Древний «шелковый путь» является самым протяженным торговым маршрутом в истории человечества. Впервые этот термин был использован в 1877 г. для обозначения караванного пути из Китая в Европу. Немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен в своей книге «Китай» использовал название Seidenstrasse – «Великий шелковый путь». И с тех пор его стали применять для обозначения целой системы наземных и водных маршрутов между странами Восточной Азии и Средиземноморья. Считается, что именно по нему следовал во время своего путешествия Марко Поло (1254-1295). Великий венецианский купец первым из европейцев побывал в Китае и затем издал свои путевые заметки «Книга о разнообразии мира».
Караван Марко Поло на Великом шелковом пути. Иллюстрация 1375 г.
История Великого шелкового пути началась в 138 г. до н.э., когда из Китая по Старой Северной дороге на запад вышел посольский караван. С ним император У-ди отправил своего сановника Чжан Цяня (200-114 гг. до н.э.), чьей задачей было найти и установить союзничество с племенами северных кочевников. Путешествие Чжана продлилось 12 лет. Он дошел до Бактрии, в степях которой встретил удивительных по красоте коней, попутно навещая другие страны и узнавая о землях, расположенных на берегах Каспийского, Черного и даже Средиземного морей. Вернувшись в Китай, сановник посоветовал императору обменивать прекрасных коней, экзотические плоды и другие редкие товары на шелк. Население западных стран страдало от паразитов, которые не заводились в шелковой одежде и в постелях из шелковых тканей. Известно, что первый верблюжий караван, груженный шелком и бронзовыми зеркалами, отправился из Китая в Ферганскую долину в 121 г. до н.э. На протяжении последующих веков торговый маршрут разветвлялся, доходя до побережья Индийского океана.
Великий шелковый путь в I веке
Фактически Великий шелковый путь в первом тысячелетии представлял собой 3 маршрута:
- южный сухопутный из Китая в Экбатану (Иран), Селевкию (Ирак) и Сирию через Бактрию или Согдиану (Самарканд);
- северный путь из Китая к северному побережью Черного моря через степи Средней Азии и Южный Урал;
- морской путь вдоль побережья Евразии из Индии и Китая через Индийский океан к Аравии, Персидскому заливу и Египту.
Во времена династии Хань (II-IV века до н.э.) для его защиты китайцы даже удлинили Великую китайскую стену на много километров.
Древний караван-сарай на Великом шелковом пути
Морской путь был самым опасным и длительным: суда грабили пираты, а грузы из Китая в Европу могли добираться несколько лет. Поэтому основные торговые пути пролегали по суше, а самым известным и массовым товаром во все века был китайский шелк, в честь которого и назвали маршрут. Кроме шелка, из Китая и Индии в Европу везли пряности, драгоценности, слоновую кость, лаковые изделия, фарфоровую посуду, чай, опиум, зеркала и весь спектр товаров, который не производили на Западе.
Морской шелковый путь на рисунке 1400 г.
Торговый караван шел несколько месяцев, останавливаясь на отдых в специальных древних гостиницах – караван-сараях. Здесь можно было обменять товар, продать излишки или купить необходимое у других торговцев. Основным транспортным средством были верблюды, способные проходить с поклажей около 100 км в день. С такой скоростью весь путь протяженностью 12 000 км занимал у купцов полгода.
Купец на верблюде. Китайская статуэтка IV века
По Великому шелковому пути из Центральной Азии в Китай везли бронзовую римскую посуду, оружие, коней, овец и коз, виноград, лук и морковь, даже львов и леопардов. Обратно по нему доставляли бумагу, порох, навигационные приборы, нефрит и жадеит, редких птиц и косметику. Караваны доставляли в Средиземноморье рис и чай, а также целебные средства и травы. Начальной точкой Великого шелкового пути была древняя китайская столица Чанъань (сейчас это город Сиань), а конечной – испанская Валенсия, где в наше время находится крупнейший в Европе архив шелка.
Караван у стен города на Великом шелковом пути
Путешествовать в одиночку было небезопасно, поэтому торговцы обычно объединялись в караваны, насчитывающие от 5 до 200 верблюдов. Кроме караван-сараев, вдоль всего маршрута располагались каменные убежища от непогоды с обязательным колодцем и почтовой станцией. Расстояние между такими стоянками составляло от 30 до 50 км. Исхоженные веками тропы обозначались на картах и были известны всем торговцам тех времен. Купцы обычно не следовали по всему маршруту: они довозили товар до караван-сараев, где его перекупали и везли дальше другие торговцы.
Великий шелковый путь в средние века
Торговля способствовала распространению не только товаров, но и религий – по шелковому пути вместе с караванами часто путешествовали христианские миссионеры, направляющиеся в страны Юго-Восточной Азии. В то же время, тем же путем буддизм и даосизм проникали в Европу. Древний шелковый путь способствовал распространению иноземных культурных традиций и смешению обычаев. Так, в Китай Танского периода пришла мода на среднеазиатские одежды.
Существует мнение, что по Великому шелковому пути перемещались не только товары, но и заразные болезни. Одной из причин губительной чумы, опустошившей половину Средневековой Европы, некоторые ученые считают больных грызунов из Китая, добравшихся до Средиземноморья в товарах караванщиков.
Караван на шелковом пути
Известно, что Великий шелковый путь проходил по территории 40 современных государств и имел множество ответвлений, например, к Персидскому заливу. Отсюда товары транспортировали по рекам Тигр и Евфрат. Свыше 200 лет, начиная с XIV века, западную часть маршрута в регионе Средиземноморья контролировали венецианские и генуэзские правители, построившие на побережье множество крепостей-факторий. Считается, что Великий шелковый путь прекратил свое существование в XV веке из-за вторжения Тамерлана и Золотой Орды, когда путешествия по Средней Азии с товарами стали небезопасными. Кроме того, развитие морской торговли с использованием быстроходных парусных судов, например, «чайных клиперов», значительно ускорило доставку китайских и индийских товаров в Европу.
Почтовые марки и монеты в честь шелкового пути
В наше время Великий шелковый путь считается одним из самых популярных туристических маршрутов в Китае. С 2009 г. здесь проводится авторалли «Шелковый путь», а с 2014 г. коридор Чанъань-Тяньшань Великого шелкового пути признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Почта Узбекистана выпустила ряд марок и почтовых блоков, посвященных Великому шелковому пути. В 2008-2009 гг. Киргизия отчеканила никелевые монеты номиналом 1 сом в честь Великого шелкового пути. Серебряная памятная монета «Великий шелковый путь» номиналом 3 рубля выпущена Банком России в 2013 г.
Монеты, посвященные Великому шелковому пути