Идея первого самолета принадлежит Леонардо да Винчи (1452-1519). Используя «конструкцию» крыльев птиц и летучих мышей, он спроектировал махолет, который должен был подниматься в воздух при помощи человеческих мускулов. Однако человек физически не смог махать большими крыльями, которые бы создавали необходимую подъемную силу. Для полета нужен был компактный и мощный двигатель, о котором в эпоху Леонардо не знали.

Запуск первого самолета братьев Райт 1903 г.Запуск первого самолета братьев Райт 1903 г.

Основной характеристикой устройства, которое спустя 500 лет получило название «самолет», была полная управляемость. Самолет должен был не просто подниматься в воздух с грузом, как воздушный шар. От него требовалась маневренность в воздухе и высокая надежность. В этом смысле дирижабли проигрывали самолетам. Их полет зависел от погоды, особенно сильного ветра. Они имели огромные размеры, требовавшие специальных ангаров для хранения на земле. Дирижабль сложно приземлялся, а при заправке баллона водородом был опасен в эксплуатации.

Самолет Можайского 1882 г.Самолет Можайского 1882 г.

Вопрос первенства изобретения самолета вызывает споры. В России автором первого аэроплана считают А.Ф. Можайского (1825-1890). Его летательный аппарат с двумя пропеллерами, расположенными в плоскости крыльев, использовавший паровой двигатель, сумел оторваться от земли вместе с человеком и совершить короткий экспериментальный полет в 1882 г. Француз Адер Клеман выполнил полет на аэроплане собственной конструкции в 1890 г., однако он был неуправляемым, так как не имел рулей. Бразильцы называют первопроходцем воздухоплавания своего соотечественника Альберто Сантос-Дюмона (1873-1932), совершившего первый публичный управляемый полет на аэроплане собственной конструкции в 1906 г.

Самолет Сантос-Дюмона 1906 г.Самолет Сантос-Дюмона 1906 г.

Вероятно, поэтому первенство создания пилотируемого самолета признается во всем мире за братьями Райт из США. Орвилл (1871-1948) и Уилбер (1867-1912) Райт совершили первый полет на аэроплане «Флайер-1» 17 декабря 1903 г. Биплан под управлением Орвилла продержался в воздухе 12 секунд и пролетел 36 м на высоте около 3 м. Спустя год братья Райт выполнили полет по кругу, а в 1905 г. самолет пролетел уже 39 км. Создание самолетов Уилбер и Орвилл Райт начинали с планеров и в 1902 г. соорудили первый летательный аппарат тяжелее воздуха, полностью управлявшийся пилотом. Они разработали подвижный вертикальный руль, действующий по трем осям: крену, рысканию и тангажу. Такая система управления до сих пор используется на всех самолетах. Они также изобрели первую аэродинамическую трубу, в которой испытывали элементы воздушного судна: крылья, пропеллеры, хвостовое оперение и модели целого фюзеляжа.

Уилбер и Орвилл РайтУилбер и Орвилл Райт

На свой первый самолет братья Райт установили бензиновый двигатель мощностью 12 л.с., который с помощью цепных передач вращал 2 толкающих винта длиной 2,6 м, обращенных назад. Он весил 100 кг и был собран механиком их собственного магазина велосипедов. Корпус «Флайер-1» изготовили из ели. Самолет с размахом крыльев 12 м массой 273 кг вместе с двигателем обошелся братьям в 1000 долларов. Самолет имел салазки, использовал для взлета рельсы и нуждался в попутном ветре.

Кресла пилотов, двигатель и цепные передачи к винтам «Флайер-1»Кресла пилотов, двигатель и цепные передачи к винтам «Флайер-1»

Удачные с первых же испытаний полеты Райты объясняли тем, что они уделяли внимание не увеличению мощности двигателя, как остальные воздухоплаватели, а обеспечению отличной управляемости самолетом. Свой первый патент на самолет без двигателя они зарегистрировали в 1906 г. Особенностью изобретения был принцип управления с помощью перекашивания крыла, общий для всех планеров и самолетов. Патент описывал также хвостовой вертикальный руль, позволявший самолету поворачивать, и передний руль высоты, обеспечивающий подъем и снижение. Крен летающей машины регулировался перекосом крыла и мог осуществляться его частями – тем, что позже стали называть элеронами.

Планер братьев Райт 1900 г.Планер братьев Райт 1900 г.

В этом же году братья получили предложение продать права на торговлю их самолетами в Европе, и в 1907 г. Уилбер поехал во Францию для организации коммерческой деятельности компании Райт. Интересно, что братья никогда не совершали совместных полетов – таково было обещание, данное ими отцу. Он посчитал это гарантией, что в случае катастрофы хотя бы один сын останется в живых.

Самолет братьев Райт 1903 г.Самолет братьев Райт 1903 г.

Первый самолет в мире совершил свой показательный полет 8 августа 1908 г. над ипподромом Ле-Ман во Франции. Уилбер Райт совершал в воздухе повороты и летал по кругу, чем поразил присутствовавших там пилотов. Во время следующих выступлений самолет братьев выписывал «восьмерки», стремительно набирал высоту и снижался и вообще показал чудеса маневренности. 7 октября 1908 г. Уилбер совершил первый полет с пассажиркой, женой европейского агента братьев. В то же время Орвилл на аналогичном «Флайере» совершил полет для американских военных в Форт Мер, продержавшись в воздухе 62 минуты.

Уилбер Райт с пассажиркой во ФранцииУилбер Райт с пассажиркой во Франции

До того, как умереть от тифа в 1912 г., Уилбер регулярно участвовал в многочисленных «патентных войнах». Споры с другими авиаторами вызывало использование элеронов, запатентованных братьями под иным названием. Судебные дела отвлекали братьев от усовершенствования своих самолетов, и к началу 1910-х гг. их самолеты уступали аэропланам европейских конструкторов. Несмотря на это, в июле 1909 г. Орвилл с помощью Уилбера совершил показательные полеты на биплане «Флайер-III» для армии США. Двухместный самолет, который мог летать в течение часа со скоростью 64 км/ч и совершать безопасную посадку, был продан военным за 30 000 долларов.

Орвилл Райт на самолете «Флайер-2» в 1904 г.Орвилл Райт на самолете «Флайер-2» в 1904 г.

В 1910 г. братья изменили первоначальную компоновку самолета – переместили горизонтальные рули в хвостовую часть и установили колеса. Новинка получила название «Флайер В». Самолеты основанной в 1909 г. фирмы Wright Company стали совершать коммерческие полеты. Во время первого такого рейса два рулона шелка были доставлены из Дейтона в Колумбус на расстояние 105 км за 1 час 6 минут. Кроме того, в компании действовала летная школа. В период с 1910 по 1916 гг. в ней обучились 115 пилотов.

Орвилл Райт на самолете «Флайер А» в 1908 г.Орвилл Райт на самолете «Флайер А» в 1908 г.

Первый в мире самолет «Флайер 1» находится в Национальном музее авиации и космонавтики США в Вашингтоне. Несмотря на критику его конструкции и способа взлета, в нем впервые был воплощен основной принцип современных полетов военных и гражданских самолетов – пилотируемое управление воздушным судном. Результаты аэродинамических исследований братьев Райт до сих пор используются в конструировании самолетов.

Почтовые марки в честь А.Ф. МожайскогоПочтовые марки в честь А.Ф. Можайского

В 1932 г. в Северной Каролине был возведен монумент в память первого полета братьев Райт. Здесь же находится их Национальный мемориал с музейным комплексом. В честь братьев названа гора на планете Плутон и стратегический бомбардировщик ВВС США «В1 Lancer». В 1991 г. в Канаде была отчеканена серебряная монета достоинством 20 долларов «50 лет первому моторизированному полету» с изображением стилизованного «Flyer В» и портретом братьев Райт. В 2011 г. Остров Ниуэ выпустил серебряную монету в 1 доллар «Самолет Орвилла и Уилбера Райт».

Первый самолет братьев Райт на монетахПервый самолет братьев Райт на монетах