Кун-цзы, в европейской транскрипции - Конфуций (551-479 гг. до н.э.), является создателем идеала совершенного человека – цзюнь-цзы. Это идеал и эталон для подражания, обладающий двумя основополагающими свойствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций учил, что «благородный человек думает о долге, а низкий – о собственной выгоде». Благородство в его понимании это скромность, справедливость, любовь к людям, бескорыстие, достоинство, а долг - это моральное обязательство человека перед обществом. Идеальный человек Конфуция – это воплощение комплекса добродетелей. Учение Кун-цзы, которое уже 2500 лет называют конфуцианством, описывает способы приблизиться к совершенству для каждого человека. Считается, что конфуцианство – это одновременно философия, религия, политика и научная традиция.

Это учение возникло в эпоху, когда древний Китай потрясали социальные конфликты и внутренние кризисы. Новая мораль и понятные всем ориентиры поведения в обществе должны были искоренить тенденцию разрушения авторитетов древности и опираться на современные тенденции развития. В основе конфуцианства V века до н.э. была борьба с несправедливостью, но при этом каждый человек должен был следовать высокоморальным правилам поведения. Любой член общества должен занять свое место в жизни, знать свои права и обязанности и выполнять то, что положено. Никакого хаоса и сумятицы быть не должно, как писал Конфуций: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник – чиновником». Но при том каждый следует своему долгу, не претендуя на чужое место. Согласно Конфуцию, одной из основ социального порядка было строгое повиновение старшему как более опытному и разумному. Младшие подчиняются старшим, а дети – родителям, это основа семьи и самого государства.

Одним из важных элементов конфуцианства стал культ предков, или «сяо». В Библии он выражен фразой «Чти отца и матерь свою», а в Китае «сяо» стал основой гуманности и превратился в культ сыновней почтительности. «Слушай старших, уважай, почитай и никогда не выступай против» - это касалось как родителей, так и начальства или предков собственного рода.

Конфуцианский храм в современном КитаеКонфуцианский храм в современном Китае

Конфуций на китайской миниатюре 1770 г.Конфуций на китайской миниатюре 1770 г.

Бюст Конфуция перед школой в УханеБюст Конфуция перед школой в Ухане

Конфуцианство довольно быстро превратилось в официальную идеологию древнего Китая, а конфуцианские ученые становились чиновниками и старались реализовать доктрину великого учителя Кун-цзы в своей повседневной деятельности. Основным путем развития и процветания государства стало обращение к опыту древних китайских мудрецов, то есть политика непререкаемого консерватизма. Представления китайцев о Небе и высшей небесной благодати создало постулат конфуцианства, по которому правитель получал от высших сил божественный мандат только благодаря своим добродетелям. Если правитель отступал от морали конфуцианства, то он терял право управлять своими подданными.

Ученик Конфуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.) создал концепцию «Небесного мандата», по которой народ мог лишить недобросовестного правителя права управлять страной, то есть изменял божественный мандат. Такой процесс под названием «гэ-мин» до сих пор равнозначен в Китае понятию «революция». Данное положение конфуцианства долгое время служило предостережением китайским императорам, дабы они остерегались нарушать моральные принципы Конфуция. За строгим соблюдением норм конфуцианства следили ученые чиновники, и постоянное присутствие таких «наблюдателей» при высшей власти являлось важнейшей государственной задачей императорского Китая.

Для того, чтобы каждый китаец был знаком с нормами конфуцианства, их прививали с самого детства. В будущем эти нравственные ценности не зависели от религиозных убеждений, статуса человека в обществе, происхождения и занимаемой им должности.

Конфуций и дети. Иллюстрация из книги 1680 г.Конфуций и дети. Иллюстрация из книги 1680 г.

Стелы с именами китайских императоров в храме Мэн-цзы в ЦзоучэнеСтелы с именами китайских императоров в храме Мэн-цзы в Цзоучэне

Статуя Конфуция в храмеСтатуя Конфуция в храме

Если китаец со временем становился буддистом, исповедовал дао или христианство, в жизни он все равно применял пять правил Конфуция для праведного человека:

  • любовь к людям или гуманность;
  • правдивость характера или справедливость;
  • верность обычаям и почитание предков;
  • противопоставление мудрости и благоразумия упрямству;
  • искренность как средство против лицемерия и обмана.

Конфуцианство как учение нацелено на развитие механизмов управления государством внутри его границ и предназначено для собственного населения. В отличие от многих религиозных течений, оно никогда не ставило цели привлечь на свою сторону как можно больше «язычников» или иноверцев, заставить их соблюдать конфуцианские принципы и отказаться от почитания своих богов. Базируясь на принципах почитания предков, традициях и консерватизме учения Конфуция, в IV-III веках до н.э. в Китае возникло религиозно-философское учение – даосизм. У его истоков стояли два китайских философа – Лао-цзы и Чжуан-цзы. Даосизм учит, что в условиях технологического прогресса человек должен уметь отличать добро от зла и не разрушать энергию гармонии, называемую дао. Даосизм является религией в большей степени, чем конфуцианство, однако оба эти учения являются совершенно мирными и строятся на принципе «непротивления злу насилием».

Стилизованное изображение даосизма, конфуцианства и буддизмаСтилизованное изображение даосизма, конфуцианства и буддизма

День рождения Конфуция в КитаеДень рождения Конфуция в Китае

Фарфоровая статуэтка Конфуция, КитайФарфоровая статуэтка Конфуция, Китай

Конфуцианство в идеале должно приводить к гармонизации власти и общества путем соблюдения этических норм, обязательных для каждого жителя государства. Политика очищения страны от внутренних пороков и понимание степени ответственности правителей перед своим народом основана на учении Конфуция. Следующие ему страны стали конкурентоспособными и развитыми державами, примерами чего служат Сингапур, Тайвань, Китай, Южная Корея и Япония. Те же государства, которые пытались использовать конфуцианство и даосизм для борьбы с внешними врагами и переключить вектор внутренних противоречий на внешние причины, находятся в менее выгодном положении, как Кампучия, Вьетнам или Северная Корея.

В Японии со времен средневековья стало популярным неоконфуцианство, представляющее единство даосизма, конфуцианства и буддизма. В его основе находится глубокая духовная перестройка личности, позволяющая следовать заветам патриархов этих трех учений. В Китае конфуцианство выступало официальной государственной идеологией примерно до 1912 г. Его доминирование ощущалось в обществе до начала 1950-х гг. В 1970-х гг. в Китае началась компания критики учения Конфуция и идей Линь Бяо (1907-1971), ближайшего сподвижника Мао Цзэдуна (1893-1976). Однако в наше время учение Конфуция переживает в стране «перезагрузку» и выступает в качестве прогрессивной национальной идеи КНР. Конфуцианство служит основой практик современного китайского менеджмента.

Почтовые марки и монеты на тему конфуцианстваПочтовые марки и монеты на тему конфуцианства

Философии конфуцианства и самому Конфуцию посвящен огромный пласт культуры стран Восточной Азии. Это учение популярно в Европе и Америке. Конфуцианство изображается на таких материальных носителях, как статуэтки, банкноты, монеты, почтовые марки, книги и картины.