Краткая биография Джордано Бруно в изложении многих историков сводится к тому, что ученого монаха сожгли за его веру в гелиоцентрическую систему Вселенной и в то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Долгое время его имя упоминалось в школьных учебниках именно в таком контексте, хотя в действительности ересь Джордано, за которую он был казнен, заключалась в отрицании важнейших догматов церкви, критике священников и личности Иисуса Христа. Уроженец города Нола близ Неаполя, Бруно получил свое имя Джордано в 1565 г., когда постригся в монахи. Он родился в начале 1548 г. и был назван именем Филиппо, а позже стал известен также под прозвищем Ноланец.

Джордано Бруно. Рисунок XIX векаДжордано Бруно. Рисунок XIX века

Его отцом был солдат Джованни Бруно, отправивший 11-летнего сына в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет Филиппо поступил в монастырь и в 24 года уже стал католическим священником в Кампанье, небольшом городе Неаполитанского королевства. За годы, проведенные в монастыре Святого Доминика, Джордано изучил его обширную библиотеку и познакомился с трудами Платона, Аристотеля, Гераклита, Фалеса, а также изучил Каббалу. Более всего его потрясла гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника (1473-1543), которая впоследствии стала основой его произведения 1584 г. «О бесконечности, вселенной и мирах». Джордано увлекся мнемоникой (наукой о развитии памяти) и достиг уровня знаний, позволявшего ему вести уроки мнемоники для богатых клиентов. Его концепция об одушевленности материи понравилась Папе Римскому Пию V, и он приказал зачислить 24-летнего священника Джордано Бруно в богословскую школу со степенью магистра философии.

Джордано Бруно на гравюре 1830 г.Джордано Бруно на гравюре 1830 г.

Однако, как священник Джордано вел себя не слишком подобающим образом: в беседе с коллегами мог критиковать положения Святого Писания, цитировал содержание запрещенных книг и нелестно отзывался об уме и моральных качествах католических духовников. Руководство школы решило рассмотреть, не содержит ли поведение Бруно элементов ереси, самого тяжкого греха того времени. Не дожидаясь результатов расследования, молодой священник покинул Италию, отправился в Швейцарию и в 1579 г. устроился в Женевский университет. Здесь он стал кальвинистом, но на одном из диспутов был снова обвинен в ереси, на этот раз по отношению к учению Жана Кальвина (1509-1564).

Казнь Джордано Бруно. Картина XIX векаКазнь Джордано Бруно. Картина XIX века

В 1580 г. Джордано Бруно переехал в Тулузу, где в течение 2 лет читал курс философии в местном Богословском университете. Далее он отправился в Париж, где стал преподавать в Сорбонне, в том числе любимую им мнемонику, а также читал публичные лекции по труду Аристотеля «О душе». Страсть Джордано к развенчиванию авторитетов и высказыванию собственного мнения по господствующим философским и религиозным учениям привели к серьезным разногласиям со сторонниками Аристотеля. В 1583 г. Бруно отправился из Парижа в Лондон, где провел 2 года. Здесь он ухитрился поссориться с профессорами Оксфорда, а также написал около 10 научных трудов, в том числе уже упомянутый «О бесконечности…». Бруно настойчиво пытался отстоять систему Коперника, споря по этому поводу с поэтом Уильямом Шекспиром (1564-1616) и философом Фрэнсисом Бэконом (1561-1626), однако те продолжали считать Землю центром Вселенной.

Памятник Джордано Бруно 1889 г. в РимеПамятник Джордано Бруно 1889 г. в Риме

Осенью 1585 г. Джордано Бруно вернулся в Париж, а через год переехал в Германию. Спустя 3 года, когда священнику-философу исполнилось 40 лет, он прибыл в Прагу. Здесь Бруно пишет труд о магии, впоследствии сыгравший негативную роль в деле обвинения Джордано в ереси. В 1589 г. он снова переехал в Германию, где смог опубликовать свои труды и получить солидный гонорар. В то время Джордано Бруно видел себя в роли религиозного проповедника уровня того же Кальвина, способного реформировать религию и науку. В 1591 г. он принял приглашение молодого аристократа Джованни Мочениго приехать к нему в Венецию и стать личным учителем мнемоники. Однако Джордано Бруно сам обладал прекрасной памятью, поэтому его методика не всегда оправдывала себя при обучении других людей. Мочениго не показывал заметных успехов, поэтому Джордано проводил с ним много времени в отвлеченных беседах. При этом священник высказывал суждения, которые показались аристократу крамольными. Кроме того, Бруно упоминал о своих спорах с теософами и о том, что его часто обвиняли в ереси.

Суд  над Бруно. Панно на цоколе памятника в РимеСуд над Бруно. Панно на цоколе памятника в Риме

Спустя пару месяцев учебы, Бруно сообщил своему хозяину о намерении покинуть Венецию. Это решение, а также откровения Джордано не понравились Мочениго до такой степени, что в мае 1592 г. он написал на учителя три доноса, которые отправил в местную инквизицию. Он написал в них буквально следующее:

  • Джордано считал великой нелепостью превращение хлеба в тело господне;
  • Бруно называл Христа обманщиком, магом и фокусником;
  • говорил, что сам мог бы совершать чудеса как Иисус, что возмездия за грехи не существует, а души умерших переходят в другие живые существа;
  • Святая Дева не могла родить;
  • монахи позорят мир и вообще все они – ослы;
  • он удивлен, что Бог терпит столько ересей католиков;
  • Джордано Бруно собирается стать основателем секты «Новая философия», которая выполнит ревизию нелогичных церковных догматов и приведет католическую религию к истинным заветам Бога.

Результатом стал арест Джордано инквизицией и его отправка в Рим. Здесь в течение 7 лет инквизиторы и богословы Святого престола стремились доказать Бруно, что его теории являются нелепицей, полны нестыковок и напрямую противоречат Библии. С чем-то Бруно соглашался, с чем-то нет, но продолжал упорствовать в своем отрицании догмата Святой Троицы. Трибунал инквизиции не смог переубедить Бруно и передал его на суд светской власти. Рассмотрение дела велось еще некоторое время, священнику предлагали отречься от своих заблуждений и покаяться, но Джордано Бруно отметал все обвинения в ереси.

Сожжение Бруно. Панно на цоколе памятника в РимеСожжение Бруно. Панно на цоколе памятника в Риме

Суд вынес решение о «наказании без пролития крови», и 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно сожгли на римской площади Кампо деи Фиори. Биография Джордано Бруно упоминает, что с 1600 по 1948 г. все его произведения были запрещены католической церковью. В 1889 г. на месте казни, в центре «Площади Цветов», воздвигли памятник с фигурой мятежного священника и барельефами, где изображены сцены суда и сожжения. Надпись на его постаменте гласит: «Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер».

Вид на памятник с площади  Кампо деи ФиориВид на памятник с площади Кампо деи Фиори

Мятежный итальянец стал ярким выразителем идеи гуманизма эпохи Возрождения, символом вольнодумства, свободы и критики религиозных догматов. Его личности и ее влиянию на современников посвящены несколько литературных произведений, в том числе пьесы Шекспира «Буря» и «Бесплодные усилия любви». В 1988 г. композитор Лора Квинт написала рок-оперу «Джордано Бруно», где партию героя исполнял певец Валерий Леонтьев. Иван Бунин (1870-1953) посвятил ему стихотворение. Именем Бруно назван кратер на Луне. Изображение Джордано Бруно можно увидеть на итальянских и болгарских почтовых марках. В 2000 г. в Италии была выпущена серебряная монета достоинством 1000 лир, посвященная 400-летию со дня смерти Бруно.

Монеты и марки в честь Джордано БруноМонеты и марки в честь Джордано Бруно