Термин «продукция двойного назначения» вполне можно применить к фибуле, пришедшей к нам из глубины веков. Эта защёлка, являясь украшением, одновременно служила и вполне практической цели: скреплять части одежды. Поэтому фибулу в какой-то мере можно считать предшественницей пуговиц. Современное воплощение фибулы – это изысканные и простенькие броши, а также всевозможные значки на защёлках. Как одёжные застёжки их сейчас никто не использует. Им оставлена только декоративная и информационная роль.
Ранние фибулы
Успехи в обработке металлов и сплавов помогли человечеству освоить не только изготовление инструментов, необходимых в повседневной жизни, но и более сложных устройств, к которым относится и фибула. По мнению историков, первые фибулы появились лишь в самом конце бронзового века. По типу они схожи со старинным смычком в виде лука, где струна становится иглой, а древко – корпусом фибулы, который мог принимать различную форму. Для красоты корпус могли сделать в виде квадрата или украсить его прорезями. Известны фибулы, изготовленные микенцами на греческом Пелопоннесе в XIV веке до нашей эры, откуда пошло их распространение на острова Крит, Кипр и далее, вплоть до Сицилии. В XII-X вв. до нашей эры корпус фибулы стал более изысканным. Его стали делать овальной или ромбовидной формы. В IX-VII вв. до нашей эры появился особый вид фибул, которые стали делать из проволочных спиралей. На Апеннинском полуострове корпус украшали камнями, геммами или лепниной. Часть его могли причудливо изогнуть или выполнить в форме змеи. Эти изделия относят к Виллановской культуре. Проникнув в Малую Азию примерно в VIII-VII вв. до нашей эры, фибулы в руках местных мастеров также изменяли форму. Их могли сделать в виде полукруглой арки или изогнуть корпус в середине под прямым углом, отчего фибула при взгляде сбоку напоминала треугольник. Распространены были также фибулы в форме руки.
В ранний период сформировалась и конструкция фибулы, которая со временем обрастала всевозможными дополнительными элементами. В фибуле, как застёжке, присутствовали четыре обязательных части:
- Игла
- Иглодержатель
- Корпус
- Элемент, соединяющий корпус с иглой
Игла – основа фибулы. Иглой прокалывали части одежды, которые необходимо было держать вместе. Иглодержатель, представляющий узкий канал или желобок, прячущий острый кончик иглы, не только не позволял фибуле произвольно расстёгиваться, но и предохранял от уколов. Корпус с иглой чаще всего соединяла некая пружина, чтобы придать застёжке упругость. Место корпуса, прилегающее к пружине, называют «головка», тогда как противоположная часть корпуса именуют «ножка». Технология застёжки напоминает всем известную английскую булавку, имеющую широкое применение до сих пор.
Фибулы железного века
В железном веке мастерство обработки металлов значительно возросло. Изготовления изделий из различных сплавов становилось всё более распространённым, охватывая новые территории. Это сказалось и на выделке фибул, превращавшихся из обычной булавки в изысканное по тем временам украшение. На корпус ставили большие треугольные застёжки. Изменилась и конструкция соединительного элемента. Тип фибул «Чертоза» («Certosa») имел короткую двустороннюю пружину. К Гальштатской культуре относят фибулы с длинными двухсторонними пружинами.
Шведский археолог Оскар Монтелиус ввёл разделение европейских фибул на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую. Простейшими из них являются венгерские фибулы. Чтобы сделать одну из них, брали брусочек металла, размечали ударами части будущей застёжки, а затем равномерно выковывали. Получался кусок проволоки, который заостряли с одного конца (создавалась игла). Другой конец закручивали крючком, удерживающим острие. После проволоку посередине заворачивали спиральным оборотом, сообщая металлу упругость, и фибула готова. Кроме кованых существовали и литые фибулы.
У скандинавских фибул иглу и дугообразный корпус изготавливали отдельно. После иглу крепили на корпус, края которого имели утолщения, чтобы игла, перемещаясь по дужке, не сорвалась с неё. Некоторые исследователи не поддерживают Монтелиуса в части венгро-скандинавской группы и выступают за вынесение скандинавских фибул в отдельную группу, невзирая на то, что они представляют всего лишь модификацию венгерских.
Пару или четвёрку спиральных кружков, соединённых вместе, имеют греческие фибулы. При этом игла выходит из одной спирали, а вторая спираль становится застёжкой. Греческие фибулы находят не только на Пелопонесском полуострове, но ещё в Южной Италии, а также в центре Европы. Однако считается, что такой тип фибул зародился именно в Греции, а потом распространился в иные земли. Некоторые из греческих фибул имеют сходство с венгерскими и скандинавскими.
Интереснее всего выглядят италийские фибулы, так как местные мастера старались превзойти друг друга в оригинальной форме корпуса и декоре. Самые старшие по возрасту италийские фибулы тоже похожи на венгерские и скандинавские. Но после здесь пошли своим путём, преобразовав держатель иглы из простейшей спирали в пластину с загнутыми краями. В её желобке и пряталось острие.
Римские фибулы и фибулы южно-русских земель
Владычество Древнего Рима над огромными территориями Европы несло в подвластные земли и римскую культуру. Соответственно местные типы фибул постепенно замещались теми, которые использовали римские наместники или легионеры. Например, заколки гальштатских племён, свойственные древним захоронениям кельтов, сменяются сначала фибулами латенской культуры, а затем и римскими. Иногда последующая эпоха напрямую заимствует достижения прежней. Поэтому некоторые из арбалетных фибул Гальштата, имеющие длинные двусторонние пружины, так схожи с теми, которые впоследствии использовали римские провинции. Именно из Древнего Рима пришло к нам слово «фибула», так как римляне называли им одновременно и брошь с застёжкой, и малоберцовую кость, считая, что их форма схожа.
Типологическая классификация фибул шведского историка Оскара Альмгрена «Исследования североевропейских форм фибул первых веков нашей эры с учетом римских провинций и южнорусских земель» предполагает семь основных групп, которые также имеют деление на серии. Альмгрен описывает два типа сильно профилированных фибул, одночленные арбалетные фибулы с широкой ножкой, шарнирные фибулы, фибулы с парой круглых отверстий на головке, схожих с глазами, фибулы с перевёрнутой ножкой и двучленные арбалетные фибулы с высоким держателем иглы.
Проводящим исторические исследования в поисках фибул на территории нашей страны больше подойдёт труд Анатолия Константиновича Амброза «Фибулы юга Европейской части СССР (II век до н.э. – IV век нашей эры)». Амброз основным отличием фибул считает тип элемента, соединяющего иглу и корпус. Если их соединяет пружина, она может быть односторонней и двусторонней. Амброз указывает, что на длину пружины сильно ориентироваться не стоит, так как в процессе эволюции застёжек длинная и короткая пружины постоянно сменялись. Одночленными фибулы называются, если их пружина и корпус являются единым целым. Когда пружина сделана из другого отрезка металла, перед нами двучленная фибула. Наличие или отсутствие вспомогательного стерженька, на который навивались витки спирали пружины Амброз считает несущественным, возражая против термина «трёхчленные». У двучленных фибул пружина всегда неподвижно закреплена. У массивных фибул тетива крепилась крючком или выступом на головке. Также использовался способ, когда тетива пропускалась под шейкой фибулы. Пружину называют «надставленная», если её концы декоративно удлинены.
В шарнирных фибулах древние мастера применили другой способ закрепления иглы. Уже по названию ясно, что это шарнир. Он может быть трубчатым или состоять из двух стоек. При этом способе игла с ушком надета на ось и имеет специальный выступ, который, упираясь в головку фибулы, пружинит при застегивании. Любая из иллюстраций, приведённых выше, показывает, что главной декоративной частью фибулы был корпус. При классификации часто берут за образец какой-либо группы его форму. Это может быть «дужковая» фибула (корпус выгнут словно лук) или «дощатая» (корпус плоский). Дужковые фибулы разделяют и по степени изогнутости. Приёмник на ножке фибулы тоже менялся в процессе эволюции фибулы. Его выгнутую пластину, скрывающую острие, могли необычно украсить.
В I веке нашей эры большую популярность приобрели пластинчатые фибулы, вся прелесть которых была в богато отделанной плоскости. С практической точки зрения они были не слишком удобны: так как пространство между корпусом и иглой получалось узким, одежду из толстой ткани ей не скрепить. Зато в качестве украшения они имели невероятный спрос. Большинство из них относится к шарнирному типу. Пластина могла иметь форму круга, дуги, ромба, овала или полумесяца. Опытный мастер покрывал её отверстиями, образующими сложный узор, и декорировал каменьями или цветной эмалью. Богато изукрашенные пластинчатые фибулы часто находят в женских захоронениях.
Эксперименты с формой и раскраской пластинчатых фибул продолжили мастера следующего века. Во втором столетии нашей эры появились зооморфные фибулы, корпус которых изображал как привычных домашних животных, так и самых причудливых тварей, которых трудно отыскать и в бестиариях. На фибулах появлялись имена или девизы. Плоскость отделывали асимметричными узорами или последовательностью символов. Интересной версией пластинчатой фибулы является застёжка, дискообразный корпус которой плоскостью не назвать, так как он сделан в виде конуса. Эмалированная инкрустация на фибулах применялась до конца III века.
Поздние фибулы
После распада Римской империи фибула не исчезла из обихода. Известны фибулы «готической группы», характеризующиеся дискообразной или треугольной пластиной на головке корпуса, выгнутого дугой, и плоской ромбовидной ножкой. Продолжала применяться и кольцевая конструкция фибулы, почти не изменившаяся в период со II по XIV век. Поэтому датировка европейских фибул этой формы крайне затруднена. Из простой застёжки фибула постепенно превратилась в предмет, подчёркивающий статус владельца. К такому типу относят ирландские и шотландские фибулы из золота и серебра, имеющие отделку из драгоценных камней. В это время слово «фибула» начинает покидать некоторые европейские языки. Например, на английском украшения данного периода фибулами уже не называли. Для средневековых декоративных изделий с защёлкой использовалось слово «брошь». В других случаях применяли термин «знак» или «значок» («badge»). Например, значок пилигрима или значок ливреи, относящийся к геральдическим значкам.
Примером фибул позднего периода можно считать «фибулу Урнеса» (известна также как «фибула Дракона»). Название ей подарил характерный для викингов стиль Урнес (1050-1125 гг.). Пластина формы, стремящейся к квадрату, выполнена в ажурной технике – характерный узор из переплетающихся полос. Не всегда в переплетениях металла можно угадать гибкое тело дракона. Иногда мастера изображали в том же стиле коня или змею. Этот тип фибул относится к шарнирным. Он был распространён в Скандинавии, Дании и северной Германии.
Фибулы на монетах Банка России
25 рублей 2015 года "Святой равноапостольный великий князь Владимир — Креститель Руси"
На серебряной 25-рублёвке 2015 года Великий князь киевский Владимир Святославич изображён с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом. На его плечах особый плащ (корзно или мятль), являвшийся мантией князей и знати Киевской Руси. На правом плече плащ скреплялся фибулой. При таком расположении застёжки одна рука оставалась свободной, что было удобно для верховой езды.
3 рубля 2016 года "1000-летие «Русской правды»"
На трёх рублях 2016 года из серебра отчеканили Ярослава Мудрого (автора первого письменного русского законодательства «Русская Правда») и Владимира Мономах, завершившего «Русскую правду» текстом своего «Устава Мономаха». На правом плече Ярослава Мудрого точно такая же фибула дискообразной формы.
Монеты Банка России
Иной вариант застёжки плаща мы видим в случае монет с изображением Александра Невского и Дмитрия Донского. Здесь фибула расположена на шее, скрепляя плащ по центру или у плеча. Ошибочно думать, что фибула – лишь княжеский атрибут. Ей преимущественно пользовалось дружинное сословие, о чём можно судить по раскопкам погребальных комплексов в составе дружинных курганов, где примерно 11% погребённых имели плащи или накидки с фибулами.
Необычные фибулы
В 1959 году в одной из базилик Франции обнаружили саркофаг, в котором захоронили женщину примерно 45-летнего возраста. По золотому кольцу на большом пальце левой руки с надписью «ARNEGUNDIS REGINE» женщину идентифицировали как Арнегунду – сестру первой жены Хлотара Ингунды и мать Хильперика I (франкский король из рода Меровингов). Её верхняя одежда скреплялась двумя дисковыми фибулами с богатой отделкой. Фибулы данного типа размером до пяти сантиметров в диаметре были частью женского костюма раннего Средневековья. В период правления Каролингов подобные украшения носили и мужчины, но их фибулы были меньше.
«Брошь Браганса» сделали примерно в III веке до нашей эры. Она имеет размер 14 см в длину и 5 в высоту. Художественная композиция представляет воина-кельта в шлеме, защищающегося овальным щитом от нападения фантастического чудовища, в котором сплелись черты льва и грифона. На фибуле отдельно от сцены схватки присутствует ещё четвёрка стилизованных звериных морд. Игла фибулы не сохранилась. Название фибула получила по имени королевского дома Браганса, в чьей коллекции когда-то хранилась. Сейчас её можно увидеть в Британском музее (г. Лондон).
Пара фибул в форме орла, датируемых VI веком, сделаны из листового золота, наложенного поверх бронзы. Инкрустация выполнена гранатами, аметистами и цветным стеклом. Петли внизу предназначены для подвесок, ныне утраченных. Фибулы в форме орла находят в могилах вестготов Испании и остготов севера Италии. Парное исполнение предусмотрено для одновременного ношения, чтобы плащ можно было застегнуть хоть справа, хоть слева. Образ орла заимствован от знаков отличия Римской Империи.
«Потом хозяева вынули одежду - длинные лориэнские плащи с капюшонами из лёгкой и тонкой, но плотной ткани, сшитые по мерке на каждого Хранителя… На шее ворот плаща и капюшон застегивались маленькой малахитовой брошкой в форме листа с золотыми прожилками». Эту удивительную фибулу можно увидеть в фильме «Властелин Колец». Но полюбоваться необычными фибулами можно не только в сказочном Средиземье. Большими коллекциями фибул располагают Романо-германский музей (г. Кёльн), где представлены римские и раннегерманские образцы, и Музей Хеллвег (г. Гезеке), собравший более 250 средневековых фибул VI-XIII вв. из Вестфалии. Фибулы присутствуют на страницах книг и мелькают в кинофильмах. Надеемся, что теперь, увидев эту красивую застёжку, вы не забудете её историческое название.