Этот город просуществовал два тысячелетия, сменив множество названий и хозяев. Нашим соотечественникам он более всего известен как Тмутаракань. Веками он неизменно оставался одним из центров виноделия и оживленной торговли в Северном Причерноморье. Последнее издревле было привлекательным для колонизации. И неудивительно, ведь вкупе с мягким климатом оно сулило огромные экономические выгоды: при удачном выборе местности появлялась возможность изрядно разбогатеть на транзитной торговле между греческими полисами и жителями степей. Именно так в VI веке до н.э. был заложен город Гермонасса (будущая Тмутаракань), позднее вошедший в состав Боспорского царства. Оно оказалось весьма долгоживущим государственным образованием, просуществовав почти тысячу лет и застав раннее Средневековье. Это объясняется двумя основными факторами:
- Местные правители предпочитали подчиняться воле более сильных соседей вроде эллинистического Понтийского царства, а затем и могучей Римской империи, при необходимости запрашивая их защиту.
- Древнегреческие корни дали обществу высокоразвитую культуру, что обеспечила устойчивость государства и предотвратила «вымывание» его основ даже во времена засилья варваров на исходе античности (IV-V века н.э.).
Рост территории Боспорского царства
Всему рано или поздно приходит конец, и в VI столетии византийский император Юстиниан I ликвидировал Боспорское царство, присоединив его бывшие территории к своим владениям и начав христианизацию. Столь запоздалое распространение данной религии легко объясняется трудностями, какие испытывала поздняя римская цивилизация, которой было не до интеграции дальних поселений. Даже молодая Византия поначалу имела большие проблемы с Великим переселением народов и силилась прежде навести порядок на своих землях.
Территория Византийской империи при Юстиниане I
Буквально через полвека власть над Северным Причерноморьем взял Тюркский каганат, оказавшийся, впрочем, колоссом на глиняных ногах (как и все империи кочевников). После его распада Тумен-Тархан (новое название будущей Тмутаракани) отошел хазарам и впоследствии обзавёлся надежными крепостными стенами, учитывая неспокойную обстановку в степи. Хотя город и не считался бедным, но по уровню фортификационного искусства он не мог тягаться с лучшими античными примерами вроде укреплений Рима, где на пике имперской славы активно использовался качественный бетон и облицовка из красного кирпича. Стены Таматархи возвели из кирпича-сырца, который обкладывали диким камнем, предохраняющим хрупкий материал от разрушения под воздействием погоды или вражеского войска. Такой подход представляется несколько странным, если вспомнить о высоком уровне обжига керамики в этих местах. Видимо, строители сочли укрепление адекватным ответом на существовавшие угрозы, и решили не тратить деньги на дальнейшее усиление. Вместо контрфорсов использованы тычковые камни, проходившие через слой необожженного кирпича и через прочную облицовку, чтобы не дать последней отойти от стены и развалиться.
Строение городской стены
Найденные археологами черепки, собранные воедино, доказывают, что в интересующем нас городе жили многие народы, сохранившие особенности своего уклада. Любопытно наличие в одних и тех же культурных слоях изящных амфор византийского образца и лепной керамики степных этносов. Первые изготавливались на гончарном круге, другие же лепились вручную, без помощи вращающейся поверхности, поэтому их может отличить практически всякий человек, хоть немного разбирающийся в керамике.
* * *
Раскопки могут проводиться несколькими способами. На руинах Тмутаракани археологи традиционно используют метод «слоеного пирога» - наиболее популярный среди современных ученых. Его суть состоит в поочередном снятии культурных слоев одного за другим. Причем это довольно опасная работа, ведь выполнять ее нужно только босиком, чтобы не затоптать свежий горизонт, а снимать грунт требуется остро отточенной лопатой. Поэтому археологи стараются не сбиваться в плотную группу, чтобы случайно не ранить соседа. Некоторые методы раскопок малоприменимы в нашу эпоху. Например, пробивание шурфа некогда пользовалось популярностью среди грабителей курганов: им было важно максимально быстро добраться до вожделенных сокровищ. Также существует способ разработки сразу нескольких культурных слоев и в вертикальном продвижении, однако он вносит определенную сумятицу в работу: не всегда понятно, что и к какой эпохе отнести.
* * *
Малоизвестен факт, что среди археологов считается удачей обнаружить древние выгребные ямы, и вот почему они так ценятся:
- Люди прошлых веков, как и мы, справедливо полагали, что в отхожее место можно кидать разного рода мусор, который ничего не стоил в моменте, но сейчас может стать артефактом, способным многое поведать об ушедшей эпохе.
- Случалось, что, справляя естественные нужды, жители случайно роняли в яму нечто ценное, которое далеко не всегда могли достать обратно. Археология знает случаи, когда таким образом до наших времен доходили золотые и серебряные украшения. Ведь никому же не придет в голову подумать, что от них избавились намеренно. Конкретно на руинах Тмутаракани так случалось обнаружить жемчужные и стеклянные бусы, вернее, их составные части, ведь скрепляющие нити за прошедшие века истлели.
Общий вид одного из раскопов (руины Фанагории на Таманском полуострове)
Со второй половины Х века до исхода XI столетия город и окрестности входили в состав Древнерусского государства, получившего большой потенциал развития благодаря торговому пути «из варяг в греки». В это же время вошло в обиход привычное название Тмутаракань. Последняя весьма ценилась киевскими князьями, так как была удобна не только в плане товарообмена с Византией, но и контролировала морской путь к низовьям Дона. Многие купцы готовы были платить крупные деньги, чтобы пройти по этому маршруту, подняться вверх по течению до Волгодонской переволоки (сухопутный перешеек между реками), а затем спуститься до Каспийского моря, откуда можно было держать путь на богатый мусульманский Восток. Кроме того, в Тмутаракани производили ценное вино из южных сортов винограда, который на Руси не рос по климатическим причинам. Письменных тому свидетельств не сохранилось, но вряд ли князья и прочие вельможи упускали шанс покупать отличные напитки с некоторой возможностью влияния на ценовую политику.
Таким образом, интересы русских князей к Тмутаракани, скорее всего, имели в основном экономический характер, ведь политическая интеграция с дальним владением была невозможна по ряду причин. Во-первых, сама Древняя Русь являлась раннефеодальной монархией – шатким государственным образованием, что удерживалось от распада только надеждой младших князей однажды сесть на престол в Киеве или в Чернигове. Во-вторых, в Тмутаракань не удалось переместить большое количество славянского населения, и существовал непреодолимый этническо-языковой барьер. В-третьих, политически город скорее тяготел к Византии, с которой Русь не могла тягаться ни по культурному уровню, ни по древности. Кроме того, объем местных товаров, увозимых в Константинополь и в прочие крупные города империи, был гораздо значительнее того, что поднимался вверх по Днепру.
Приведенные доводы подтверждаются археологическими исследованиями: в городском культурном слое Х-ХI веков найдено бесчисленное множество керамики греческого типа, и лишь немногие образцы, характерные для древнерусских земель.
Византийский милиарисий Х века
Однако не стоит думать, будто Древняя Русь не обладала политическим влиянием в Тмутаракани и ее окрестностях: посадники киевского князя имели право на чеканку собственных монет. Пусть даже те имели вид варварского подражания византийским образцам, но позволяли наместникам регулировать денежные потоки, что не могло не давать определенного влияния на принимаемые в Тмутаракани решения. Любопытно, что местные аналоги ромейского милиарисия встречались самых разных типов, в том числе и по ценности в XI веке: в первую очередь это полновесные серебряные монеты, затем идут биллонные, или «порченые», закрывают список медные и даже железные образцы.
Тмутараканское подражание
Некоторые исследователи Тмутаракани полагают, что виновниками такого большого количества неполновесных средств расчета выступали фальшивомонетчики. Автор с такими доводами совершенно не согласен по описанным ниже причинам:
- Чеканка фальшивых монет в Средние века была опасным для жизни ремеслом, за которое могли взяться лишь самые отчаянные люди, коих было немного. Следовательно, и подделки не могли быть уж очень многочисленными.
- Большое количество типов чеканки необязательно указывает на фальшивомонетчиков – даже в Западной Европе до XVI столетия не существовало строгих стандартов производства.
Напротив, посадники испытывали огромный соблазн обогатиться за счет выпуска монет, оставляя часть «сырого» серебра себе и вбрасывая в оборот образцы со сниженным содержанием драгоценного металла. Подобное порой предпринимали даже накрепко связанные со своей землей правители. Чего уж говорить о посадниках, каждый из которых был на своем месте временным человеком: существовала вероятность его отзыва киевским князем или же вовсе изгнания горожанами.
Тмутаракань на карте
Власть Древней Руси над далеким иноязычным городом не могла быть долгой и прочной. Русское Тмутараканское княжество продержалось с X по XI век, но на исходе последнего Тмутаракань явочным порядком отошла Византии, органично влившись в политическое и экономическое пространство империи. Интересно, что в городе осталась жить часть русского населения, что было описано в средневековых хрониках.
После Четвертого крестового похода (1204) европейские феодалы вместо похода в Святую землю взяли Константинополь и поделили владения низложенного императора. Северное Причерноморье попало в сферу влияния генуэзских купцов, позднее нашедших общий язык с Золотой Ордой, их грозным соседом. На исходе Средневековья, примерно в XIV-XV веках, Тмутаракань была покинута жителями и пришла в запустение. Исследователи до сих пор не имеют единого мнения о причинах столь печального исхода истории поселения.