В статье «Древние карты мира» мы рассматривали эволюцию исторической картины нашей планеты, прослеживая, как менялась её географическое изображение в связи с новыми землями, открытыми путешественниками. В данном обзоре мы коснёмся исторических карт отдельных мест и на примере Москвы увидим, как прирастала её территория. В заключение мы приведём ещё несколько исторических карт нашей планеты, которым картографы той эпохи постарались придать удивительные черты.
Самые древние карты населённых пунктов
Нет единого мнения о том, какую археологическую находку следует считать самой первой картой в истории человечества. Многие историки отдают первенство «Павловской карте», выполненной на фрагменте бивня. Она найдена в Южной Моравии близ города Павлов (территория современной Чехии), где обнаружили поселение древних людей. Возраст найденного артефакта лежит в интервале от 24 000 до 27 000 лет. Профессор Б. Клима, внимательно изучив рисунок, предположил, что волнистые линии обозначают проткавшую по этой местности реку Дыю. От этого ориентира можно разобрать и другие фрагменты, описывающие поля на склонах холмов, отроги Павловских гор и саму палеолитическую стоянку. Исследователи, признающие артефакт за карту местности, называют её первой страницей летописи палеокартографических изображений. Схожую с «Павловской» структуру изображения имеет и «Кирилловская карта», созданная 13 000-15 000 лет назад. Однако достоверная её интерпретация ещё не проведена.
На обломке бивня выцарапана и другая древнейшая зарисовка местности – «Межиричская карта», получившая название по имени села Межирич, Каневского района Черкасской области, где и была найдена в середине 1960 гг. Здесь водная поверхность изображена не волнообразные линиями, а зигзагами, лежащими меж двух параллелей волнистой формы. Исследователи отмечают горный склон и деревья, схематически обозначенные стволами. Но главное в этом рисунке – четыре строения. Именно из-за них рисунок считается самым древним картоподобным изображением населённого пункта с обозначением местоположения выстроенных жилищ. Нарисована эта карта примерно 8000 лет назад. А вот «Путивльскую карту», датированную концом неолита, вырезали на челюсти быка. В отличие от «Межиричской карты», где строения показаны куполообразно, здесь за древние жилища принимают последовательность треугольников.
Для примера покажем также роспись, найденную в 1904 году на хребте Бояры (левобережье Енисея недалеко от Абакана). Изображение, сделанное в скифо-сибирском зверином стиле, показывает нам жизнь целого селения, так как наряду с заштрихованными контурами хижин видны фигурки жителей, домашний скот, а в отдалении и охотничьи угодья. Тем не менее, нет доказательств, что древний художник изобразил именно детальный план реально существовавшего посёлка. Существуют версии, что рисунок создан в ритуальных целях, чтобы показать некий другой мир, известный по местным сказаниям.
Древние карты Москвы
Первенство в изображении городского плана Москвы по мнению многих принадлежит Сигизмунду фон Герберштейну, детально исследовавшему Россию, как на основе собственных наблюдений, так и по другим источникам, всегда тщательно выверяя полученные сведения. Результатом многолетней работы явились «Записки о Московии» («Rerum Moscoviticarum Commentarii»), а также карта страны и план её столицы. Москвичам изображённое на гравюре покажется смешным, но именно такой запомнил столицу русского царства путешественник и дипломат. План выполнен по правилу оформления той эпохи: схематичные скопления домов разорваны яркими ориентирами храмов (Благовещенский, Успенский и Архангельский соборы, царские палаты, Чудов монастырь и др.). Показано, как огибают Кремль Москва-река и Неглинная.
Впоследствии план перерабатывался, поэтому можно отыскать различные его версии в книгах более поздних авторов (например, «Civilates orbis terrarum» Георга Брюина). Выше показана версия 1575 года, где сам план отходит на второй план, отдавая главенство изображению местных жителей, так как продукт прежде всего должен быть привлекающей взор картиной. Для этих целей обе реки представлены во льдах, по которым москвичи разъезжают на санях. Гравюру, отпечатанную на медной плате, вручную раскрашивали акварелью. Для того, чтобы поразить покупателя, добавили латинскую надпись: «Москва, столичный город страны того же имени, вдвое больший, чем Прага в Богемии». Оригинальное издание такой карты оценивается в пределах 675 000 рублей.
Одной из распространённых карт древней столицы русских земель считается «Царствующий град Москва». Оригинал этого городского плана составлен в конце XVI века (источники указывают даты от 1597 до 1599 гг.). Однако впервые эта карта была опубликована лишь в 1613 году. Популярность ей принесло включение в состав 12-томного географического атласа картоиздателя Блеу (г. Амстердам). Во многих источниках эту карту обозначают как «Петров чертёж Москвы», что неверно, так как она составлена задолго до вступления Петра на царство. Это ошибочное название произошло из-за того, что при исследовании архива Петра I её обнаружили среди царских бумаг. Несмотря на западное издание, сохранены русские названия. В сравнении с современными картами зрителю покажется странной положение объектов, ведь в тот период ориентировали карту на запад, а не на север (как сейчас). Полный заголовок читается как «Царствующий град Москва начальный город всех Московских гдрствах». План показывает Москву в пределах современного Садового кольца, являвшегося границей города в XVI-XVII веках. По нему легко провести соответствие с современными картами, чтобы идентифицировать знакомые площади с улицами и даже знаковые постройки.
Большой интерес для картографа представляет «Сигизмундов план Москвы», так как именно он считается самым подробным планом допетровской Москвы. План был составлен для короля Сигизмунда III, который, пользуясь смутой в России, планировал забрать себе большую часть русских земель, а то и подчинить их себе целиком. Первые экземпляры карты появились в 1610 году. На их основе создана перегравировка с уменьшением, чтобы карта вписалась в формат «Обозрения знатнейших городов всего мира» Георга Брауна. В пределах современного Садового кольца город изображён многодетально. К знаковым объектам даны пояснения, перечисленные справа («Замок великого князя, называемый Царь-город», «Земский приказ и канцелярия, близ которых заведения торговцев благовонными мазями или аптекарские склады», «Двор или гостиница иностранных послов» и т.п.). До зрителя донесены как общий характер застройки, так и облик отдельных зданий. В левой части размещён обзор, из которого следует, что Москва входит в четвёрку самых больших городов Европы, уступая размерами Константинополю, Парижу и Лиссабону. Описана разбивка города на четыре части. Указано, что Москва имеет «замок великого князя» (Кремль), в ограждении которого 18 каменных церквей (кремлёвские башни). Дана ориентировка на место, где хранят товары иностранные торговцы. И даже приведена характеристика горожан: «Жители весьма способны к торговле, но большие обманщики, однако несколько образованнее и обходительнее других жителей этой земли».
Интересно показана древняя Москва на городском плане Маттеуса Мериана, который в России не бывал, но тщательно проанализировал источники, вышедшие ранее. Во-первых, его ориентировка не на запад, а на северо-запад (компасная роза приведена в нижнем правом углу), поэтому зрителю доступен обзор с юго-востока. Во-вторых, здесь использован не просто рисунок, как город был бы виден с птичьего полёта, а «взгляд искоса». Этот художественный приём позволяет показать рельеф Москвы, выделяя знаковые сооружение высотой на фоне прочих зданий. Картографы, впрочем, отмечают, что, несмотря на выразительность общих контуров, эта карта сильно проигрывает в детализации отдельных построек. По нему сложно понять ширину той или иной улицы (особенно, если они не относятся к центральным магистралям). Впервые карта отпечатана в 1638 году, однако ориентир на старые источники показывает Москву, какой она была в последнее десятилетие XVI века.
200 рублей 2006 года (серебро)
Схожую манеру использовали художники Банка России, чтобы рельефно показать детальный план Московского кремля на тяжёлой трёхкилограммовой серебряной монете, выпущенной Санкт-Петербургским монетным двором в 2006 году. Зритель видит большинство башен Кремля и главные здания, расположенные за его стенами. Городской рельеф также представлен ломаной линией, повторяющей контуры Храма Христа Спасителя и одной из сталинских высоток.
Завершим обзор исторических карт Москвы гравюрой, изданной в 1836 году лондонским издательством Baldwin & Cradock. Проведена частичная раскраска: зелёным выделены парки, коричнево-красным – городская стена, сине-зелёным – различные водоёмы. Верхний угол украшает подробное изображение собора Василия Блаженного (хотя надпись «Church of the assumption in the Kremlin» показывает, что издатели искренне считают это здание Успенским собором). Под картой приведена гравюра «Вид с Воробьевой горы. На переднем плане — панорама Ново-Девичьего монастыря». План уже вполне можно совместить с картами центра современной Москвы (особенно, внутри Садового кольца).
Старые карты городов России и зарубежья
Ещё до распространения картографических планов городов рисовали исторические карты иного плана – иконописные изображения значимых мест. Понятное дело, что на иконах чаще всего воспроизводили здания того или иного храмового комплекса. Благодаря им историки получили для изучения вид определённой местности в конкретный период. Выше показано изображение иконы, которой в московском Музее-заповеднике «Коломенское» дали название «Строительство Соловецкого монастыря». Икона примечательна тем, что кроме самого монастыря иконописец постарался передать контуры изрезанной береговой линии и внутренние озёра. По расположению отдельных элементов (остров Анзер с Троицким скитом и Заяцкие острова) можно определить восточную ориентировку карты. Несмотря на то, что масштабы самого монастыря не выдержаны по отношению к острову (соотношение их площадей примерно 1:1000), икону относят к древнейшим памятникам отечественной картографии.
Западноевропейские ландшафтные изображения городов обычно даны под небольшим углом наклона линии наблюдения. Учитывая, что в те времена картограф или художник не мог подняться в воздух на вертолёте или запустить дрон, можно только поразиться способности представить городской рельеф в удаляющейся перспективе. Для этого требовалось развивать математическое абстрагирование, ведь панораму художник видел перед собой, а изображал с высоты под значительным углом наклона. Выше показан план древнего Калининграда, когда он ещё был Кёнигсбергом.
В этой же манере создано «Знаменское изображение Новгорода». Город мы видим под наклоном приблизительно в шестьдесят градусов. Однако художник применил правило перспективы лишь к сооружениям, находящимся на переднем плане. Всё, что оказалось вдали, он отобразил одноразмерными фигурками домов и башен. Городской план показывает, как выглядел Новгород Великий в середине XVII века.
200 рублей 2009 года (серебро)
Принцип перспективы остаётся на вооружении современных художников. В том числе и тех, кто создаёт монеты Банка России. На 200 рублях 2009 года тоже показан Великий Новгород, но не весь, а лишь Новгородский кремль. Изображение на реверсе представляет нам город куда более позднего периода, о чём говорит наличие памятника «1000-летие России», установленного в 1862 году.
Художники Гознака умело используют перспективу для эффектной подачи храмового комплекса Троице-Сергиевой лавры. Посмотрим на её древний план. Владимир Святославович Кусов, исследуя в книге «Картографическое искусство Русского государства» фрагмент иконы, считает, что иконописцу приходилось составлять и обычные географические чертежи. Этот вывод он сделал, исходя из восточной ориентировки плана. Кроме того, данное иконописное изображение Троице-Сергиевой лавры несёт на себе названия церквей и пояснительные надписи, которые обычно ставят и на картах. Создано оно в середине XVII века.
Говоря о святых местах, нельзя не вспомнить о Иерусалиме – священном городе для всех христиан. Основой этой декоративной карты послужил чёрно-белый городской план, который в 1590 создал Кристиан Круик ван Адрихем (Christian Kruik van Adrichem), прославившийся картографией Святой Земли. На плане запечатлены главные городские строения (Второй Храм, Замок Ирода и др.), улицы и рынки. Иерусалим окружён крепостными стенами.
Необычные исторические карты мира
В завершение обзора приведём карты, которые могут поразить зрителя оригинальным исполнением. В первую очередь покажем «Мир в клеверном листе», созданную немецким богословом и картографом Генрихом Бюнтингом (Heinrich Bünting). Она вошла в его труд «Путевая книга Священного Писания», изданный в 1581 году. Протестантский пастор увидел нашу планету в виде трёх лепестков, олицетворяющих Троицу. Возможно, на такую картину мира его вдохновил трилистник, присутствующий на гербе родного для Бюнтинга Ганновера с 1534 года. На каждом лепестке, окрашенным в свой цвет, размещена одна из частей цвета. Для Европы выбран красный цвет, для Африки – жёлтый, а для Азии – зелёный. Центром мира здесь является уже упомянутый нами Иерусалим. Африканская часть крайне скудна на изображения городов. На европейском континенте художественно отображён только Рим. А вот населённые пункты различных регионов Азии нарисованы во множестве. На лепестки не попали Новый Свет (Америка), Англия и Скандинавия, нарисованные отдельно. Лепестки окружает мировой океан, на котором Красное море выделено цветом, соответствующим имени. Удивительная карта обзавелась множеством поздних версий. Один из оригиналов хранит сам Иерусалим в Национальной библиотеке Израиля. Также город располагает мозаичным вариантом карты (площадь Сафра) и рисунком под аркой из металлического глобуса (парк Тедди).
Тот же Генрих Бюнтинг решил изобразить европейский континент в виде молодой женщины, назвав творение «Europa regina» («королева Европа»). Корона, представляющая Португалию, лежит на голове – Испании. Далее идут земли Франции и Священной Римской империи (Германии), обвитые золотой цепочкой Альп и синим ожерельем Рейна. Исследователи спорят, что олицетворяет Богемия, заключённое в кольцо. Одни считают его сердцем, а другие – ещё одним украшением, указывая, что Бюнтинг, как патриот, поместил бы сердце в Германии. На карте нашлось место Трансильвании, Валахии, Польше, Литве, Ливонии, Болгарии, Албании и Греции. Италия, имеющая форму сапога, здесь образует руку. Россия дважды обозначена как «RVSSIA», но за ней ещё лежит и Московия. Шлейф платья, которым заканчивается континент, украшен Уральскими горами. Вне Европы оказались не только островные Англия с Ирландией, но и все скандинавские страны. Кажется, что мир не видел более оригинальной карты. Однако Опицин де Канистрис ещё в первой половине XIV века рисовал европейский континент в виде женщины. Головой на его карте также стал Пиренейский полуостров (территория современной Испании и Португалии).
Азию Бюнтинг решил показать в виде мифического крылатого коня Пегаса, уткнувшегося носом в Константинополь и пнувшего сгибом ноги Африку. На конской голове уместилась Малая Азия и Армянское нагорье. На одном из крыльев изображена Средняя Азия, на другом – Сибирь (Тартария). Внутреннее Каспийское море обрисовывают изгибы спины и кончики перьев крыла. Соединённые передние ноги – это Аравийский полуостров. Каждая из задних ног тоже является полуостровом – Индийским и Малайским. На конской попоне, как на ковре самолёте, лежит Персия. Эта карта, датированная 1581 годом, считается одним из самых ранних изображений суши в виде животного.
Чуть позже появились карты, созданные в стиле «Leo Belgicus» («Бельгийский лев»). Первую из них в виде гравюры авторства Франса Хогенберга австрийский летописец Михаэль Айтцингер поместил в свою работу «De Leone Belgico», вышедшую в 1583 году. Его труд описывает историю Нидерландов с 1559 по 1583 год, показанную с точки зрения Испании, которой тогда принадлежали эти земли. Здесь тоже нашлось место символизму. Семнадцать провинций в виде льва олицетворяют мощь и силу страны в борьбе за свою независимость. Слово «Бельгия» не должно путать современного читателя, так как образовано от имени римской провинции Gallia Belgica. На современной карте мира ей соответствует регион Бенилюкс (Бельгия-Нидерланды-Люксембург). Хвост льва бьёт по Британским островам, а голова смотрит в сторону северо-востока. А вот Йодокус Хондиус, известный также под именем Йоссе де Хондт развернул льва в обратном направлении – на юго-запад. Его «Leo Belgicus», отпечатанный в 1611 году, поражает рельефным изображением могучего зверя.