В мире не так уж много произведений искусства, которых самые строгие критики признают недосягаемыми вершинами. Одной из них стал шедевр Высокого Возрождения - скульптура Давида работы Микеланджело Буонарроти. Причиной тому умело показанное скульптором идеальное анатомическое телосложение, которое позволяет считать эту фигуру символом мужской силы и красоты.
История создания скульптуры Давида
Первоначально эта статуя должна быть всего лишь одной из шестнадцати фигур, которыми планировали украсить кафедральный католический собор Санта-Мария-дель-Фьоре (г. Флоренция). Двенадцать апостолов и четвёрка знаковых персонажей библейских сказаний должны были встать по периметру основания будущего купола. Работа над Иисуса Навина, ставшим первой из статуй, началась в 1410 году с уменьшённой модели Донателло. Создание скульптур растянулось на долгие десятилетия. Лишь в 1464 году Попечительский совет по строительству Собора оговорил со скульптором Агостино ди Дуччо детали контракта на Давида. Материалом зодчего обеспечили, привезя из Каррары гигантскую мраморную глыбу и разместив её во дворе Попечительского совета. Два года Агостино ди Дуччо обдумывал, как будет выглядеть будущий герой, а затем разорвал контракт. Глыба, которую скульптор едва начал обтёсывать, досталась в наследство Антонио Росселлино, который приступил к работе через 10 лет. Учитывая, что великий скульптор проживал свои последние годы, большой скорости в работе от него ждать не стоило. Росселлино постоянно жаловался на большую трещину, мешающую его замыслу, и проблемы с грубой зачисткой камня. Совет, затратившему немало денег как на сам мрамор, так и на его доставку, это только расстраивало, поэтому контракт расторгли и с Росселини. Желающие могли прийти и полюбоваться огромным камнем, в котором лишь угадывались человеческие очертания. Зеваки метко прозвали его «гигант» (il Gigante). Проблемой стало то, что больше никто из известных мастеров не брался доделывать чужие наработки. А приглашённый Симоне да Фьезоле, не обладавший значимыми рекомендациями, лишь испортил основание, пытаясь высечь хотя бы ноги. Более четверти века мрамор лежал без дела, постепенно разрушаясь. Попечительский совет знал, что на другой камень средств уже не будет, и активизировал поиски скульптора.
Можно сказать, что положение выправил Леонардо да Винчи, хотя сам он и не прикасался к этому мрамору. По воспоминаниям Джорджо Вазари городские власти хотели «послать за советом к Леонардо да Винчи, но ни у кого не хватало смелости взяться за испорченную глыбу мрамора, худо размеченную и отёсанную». Интересно, что в Королевской библиотеке графства Виндзор хранится этюд Леонардо да Винчи, в котором Давид предстаёт в мягком и размытом стиле (рисунок сделан во время дебатов о месте установке скульптуры). Мог ли уже тогда великий Леонардо дать рекомендацию молодому Микеланджело? Скорее, да, чем нет. Их противостояние ещё впереди, как и единственный проект, над которым им довелось работать вместе, - оформление Палаццо Веккьо (ратуша Флоренции). А в начале века Леонардо да Винчи считал юношу весьма способным скульптором. Именно по этой причине он потом возненавидит всю живопись Микеланджело, так как искренне верил, что скульптор априори не может быть художником, как и художник скульптором. Как бы то ни было, Микеланджело прибыл во Флоренцию и получил заказ 16 августа 1501 года. Безвестным мастером его не считали: в активе он имел скульптуру «Оплакивание Христа» («Ватиканская Пьета»). За 200 флоринов исполнитель пообещал заказчикам закончить скульптуру библейского героя в течение двух лет.
Впервые увидев «Гиганта», Микеланджело понял, что вышел на битву, не менее, грандиозную, чем выпала Давиду. Из-за угрожающей трещины, о которой столь беспокоился Росселини, камень нельзя переместить в мастерские, так как при перевозке он мог расколоться на фрагменты. Но вызов в виде контракта уже был принят, и Микеланджело решил обрабатывать своего «Голиафа» под открытым небом. Внимательный осмотр показал, что глыба покрыта многочисленными трещинами и отверстиями (на итальянском они называются специальным словом «taroli»), а это делало материал ещё более хрупким. И тут Микеланджело решил не отступать. 9 сентября он проверил твердость камня, несколько раз ударив по нему долотом, и ушёл в длительные размышления. Работа началась лишь 13 сентября. Горожане любопытствовали, наблюдая процесс обтёсывания «Гиганта». Поэтому уже через месяц скульптор огородил площадку высоким забором. Нарастить изувеченный камень не представлялось возможным, и на мраморе кое-где остались удары предшественников. Мастер работал не только с мрамором, но и с железом. Он сам выковывал нужные ему инструменты. Завеса тайны над преображением камня в изящную фигуру упала лишь 23 июня 1503 года, когда ограждение убрали. Последней стадии готовности «Давид» достиг лишь к концу января 1504 года, и Микеланджело пригласил комиссию для приёмки работы. Статуя поразила собравшихся. Джорджо Вазари так написал о том, что предстало их взглядам: «Того, кто видел эту работу, больше не удивит ни одна скульптура в мире». А Бенедетто Варки торжественно провозгласил, что благодаря «Давиду» Микеланджело современная Флоренция одержала победу даже над Древним Римом.
«Давид» Микеланджело - описание скульптуры
- Время создания: 1501–1504 гг.;
- Материал: Мрамор;
- Вес: более шести тонн;
- Высота статуи: 410 см;
- Высота вместе с пьедесталом: 517 см;
- Габаритные размеры: 517×199 см (17×6,5 фута).
Библейского героя здесь можно узнать только по косвенным признакам. Ведь разворот правой ладони скрывает большую часть камня, которому предстоит сразить Голиафа, а лежащая на левом плече праща почти незаметна. Иллюстрируя битву, Микеланджело использует новаторский подход, при котором голова поверженного Голиафа, ранее бывшая обязательным элементов, теперь не участвует в композиции. Из-за этого считается, что Давид изображён перед сражением, а не после него. Однако на ожидание битвы указывают и другие признаки, скрытые в облике Давида. Микеланджело изобразил его в спокойном сосредоточении и готовности к схватке. Об этом говорят слегка напряжённые мышцы, сжатые губы и сдвинутые брови, кажущиеся нахмуренными. Положение головы по отношению к туловищу показывают твёрдый характер и несгибаемую волю. Бьющая юношеская энергия выражена густой шевелюрой кудрявых волос.
Расслабленность тела подтверждает, что Давид не испытывал страха перед противником. Воин словно ещё до битвы уверился в победном её исходе. Поза юноши уравновешена: за счёт выгибания бедра вес уходит с левой ноги, полностью нагружая правую. За пращу отвечает левая рука, из чего следует, что по мнению Микеланджело, Давид – левша. А вот правая, которая, сжимая камень, упирается в ногу, напротив, непропорционально огромна по отношению к телу. Однако, некоторые считают, что так и было задумано, приводя в качестве обоснования прозвище Давида «manu fortis» («сильная рука»). Мышцы её напряжены (заметен рельеф вен). Искусствоведы выяснили и другие диспропорции в анатомии Давида, которые незаметны обычному зрителю, считающему, что формы тела у скульптуры просто идеальны. Но эти отклонения вполне объяснимы. Статуя намного выше зрителя, поэтому её верхняя часть имеет искажения, чтобы убрать иллюзию непропорциональности, вызванную перспективой взгляда. Микеланджело также придал Давиду ещё одно допущение. Перед нами не пастушок, случайно попавший на битву, а взрослый мужчина, как будто уже состоявшийся царь. Из-за того, что статуя в основании купола была бы недоступна обозрению сзади, спину фигуры Микеланджело не стал тщательно прорабатывать.
Дальнейшая судьба «Давида» Микеланджело
Перед заказчиками встали две проблемы: одна – морального плана, а вторая – материального. Последняя заключалась в том, что шеститонную статую из мрамора, требовавшего чрезвычайно бережного отношения, водрузить на контрфорс купола Санта-Мария-дель-Фьоре, было невероятно сложно. А в моральном плане сразу же стало ясно, что совершенная фигура только потеряет, если её настолько отдалить от зрителей. Для того, чтобы выбрать новое место для размещения, создали ещё одну комиссию, в которую собрали всех великих художников, которых была возможность пригласить. Мнения собравшихся разделились: в дебатах фигурировали девять различный локаций. Леонардо да Винчи, не слишком одобрительно принявший работу, предлагал убрать её в Лоджию Орканьи (сейчас известна как Лоджия Ланци), в чём его поддержал Пьеро ди Козимо. Боттичелли решил, что раз Давиду не суждено вознестись ближе к куполу, то пусть он хотя бы останется рядом с Санта-Мария-дель-Фьоре. И сам Микеланджело, и заказчики считали, что лучше всего мраморный Давид станет смотреться возле Палаццо Веккьо. К счастью для них, большая группа художников с этом согласилось. И Давида отправили к ратуше Флоренции. Для этого оттуда пришлось убрать бронзовую группу Донателло «Юдифь и Олоферн», которую как раз приютила Лоджия Орканьи.
Транспортировка Давида продолжалась четверо суток. Ещё во время перевозки к ратуше завистники великого скульптора начали швырять камни в статую, но были вовремя арестованы. Однако Микеланджело после смерти пришлось пережить атаку соперника по призванию. Художник Пьеро Канната в 1991 году набросился на статую с молотком. К счастью, в это время ещё не родилось племя «мобильных репортёров», готовых вместо помощи ограничиться фотографией или видео со стороны. Неравнодушные посетители быстро скрутили неистового молотобойца, успевшего деформировать лишь пальцы левой стопы статуи.
Возле ратуши Микеланджело внёс последние штрихи: праща и ствол дерева за правой ногой фигуры обрели золотой цвет, а также добавились латунные гирлянды с позолоченными листьями. «Ты создал то, что можно назвать самой красотой», - эти слова значились в послании, которое восхищённые жители Флоренции прикрепили к статуе. Несмотря на некоторые задержки в сроках, скульптору выплатили вдвое больший гонорар, чем обещанный – 400 флоринов. После установки изменилось сакральное значение статуи. Теперь Давид олицетворял не библейского царя, а сам народ Флоренции. Роль отсутствовавшего Голиафа здесь исполняло семейство Медичи. Для этого скульптуру развернули в юго-западном направлении, противопоставляя «врагам». Компанию Давиду должен был составить другой мифический персонаж, прославившийся двенадцатью подвигами. Вместе эта пара символизировала бы интеллектуальную (Давид) и физическую (Геракл) мощь флорентинцев. В битве с Медичи Давид пострадал от своих же. 26 апреля 1527 года в ратуше заперлась команда республиканцев, отражавшая атаки противника бросками камней и мебели. Во время этого скоротечного боя Давид потерял левую руку от упавшего предмета. Обломки подобрали Джорджо Вазари и Франческо Сальвиати и спрятали до благоприятных времён. Продолжительное пребывание на открытом пространстве начало негативно сказываться на состоянии мрамора, поэтому в 1873 году Давид «переехал» в Академию изящных искусств. Чтобы не огорчать горожан утратой, в 1910 году это место заняла его копия, выполненная Луиджи Арригетти. В 2004 году в честь пятивекового юбилея со дня рождения Давиду устроили «банный день», тщательно отмыв статую от накопившейся грязи и пыли. Чтобы полюбоваться Давидом, не обязательно ехать в Италию. Этой скульптурой располагает экспозиция Итальянского дворика Пушкинского музея в Москве.
Бросив вызов каменному «Гиганту», Микеланджело выиграл, казалось бы, безнадёжную битву, от которой ретировались все его предшественники. Как и библейский Давид, молодой скульптор этим творением возвеличил своё имя до непререкаемых высот. Если вершиной живописи часто называют «Джоконду» Леонардо да Винчи, то первенство в скульптуре негласно отдаётся «Давиду» Микеланджело Буонарроти. Молодой скульптор проявит себя и в живописи, достигнув и на том поприще невероятного мастерства. Но эти победы у скульптора, только что украсившего своей лучшей работой Флоренцию, были ещё впереди.