C X по XVI века в Киевской Руси и других княжествах периодически собиралось народное вече, которое состояло из представителей различных сословий. В нем участвовали свободные граждане, духовенство, знать, и оно принимало решения по важнейшим аспектам жизни общества: избрание князя, объявление войны или мира, заключение договоров с иноземцами. Таким образом русские князья делили бремя управления державой с народными избранниками. Вече служило своеобразным символом независимости и демократичности общества, позволяя народу выражать свою коллективную волю. Неслучайно при завоевании княжества победитель забирал в качестве трофея его вечевой колокол.

Новгородское вече. Картина А.М. Васнецова 1910 г.Новгородское вече. Картина А.М. Васнецова 1910 г.

Постепенно с усилением сословного расслоения народные избранники отстранялись от управления государством. В средние века на смену вече пришел новый орган для решения важных государственных вопросов, состоящий из бояр и духовенства – земский собор. Его первое заседание состоялось в 1549 г., когда на российском престоле царствовал Иван Грозный (1530-1584), и длилось 2 дня. В дальнейшем земский собор существовал одновременно с Боярской думой, представлявшей высший государственный совет. В думу входили 4 сословия, за исключением простого народа, которые представляли собой аристократов той эпохи. Решения должны были утверждаться царем, хотя имели место царские указы без упоминания думы и приговоры боярской думы, вышедшие без царского указа.

Иван Грозный открывает первый земской собор. Картина 1894 г.Иван Грозный открывает первый земской собор. Картина 1894 г.

Если проблема, вставшая перед государством, была слишком важна и не находила однозначного решения, царь и Боярская дума привлекали земский собор. Так, второй известный в истории земский собор проходил в 1566 г., когда принималось решение о продолжении или прекращении Ливонской войны 1558-1583 гг. Эти собрания проводились также для принятия решений, касавшихся экономической деятельности страны, например, относительно введения военных налогов. Долгое время компетенция собора как общественного института не была определена, и создавалось впечатление, что к государственному управлению просто привлекают больше толковых «советчиков» по принципу «одна голова хорошо, а две – лучше».

Царь Михаил Федорович и Боярская думаЦарь Михаил Федорович и Боярская дума

В эпоху правления царя Михаила Федоровича (1596-1645) земские соборы проявляли наибольшую активность. Письменных свидетельств о том, что в них принимали участие выборные от народа, практически не встречается. Зато отмечается важная роль духовенства. Например, земские соборы 1549 и 1551 гг. одновременно были и церковными соборами с участием митрополита и высших иерархов православия. Иногда инициатором созыва собора выступал Патриарх Московский, а сами собрания всегда проходили в Московском кремле. Интересно, что современники называли этот орган просто «собором», а слово «земский» историки добавили позже, чтобы отличать его от церковного собора.

Земский собор 1613 г.Земский собор 1613 г.

В конце XVI – начале XVII веков земские соборы принимали решения об избрании на царство, о формировании ополчения и устанавливали размер податей на его содержание. С 1613 г. на протяжении почти десятилетия земский собор действовал постоянно, играя при царе роль совещательного органа, обсуждавшего вопросы управления страной и формировавшего финансовую политику. Далее последовали 10 лет, когда земской собор вообще не собирался вплоть до 1632 гг.

Созыв земского собора. Средневековая гравюраСозыв земского собора. Средневековая гравюра

В период 1632-1653 гг. соборы организовывались нерегулярно, только для обсуждения важных событий, например, восстания в Пскове или присоединения Малороссии. Участники Соляного бунта 1648 г. потребовали созыва земского собора для составления Уложения – свода Законов, который впоследствии действовал в России около 200 лет. В этом земском соборе участвовали 350 человек – представителей от 116 русских городов, в их числе 14 церковных иерархов, 34 представителя Боярской думы, 178 уездных дворян, 15 стрельцов и около сотни посадских людей.

Земский собор, гравюра XVII векаЗемский собор, гравюра XVII века

Во второй половине XVII века земский собор рассматривал отношения с Польшей и Крымом, отклонил включение Азова в состав Русского государства, решал споры по поводу привилегий между дворянством и купечеством. В 1660-1680 гг. деятельность этих собраний постепенно затухала. Последний в истории земский собор состоялся в 1684 г. На нем решался вопрос заключения вечного мира с Польшей. Однако переговоры русского и польско-литовского посольств были прерваны, и по этой причине в марте 1684 г. земский собор был отменен царским указом.

Земский собор. Картина С.В. Иванова 1908 г.Земский собор. Картина С.В. Иванова 1908 г.

Земские соборы просуществовали в России более 150 лет. Преемники Ивана Грозного созывали их около 50 раз. Этот сословно-представительный орган в значительной степени ограничивал, иногда формально, абсолютную светскую и духовную власть монарха. Однако с воцарением на престоле Петра I (1672-1725) в стране сформировалось самодержавие, не нуждавшееся в зачатке демократического управления в виде сословного правительства. Самодержавие, как форма абсолютной монархии, могло управлять государством без совещательного органа, который бы представлял интересы различных слоев русского общества. Именно с этим было связано прекращение деятельности земских соборов.

Земский собор, гравюра XVIII векаЗемский собор, гравюра XVIII века

Последний в истории России земский собор состоялся в августе 1922 г. Он проходил во Владивостоке по инициативе Временного правительства Приамурья. В мае 1921 г. белогвардейские повстанцы свергли большевистское правительство Приморской Земской управы и захватили управление краем в свои руки. В годы Гражданской войны население этого Дальневосточного региона выросло почти на миллион человек. Здесь находились остатки армии Колчака и большое количество мирных и вооруженных людей, не поддерживающих власть рабоче-крестьянских советов. Однако противоречия между местным Временным правительством и выборным органом власти «Народное собрание» были столь велики, что для разрешения политического кризиса было принято решение созвать Земский собор. Его делегатами выбрали 230 человек из числа членов Приамурского правительства, представителей белой армии и флота, казачества, духовенства, промышленников. Не были приглашены только коммунисты и социалисты.

Приамурский земский собор 1922 г.Приамурский земский собор 1922 г.

Резолюция этого земского собора была в значительной степени декларативна и идеализирована. Так, земской собор 1922 г. признал причиной революции грехи русского народа, призвал к покаянию и провозгласил единым путем возрождения России восстановление православной монархии. Однако осенью Красная Армия перешла в наступление, силы белогвардейцев были разбиты, и земскому собору в Приамурье не удалось оказать влияния на дальнейшую судьбу русского государства.

Медаль в честь Приамурского земского собора 1922 г.Медаль в честь Приамурского земского собора 1922 г.

В честь этого собрания, которое состоялось через 238 лет после последнего царского земского собора, в 1922 г. тиражом 300 экземпляров была выпущена медаль «В память деятельности Приамурского Земского Собора». Считается, что сохранилось всего 8 таких медалей, которые хранятся в музеях и частных коллекциях.