Приходя музей или художественную галерею, каждый из нас старается узнать как можно больше деталей о понравившейся картине. Нам интересно погрузиться в историю произведения, обнаружить неизвестные ранее факты, постараться понять первоначальный замысел художника.
Чтобы получить нужную информацию мы обращаемся к экскурсоводу, пользуемся музейным аудиогидом или находим сведения в Интернете. Рассказ практически о каждой известной картине начинается с истории возникновения у художника идеи создания полотна, о той подготовительной работе, которую проделал мастер, создавая предварительные зарисовки и эскизы к своему произведению.
Само слово «эскиз» имеет французское происхождение. Его значение можно перевести на русский язык, как «набросок» или «очерк». При работе над композицией, форматом или палитрой картины художник часто создает серии таких вспомогательных рисунков, наиболее удачные из которых, послужат основой для будущего полотна.
Чаще всего эскизы рисуются обычным карандашом или пастелью. Использование этих материалов помогает художнику быстро обозначить контуры изображаемых объектов и проработать композиционные детали будущей картины. Но нередко эскизы выполняются акварелью, гуашью, углем или тушью.
Предварительные зарисовки не представляют для художника самостоятельной ценности. После завершения работы над картиной, они могут уничтожаться или храниться в «дальнем углу» художественной мастерской.
Впрочем, с XIX века искусствоведы стали уделять предварительным наброскам известных художников более пристальное внимание. В наше время эскизы мастеров прошлого бережно сохраняются в мировых музеях и частных коллекциях.
Появление эскизов относится к эпохе Возрождения. До нас дошли рисунки выполненные рукой Пьеро делла Франческа (около 1420-1492), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Рафаэля Санти (1483-1520), Тициана (1488/90 – 1576).
Пьеро делла Франческа прославился и как великий живописец и как теоретик, изучающий строение человеческого тела. Например, на иллюстрации к его математическому трактату, воссозданы пропорции человеческого лица.
Одна из поздних картин мастера написана на традиционный евангельский сюжет рождения Спасителя. Полотно не закончено, поэтому среди искусствоведов существует мнение, что картина является предварительным эскизом к полностью неосуществленному замыслу художника.
Интересно, что об этой незавершенной картине рассуждают в одном из эпизодов герои популярного английского телесериала «Аббатство Даунтон».
На эскизном рисунке с изображением головы женщины, повернутой в профиль, угадывается портретное сходство с изображением Богоматери на известной картине Леонардо «Мадонна Литта», хранящейся в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Несмотря на несмолкающие споры, вокруг авторства этой картины, факт существования предварительного наброска говорит о причастности мастера к её созданию.
Благодаря эскизам, стало возможно представить внешность самих художников эпох Возражения. На известном эскизном рисунке умудренного сединой старика, по мнению части искусствоведов, изображен сам Леонардо. Сейчас этот автопортрет хранится в Королевской библиотеке Турина. Учитывая возраст рисунка и его плохое состояние, для широкой публики он недоступен.
О явном сходстве Леонардо с человеком, изображенном на «Туринском автопортрете», можно судить по известной картине Рафаэля «Афинская школа». На ней Леонардо написан в образе древнегреческого философа Платона.
На этой же картине был изображен и сам Рафаэль. Сохранилось эскизное изображение автопортрета художника.
Создание большого количества эскизов к своим работам было характерно и для творчества Микеланджело. Сам художник не придавал им большого значения. И часто использовал их повторно в качестве бумаги для заметок, сверки счетов или даже списка покупок.
Перед смертью художник сжёг часть эскизных рисунков. Но до нашего времени всё же сохранилась часть из них, свидетельствующих о тяжелой кропотливой работе над прославившими его имя произведениями.
В 2014 году Национальная галерея Шотландии за 30 тысяч фунтов стерлингов купила на аукционе эскизный рисунок, предположительно принадлежащий руке Тициана. По мнению искусствоведов, рисунок является наброском для картины «Моление о чаше».
Впрочем, в авторстве ряда эскизов не приходится сомневаться. Например, эскизный рисунок «Святой Пётр» точно принадлежит кисти Тициана и датируется периодом 1516-1518 гг.
Важна роль эскиза в творчестве художников Северного Возрождения. Так, на предварительном небольшом карандашном рисунке к портрету кардинала Никколо Альбергати, выполненного голландским живописцем Яном ван Эйком (1385/1390 – 1441) с фотографической точностью изображен умудрённый опытом, благородный, умный и спокойный человек. На эскизе содержатся уточняющие заметки художника. В настоящее время рисунок хранится в Дрездене.
По поводу другого эскиза ван Эйка споры не утихают вплоть до сегодняшнего дня. На рисунке «Святая Варвара» изображена читающая молодая девушка, сидящая перед строящимся готическим собором. Святая словно оберегает постройку и следит за сооружением храма.
Является ли этот рисунок самостоятельным произведением или только эскизом к будущему полотну - не ясно до сегодняшнего дня. Искусствоведы, изучающие творчество голландского художника, склоняются ко второму варианту, предполагая, что художник не планировал дорабатывать свой набросок.
Интересны эскизы Питера Брейгеля Старшего (1525-1569) и его сыновей Питера Брейгеля Младшего (1564/65-1638) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625). Темы для рисунков Питера Брейгеля Старшего различны. На них художник в аллегоричной форме изображал семь смертных грехов, библейские сюжеты, а также сценки из народной жизни, портреты крестьян, силуэты животных. Все они выполнены с поразительной точностью в деталях и передают атмосферу жизни в поздней средневековой Европе.
Его сыновья Питер и Ян, каждый по своему, также продолжили дело отца. Их рисунки не менее достоверны и колоритны.
https://artchive.ru/pieterbruegheltheyounger/works/535663~Krest'janin_i_torgovets_na_skamejke
Внимание привлекают и эскизы немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528) с изображениями животных. В них он передал не столько анатомическое сходство строения, сколько их человеческое восприятие. Всматриваясь в его рисунки, мы обнаруживаем знакомые черты и манеры домашних животных или удивляемся точности передачи движения диких животных во время охоты или отдыха.
По одному из эскизов Дюрера, на котором были изображены массивный деревянный стол и три сосуда с пивом, ученые идентифицировали таверну в немецком городе Аахен. В неё часто на досуге заглядывал художник. Это стало возможным после тщательно проведенного анализа дневниковых записей Дюрера.
С Аахеном связано и происхождение семьи нидерландского художника Еруна ван Акена, более известного, как Иероним Босх (около 1450-1516). Опередивший своё время художник создавал образы, наполненные сюрреалистическим смыслом и глубоким символическим содержанием.
В наше время подтверждена подлинность только девяти эскизных рисунков средневекового мастера. Среди них изображения лесных птиц, ужасающих монстров, и приспешниц нечистой силы – ведьм. Колдуньи изображены у художника в несколько потешном виде и нелепых позах. Они совсем не страшны, а скорее забавны в своих нечестивых занятиях.
Создавал свои подготовительные рисунки и Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Особенно заметны наброски к портретным работам, выполненные его рукой. Вот, например, эскиз к портрету могущественного фаворита испанского короля Филиппа III Франсиско Гомеса, первого герцога Лерма. На нём Рубенс изобразил уверенного в себе вельможу в военных доспехах верхом на белом коне, скачущего прямо на зрителя. Главной целью создания эскизов для мастера служила выработка общей композиции будущих картин. Лицо же модели Рубенс затем рисовал уже с натуры. Поэтому образ герцога на подготовительном рисунке изображен поверхностно, несколько в отрыве от общей структуры произведения.
На другом эскизе фламандский живописец с фотографической точностью смог передать облик чернокожего мужчины с нескольких ракурсов и в разном состоянии духа.
Подготовка зарисовок была характерна и для Рембрандта (1606-1669). В своем творчестве нидерландский художник часто обращался к евангельским историям. Самая известная его картина на эту тему - «Возвращение блудного сына». На протяжении жизни Рембрандт возвращался к этому сюжету, создавая эскизные рисунки и офорты, разрабатывая общую композицию полотна.
Эскизы голландского мастера часто становятся героями новостных репортажей. В 2021 году с помощью новых технологий реставраторы обнаружили на холсте другой известной его картины «Ночной дозор» предварительные наброски к ней. Сравнивая эскиз с законченной картиной, искусствоведам становится понятнее, как изменялся первоначальный замысел художника в работе над фигурами героев картины, их одеждой и оружия.
А в 2022 году при проведении рентгена и инфракрасного сканирования было установлено, что эскиз «Воздвиженье креста», считавшийся ранее «грубым» подражанием манере художника, принадлежит кисти самого Рембрандта.
Любопытны эскизы и испанских художников Диего Веласкеса (1599 – 1660) и Эль Греко (1541-1614). При работе над картиной «Аполлон в кузнице Вулкана» проявился интерес Веласкеса к строению человеческого тела. Бог огня и кузнечного дела Вулкан вместе с помощниками изображены в образах обычных людей, занятых тяжелым физическим трудом. В отличие от них, заглянувший в мастерскую, чтобы сообщить весть о неверности жены Вулкана, Аполлон окружен неземным сиянием лучей в яркой оранжевой тунике.
Во время работы над образом молодого длинноволосого бога Веласкес создал предварительный рисунок, на котором точно переданы черты лица Аполлона, наполненного поэтическим вдохновением. Взгляд его устремлен вдаль, а голова увенчана лавровым венком.
Эскиз Эль Греко (настоящее имя – Доменикос Теотокопулос) к картине «Тайная вечеря» сильно отличается от конечного варианта полотна. На рисунке Иисус и его ученики во время последнего ужина неспокойны: они спорят, плачут, возмущаются. Все детали предсказывают скорый арест и казнь Спасителя.
Скуднее и убранство стола. На нём только несколько предметов, тогда как на финальном варианте их значительно больше. Сам же стол словно парит в воздухе.
На эскизе изображена и приютившаяся под столом собака. Появление её не случайно. В христианстве образ этого животного ассоциировался с верностью, преданностью и защитой дела Спасителя. Она стала символом священнослужителей и проповедников.
Во Франции на рубеже XVII и XVIII веков заметно творчество Жана-Антуана Ватто (1684-1721) и Жана-Батиста Шардена (1699-1779). Каждый из них создал выразительные эскизы к своим произведениям.
«Паломничество на остров Киферу» - одна из самых известных картин Ж.-А. Ватто. На ней, по точному выражению русского философа и богослова Павла Флоренского, изображен «праздник среди природы»: счастливые пары возвращаются с острова, на котором в античные времена был распространен культ богини любви Афродиты.
Картина пронизана светом и спокойствием. При работе над ней, художник создавал графические наброски фигур и лиц героев.
У Ж.-Б. Шардена есть картина о тяжести труда художника. На ней неопытный художник старается скопировать академический этюд. Простой набросок стал образцом для начинающих живописцев. Создавая свой рисунок, молодой портретист вырабатывает творческую манеру, старается внести новизну и свежесть в учебный образец.
В конце XVIII века Францию сотрясали революционные события. Но даже в те годы художники старались отразить и осмыслить происходящее в стране. Например, Жак Луи Давид (1748-1825) откликнулся на смерть яростного сторонника революции Жан-Поля Марата созданием картины, на которой постарался изобразить революционера в момент кончины.
На одном из эскизов к ней изображено безжизненное лицо Марата, наполненное болью, сожалением и страданием, но, одновременно, и облегчением избавления от жизненных тревог. С гибелью бунтаря для художника словно умирает и часть его революционных идеалов. Ведь в дальнейшем Давид становится придворным портретистом императора Наполеона.
Настоящего расцвета французская живопись достигла во второй половине XIX века. Импрессионисты полностью изменили подход к созданию своих произведений. На первое место вышла передача моментального сиюминутного впечатления от изображаемого объекта.
Даже на эскизах Клода Моне (1840-1926), Пьера Огюста Ренуара (1841-1919), Эдгара Дега (1834-1917) можно почувствовать то настроение, которые художники старались передать зрителю.
Таковы, например, предварительные рисунки к известным картинам «Завтрак на траве» Моне или «Танцовщицы» Дега.
Продолжением, а во многом и переосмыслением, идей импрессионистов было творчество Поля Сезанна (1839-1906) и Винсента Ван Гога (1853-1890). Художественный анализ их подготовительных рисунков даёт возможность полнее оценить хорошо известные их картины.
Вот, например, эскиз к известному полотну Ван Гога «Звездная ночь». В отличие от финального варианта картины он наполнен яркими цветами. Небо, поле, деревенские дома будто залиты языками пламени. Эта работа художника была чудом спасена после окончания Второй мировой войны советским офицером Виктором Балдиным.
О рыночной цене эскизов Ван Гога можно судить по итогам аукциона, состоявшегося в 2021 году в Нью-Йорке. Рисунок к полотну «Молодая японка» был продан почти за десять с половиной миллионов долларов.
Не менее высоко оцениваются и эскизы Поля Сезанна. Например, акварельный набросок к одной из картин из серии «Игроки в карты» в 2012 году был оценен на сумму, равную 15-20 миллионов долларов.
В XIX веке живописное искусство достигло своего расцвета и в нашей стране. Многофигурные полотна «Последний день Помпеи» Карла Брюллова (1799-1852), «Медный змий» Фёдора Бруни (1799-1875), «Явление Христа народу» Александра Иванова (1806-1858) прославили русскую живопись.
Создание таких больших полотен занимало много времени. Брюллов писал картину, посвященную трагическому событию в римской истории, около шести лет. Бруни работал над произведением по ветхозаветному сюжету о спасении Моисеем евреев от нашествия ядовитых змей около 15 лет. Работа же над картиной «Явление Христа народу» стала делом всей жизни художника и продолжалась в течение двух десятилетий.
Разработка композиции и характеров героев полотен требовала подготовки предварительных эскизов. Сегодня эти наброски хранятся в известных музеях России. Например, в Санкт-Петербургском Русском музее находятся первоначальные эскизы картин Иванова и Бруни.
А в Третьяковской галерее в Москве эскизы к холсту Брюллова.
Интересны подготовительные рисунки художников «передвижников». На эскизе Ильи Репина (1844-1930) уже явно прослеживаются черты знаменитой картины «Бурлаки на Волге».
А вот на перовом наброске к историческому полотну «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова (1848-1916) замысел художника виден ещё только в общих чертах.
В XX веке традиция подготовки эскизов, несмотря на бурное развитие новых живописных форм, не исчезла. По наброскам Казимира Малевича (1879-1935) можно проследить, как художник разрабатывал свои стилистические приёмы. Например, на «Эскизе к портрету строителя» чувствуется влияние художников-кубистов и футуристов.
Абстрактный эскиз композиции «Красное с чёрным» Василия Кандинского (1866-1944) наполнен яркими цветами, причудливыми фигурами и ломаными линиями. Их сочетание рождают гармоничную композицию произведения. Эту работу Кандинского ждала нелегкая судьба. Созданная в 1915 году она долгое время была неизвестна искусствоведам. Только в 1996 году она была случайно найдена Кирове подклеенной к картине другого художника.
Интересная история произошла и с эскизом Марка Шагала (1887-1985) «Над Витебском». Он был украден летом 2001 года неизвестными с выставки художника в Нью-Йорке. Сразу найти произведение не удалось. Безрезультатное расследование проводилось в течение полугода в США и в странах Европы. Картина нашлась совершенно случайно через семь месяцев после пропажи в невостребованной посылке без адреса получателя на почте в штате Канзас.
А вот эскиз Сальвадора Дали (1904-1989) к совместной работе художника и мультипликатора Уолта Диснея. Мультфильм должен был выпущен после окончания Второй мировой войны, но из-за финансовых проблем производство мультфильма приостановили. Только в 2003 году наработки Дали были воплощены на экране. Мультфильм был номинирован на премию «Оскар» и вызвал интерес у зрителей и историков кинематографа.
Сегодня художники продолжают создавать эскизы к своим картинам. Лучшие из них уже сегодня могут пополнить коллекции, как музеев, так и частных собраний.