирическом виде нравы и устои Англии восемнадцатого века были отражены в творчестве Уильяма Хогарта. В серии из шести картин из цикла «Модный брак» художник высмеивает неприглядные черты поведения представителей высшего общества – заключение брака ради корыстной выгоды, измены, дуэли, чрезмерное увлечение азартными играми.

Во Франции расцвет карикатуры пришелся на годы Великой Французской Революцией. Как её сторонники, так и противники использовали сатирические рисунки как оружие для борьбы друг с другом.

Революционный народ сражается с гидрой аристократии

Карикатуры становятся жёстче и непристойнее с точки зрения привычной морали. Их объектами были как представители правящих до революции сословий – дворянство, духовенство, так и новые революционные герои. Даже казнь Людовика XVI в 1792 году стала объектом для карикатуры.

Английская карикатура, сравнивающая порядок «туманного Альбиона» с ужасами революционной Франции

После прихода к власти Наполеона Бонапарта и начала войн в Европе значение карикатуры увеличилось ещё больше. Количество карикатур на французского генерала, а позже императора, на протяжении его жизни исчислялось многими тысячами. Этому послужил дисбаланс между его внешностью и той безграничной властью, которую он завоевал. Карикатуры на него рисовались, не только в самой Франции, но и в других странах: Англии, Испании, Австрии и России.

«Два короля»

Интересен и непростой путь становления, который прошла русская карикатура до Отечественной войны 1812 года. Появление первых русских карикатур историки относят к семнадцатому веку, но и до этого времени в нашей стране были известны «немецкие потешные листки» - рисунки с юмористическими сценками из европейской жизни.

Забавные изображения наносились на деревянную липовую доску (луб) и раскрашивались. Существовали и черно-белые образцы. Часто содержание рисунков дополнялось поясняющим текстом, имеющим нравоучительное содержание. Возможно, что именно из-за используемого материала, такие рисунки стали называться лубками.

Во времена царствования Петра Первого появлялось всё больше карикатурных изображений. Использовались сюжеты с героями из русских народных сказок, легенд и былин.

В них можно усмотреть пародии, как на реформы преобразователя, так и на саму его личность. Например, на лубке «Драка Бабы-Яги с Крокодилом» в образе неведомого и загадочного зверя, возможно, изображен сам царь, а в образе народной героини его супруга – Екатерина. Пикантности карикатуре добавляет, то, что конфликт произошел из-за бутылки вина, которую не поделили враждующие.

Лубок «Драка Бабы-Яги с Крокодилом»

На другом лубке «Как мыши кота хоронили» в образе хитрого кота, также просматривается первый русский император, а в образах мышей его приближенные. Лубочные картинки были дешевы и обширно распространялись в быту русских людей.

Лубок «Как мыши кота хоронили»

Во времена вторжения Наполеона в Россию популярными стали сюжеты, прославляющие храбрость и доблесть русского солдата, не боящегося врага и дающего ему отпор.

Русские художники И.И. Теребенев, А.Г. Венецианов, И.А. Иванов создавали карикатуры, как на самого Бонапарта, так и на солдат его «непобедимой» армии, отступающей из России. Их произведения были ценимы не только в нашей стране, но и во всей Европе, не подчинившейся воле Наполеона.

«Вороний суп». Карикатура И.И. Теребенева на лишения наполеоновской армии

После кровопролитных европейских войн первой четверти 19 века художники продолжали обращаться в своём творчестве к общественно-политическим сюжетам. Карикатура продолжала использоваться как средство пропаганды и агитации. За её создание можно было поплатиться свободой или даже жизнью.

Например, известный французский художник Оноре Домье был заключен на полгода в тюрьму за карикатуру на короля Луи-Филиппа в образе Гаргантюа – героя романа Франсуа Рабле, отличавшегося полнотой и отменным аппетитом. А за голову известного американского карикатуриста Томаса Наста один из самых коррумпированных политиков в истории - Уильям Твид даже предлагал щедрое вознаграждение.

«Мозги». Карикатура на политика Уильяма Твида

В 19 веке стали появляться сатирические журналы и газеты, страницы которых иллюстрировались рисунками художников-карикатуристов. Среди них французский «La Caricature», американский «Puck», английский «Punch», русские «Искра», «Будильник», «Стрекоза».

Страница из сатирического журнала «Искра»

Традиция выпуска таких изданий сохранилась и в XX веке. События, происходившие в нашей стране в начале прошлого века, не раз становились темами для карикатур в ведущих мировых изданиях.

Например, на рисунке, передавшем в сатирическом виде итоги «маленькой победоносной» русско-японской войны 1904-1905 годов, солдаты двух стран изображены в образе детей, не поделивших корзины с яйцами и начавших из-за них драку. В итоге все яйца были разбиты, корзины перевернуты, а дети, растерянны, побиты и испачканы в яичных желтках.

«Голос из прошлого»

А вот американская карикатура, отразившая кризис русской монархии, ставший очевидным после революционных событий 1905 года.

Героем тысяч карикатур был Григорий Распутин. О его влиянии на царя и царицу ходили легенды, воплотившиеся в сатирических рисунках.

Карикатура на Григория Распутина и царскую семью

В 1914 году началась Первая мировая война, продлившаяся четыре года. В те годы карикатурные издания всех воюющих стран, старались, как можно сильнее высмеять и унизить противника.

Карикатура на положение европейских стран в годы Первой мировой войны

Начавшись с массового воодушевления подданных русского царя, в феврале 1917 года война обернулась революцией, а к октябрю превратилась, по точному определению В.И.Ленина, из «империалистической в гражданскую».

Революционный Плакат В. Дени по рисунку М. Черемных. 1918 год

«Красные», «белые», «зелёные» использовали карикатурные рисунки и плакаты как для призыва вступать в их ряды и поддерживать политические идеи, так и для очернения противника.

Антикоммунистический карикатурный плакат времен Гражданской войны

Победа большевиков ознаменовала новый исторический этап общественного развития. В нашей стране начался эксперимент по построению справедливого общества без эксплуатации человека человеком. Такой эксперимент потребовал значительных, в том числе, и творческих ресурсов.

Самые значительные достижения советской власти: электрификация, индустриализация, борьба с безграмотностью, стремление к объединению разных народов, победа в Великой Отечественной войне, отражены в карикатурах В.В. Маяковского, В.Н. Дени, Д. Моора, Б.Е. Ефимова, Кукрыниксов.

Карикатура Кукрыниксов на Б.Муссолини

Но обратной стороной этих успехов стали политические репрессии, жестокая цензура, большие потери в войнах, насильственное распространение коммунистической идеологии в другие страны и, как следствие, начало «Холодной войны».

Карикатура на стиляг в советском журнале «Крокодил»

И если в СССР отражать негативные моменты жизни позволялось в основном путем высмеивания «мелких недостатков» - пьянства, взяточничества, бюрократических «перегибов на местах», то в западной прессе были напечатаны тысячи карикатур на советских лидеров и общественный строй.

Немецкая карикатура на распад СССР

После поражения Советского Союза в идеологической войне главными темами мировых карикатур становятся политические скандалы, борьба с терроризмом и финансовые кризисы, а в последние годы - пандемия коронавируса.

Европейская карикатура на борьбу с пандемией коронавируса

В России карикатура также продолжает своё развитии. Если в девяностые годы художники смеялись над «новыми русскими», то сегодня важной темой стало осмысление новой роли нашей страны в мире.

«Мирный атом»

Стезя художника всегда была опасна. Остается она такой и в XXI веке. В январе 2015 года было совершено нападение террористов на редакцию французского журнала «Charlie Hebdo», опубликовавшую карикатуры на пророка Мухаммеда. В результате атаки погибло 12 человек, в том числе, несколько известных карикатуристов. Стоит только надеяться, что подобные трагедии не повторяться, а карикатурное искусство останется свободным и независимым.