Сословное деление общества представляет собой элемент социальной иерархии. Его можно показать в виде пирамиды, на вершине которой располагается высшее сословие, а в основании – низшее. Те, кто находится наверху пирамиды, обладают большими социальными правами и привилегиями, которые часто закреплены на законодательном уровне. Принадлежность к определенному сословию передается на правах наследования. Нередко можно войти в высшее сословие в результате неравного брака, так называемого мезальянса.
Сословие эквитов в Древнем Риме
Деление на сословия существовало со времен Древней Греции и Древнего Рима. Платон (428-348 годы до н.э.) делит все население на три сословия: правители-философы, воины-стражи и демиурги. В Древнем Риме существовало пять сословий: нобилитет (правящий класс из патрициев и богатых плебеев), патриции (благородные потомки древних римских родов), сенаторы (политики и государственные деятели), эквиты (преимущественно воины-всадники) и плебеи – все остальные римские граждане, не принадлежащие к знати.
Пирамида сословий Средневековой Европы
В литературных источниках средневекового периода выделяли несколько типов сословий, отличавшихся в разных странах. Например, землевладельческое сословие в России звалось помещиками, в немецких землях – юнкерами, у литовского и великопольского дворянства - шляхтой. Служилое сословие на Руси делилось на военную составляющую – дружину, а после военные чины, а также административную - дворянство. Впрочем, военное сословие часто выделялось в отдельную группу: в Европе – рыцари, в степях – казаки. Существовало также высшее правящее сословие (княжеские семьи), среднее сословие и т.д.
Представители сословий Германии XVII века
Наиболее характерное для стран Средневековой Европы деление на сословия включало в себя аристократию, священников и мирян-простолюдинов. Считается, что в России сословия существовали до 12 ноября 1917 г. и были отменены декретом Советской власти за подписями Владимира Ленина и Якова Свердлова. Однако до сих пор во многих странах проживают потомки аристократии из князей или герцогов, в том числе представители царского дома Романовых как высшего российского сословия.
Три французских сословия. Священник, рыцарь и простолюдин на гравюре XIII века
Сословная монархия Франции на первое место ставила духовенство - «тех, кто молится» – его представителей называли «первым сословием». Второе сословие, «те, кто воюет», составляла вся аристократия. К ней относились дворяне от рыцарей до членов королевской семьи, за исключением самого короля. Третье сословие – «те, кто работает» - состояло из буржуазии, крестьян, рабочих, ремесленников и помещиков. Его представители, число которых в 1789 г. составило около 96% населения Франции, платило налоги.
Представители сословий царской России
Похожее разделение на три сословия существовало и в Англии. Более сложное сословное деление возникло в России после середины XVIII века. Оно включало в себя 10 социальных групп:
- потомственные и личные дворяне;
- обер-офицерские дети;
- духовенство;
- почетные граждане;
- купечество;
- мещанство;
- войсковые обыватели;
- казаки;
- крестьянство;
- разночинцы.
Крестьянство в этой системе разделялось на ряд категорий: государственные, монастырские, помещичьи и удельные крестьяне, однодворцы и белопашцы. К разночинцам относили тех, кто не принадлежал ни к одному из вышеперечисленных сословий.
Процентная доля сословий царской России
К привилегиям высших сословий в первую очередь относилась возможность существовать за счет труда низших сословий, взимая с них налог в денежной или натуральной форме (барщина в крепостной России). Представители высших классов имели возможность получать образование, недоступное для детей крестьян, рабочих или ремесленников. Формально к обязанностям дворянства и аристократии относилась военная служба, однако в период войн в армию забирали и мастеровых, и крестьян. Российское дворянство подарило миру многих выдающихся деятелей науки и искусства, таких как Пушкин, Лермонтов, Чайковский, Толстой или Мечников.
Купеческое сословие
В истории Российского государства большую роль сыграло купечество, которое разделялось на три гильдии в зависимости от объема капиталов. Купцы первой гильдии имели право вести заморскую торговлю, второй – владеть фабриками, заводами и пароходами. Именно купцам Россия обязана своим промышленным развитием.
Казачество представляло собой обособленное, военно-аграрное сословие. Оно существовало на принципах самоуправления и демократии, когда большинство административных должностей в Казачьем войске имели выборный характер. Казаки с 18 лет относились к служилым и участвовали во всех войнах Российской империи.
Представители мещанского сословия
К мещанам относились ремесленники, прислуга, уличные торговцы, сапожники и портные. Они платили налоги (подушные подати) и во время войны подлежали призыву в войско. По численности мещане уступали только крестьянам. Крестьянское сословие на протяжении многих веков фактически составляло основу Российской государственности и торговли: продовольствие и сельскохозяйственное сырье составляло свыше 55% экспорта продукции империи.
Дворянство на балу, XVIII век
В современном мире сословия в виде каст имеют место в Индии. Кастовая система зародилась многие тысячелетия назад, и к XXI веку разграничения между различными социальными слоями сгладились. Однако касты продолжают существовать, оказывая заметное влияние на общественную жизнь населения Индии. Принадлежность к той или иной касте формирует шаблон поведения. Например, высшие касты – брахманы и кшатрии (жрецы, учителя, врачи, военные, государственные чиновники) – преимущественно являются вегетарианцами. Представители низших каст – вайшья (свободные общинники) и шудры (слуги) – должны интенсивно заниматься физическим трудом, поэтому вынуждены употреблять мясо в пищу. К представителям низших сословий Индии относятся купцы, скотоводы, ремесленники, земледельцы, ткачи, прачки, музыканты и гончары. Признаки, свойственные сословному обществу, существуют в некоторых государствах Африки и островной Азии. Историки считают, что элементы сословной организации общества в Европе имели место вплоть до начала XX века.
Духовное сословие