Фрагмент иконы «Преображение»
Творчество Феофана Грека известно во всем мире, несмотря на то, что он был исключительно православным иконописцем. Некоторые исследователи называют его «великим византийским эмигрантом», ведь Феофан Грек родился в Константинополе (нынешний Стамбул) примерно в 1340 г. и к 30-летию переехал в Кафу, нынешнюю Феодосию. Историки связывают это с тем, что в Византийской империи того времени было множество художников-иконописцев, оставшихся без работы. Кроме того, Грек пытался использовать собственную детализированную манеру иконописи, неодобрявшуюся византийским духовенством. Например, он тщательно изображал детали одежды и выражение лиц святых, в то время как такие подробности запрещались.
Фреска Даниила Столпника работы Феофана Грека
Феофан Грек расписывал фресками храмы, писал на заказ иконы, оформлял дома знати, иллюстрировал рукописные духовные книги. Как писал древнерусский летописец Епифаний Премудрый, к 1370 году Феофан украсил более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате и других Византийских городах. Переехав в Кафу, он расписал фресками храм Дмитрия Солунского, христианского великомученика III века.
Фрагменты росписи храмов работы Феофана Грека
Краткая биография Феофана Грека упоминает, что он, вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном и поселился в Великом Новгороде в 1370 г. Именно здесь он и получил прозвище «Грек» из-за происхождения. В 1378 г. он начал расписывать внутреннее убранство церкви Спаса Преображения с грандиозным изображением Спаса Вседержителя на куполе. Манера росписи Феофана была перенята другими русскими иконописцами, оформлявшими новгородские храмы. Кроме авторского стиля расположения фигур по кругу Феофан Грек при оформлении церкви Спаса Преображения использовал всего 2 цвета: охру и белила. А это нетипично для церковной росписи того периода. Считается, что кроме Великого Новгорода Феофан также работал в Коломне и Серпухове.
Благовещенский собор Московского Кремля, который расписывал Ф. Грек
В Москву иконописец Феофан Грек прибыл в начале 1390-х годов. Здесь он также расписывал храмы, занимался книжной графикой и писал иконы. По заказу московской знати он украшал их дома настенной росписью с библейскими сюжетами. Возможно, именно Феофан оформил в 1392 г. Евангелие боярина Федора Кошки с красочными заставками, цветным орнаментом в начале каждой главы, зооморфными буквицами. Он также расписал стены терема князя Владимира Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского), а вместе с иконописцем Симеоном Черным оформил церковь Рождества Богородицы на Сенях. По заказу Московских князей Феофан расписал Собор Святого Архистратига Михаила, который разобрали в 1505 г. по указу царя Ивана III.
Роспись интерьера Благовещенского собора
Историки считают, что несомненному авторству Феофана Грека принадлежат иконы «Успение Богородицы», Донская икона «Божьей Матери», «Преображение Господне». Особенность второй иконы заключена в том, что она двусторонняя: на лицевой стороне Богоматерь держит Младенца Христа, а на обороте иконы изображено Успение Богородицы. Легенда гласит, что именно эту икону казаки передали Дмитрию Донскому в 1380 г. накануне Куликовской битвы. Однако исследования доказывают, что Феофан Грек написал эту икону на 10 лет позднее. Вероятнее всего, мастер написал ее для Успенского собора в Коломне в 1392 г., а позже икону перенесли в Благовещенский собор Московского кремля.
Фрагмент Донской иконы «Божьей Матери»
Считается, что оттуда царь Иван Грозный брал ее с собой в поход на Казанское царство. В 1591 г. эту икону выносили из церкви во время битвы с крымским ханом Казы-Гиреем под самой Москвой. После победы войска царя Федора Ивановича над ханом «Донскую» икону признали чудотворной. В 1680-е годы князь Василий Голицын возил эту её на русско-турецкую войну. В наше время икона Донской «Божьей Матери» хранится в Третьяковской галерее.
Фрагмент оборота Донской иконы «Божьей Матери»
Стиль письма фресок и икон Феофана Грека отличается высокой выразительностью и экспрессией: лица изображенных им святых отражают человеческие чувства и переживания. С помощью белил живописец отображал «острые пробелы», как бы показывая вспышки небесного света на лицах и одежде святых фигур.
Фрагмент иконы работы Феофана Грека
Искусство Феофана Грека привнесло на Русь понятие высокой христианской символики с тяготением к монашескому подвижничеству. Историки не пришли к единому мнению, был ли он учителем великого Андрея Рублева (1370-1430), однако известно, что оба иконописца долгое время совместно работали над оформлением русских церквей. Не исключено, что со временем на свет появятся и другие творения «русского иконописца из Византии», которые могут находиться в некоторых ныне заброшенных церквях и часовнях.
Зооморфные буквицы Евангелия работы Грека
Феофану Греку посвящен исторический роман Михаила Казовского (1953-2023) «Страсти по Феофану», вышедший в 2005 г. В фильме Андрея Тарковского (1932-1986) «Андрей Рублев» (1966) Феофана Грека сыграл актер Николай Сергеев. Именем иконописца назван кратер на Меркурии.
Памятная монета 3 рубля 2004 года
В 1992 г. Почта России выпустила серию почтовых марок, в которую вошли и живописные работы Феофана Грека, а в 2004 г. в обращение поступила серия памятных монет «Иконописец Феофан Грек». В неё вошла серебряная монета достоинством 3 рубля, изготовленная из серебра 900-й пробы тиражом 8000 экземпляров, золотая монета номиналом 50 рублей, выпущенная в количестве полторы тысячи штук, и килограммовые монеты из золота и серебра (тиражи 100 и 500 штук соответственно).
Почтовые марки 1992 года