Считается, что первую школу придумал древнегреческий философ, учитель и мыслитель Платон. Он жил в IV веке до н.э. в Афинах, собирал всех желающих послушать его и делился с людьми своими знаниями. Самая первая школа в мире выполняла функцию образовательного учреждения с вольным посещением занятий, поэтому получила название от греческого слова «сколи», которое переводится как «досуг», «свободное времяпровождение». Жители Афин следовали своим склонностям – кто-то в свое свободное время занимался спортом, посещал храмы или театральные представления, а кто-то приходил послушать занятия Платона. Платон также считается основателем первого высшего учебного заведения в мире, Платоновской Академии, которую посещали самые образованные люди того времени.
«Афинская школа Платона» на фреске Рафаэля 1509 г.
Греческое слово «школа» попало в польский язык, а оттуда перекочевало в русский. В широком смысле этот термин означает любое образовательное учреждение, результатом посещения которого является приобретение знаний. Бывают спортивные, музыкальные, общеобразовательные школы, школы верховой езды или кулинарного мастерства. В настоящее время школы делятся по уровню образования на начальные, средние, высшие и профессиональные. Среднее образование дают общеобразовательные школы (10-12 классов), лицеи и гимназии. В России обязательно обучение до 9 класса. Школы с технической или гуманитарной специализацией называются «колледж».
Считается, что первая школа на Руси появилась еще в 988 г., когда князь Владимир Святославич издал указ о том, что все боярские дети должны учиться книжному делу – грамоте и чтению. В 1086 г. сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна открыла при церкви первое женское училище. В нем дочери знатных родителей обучались чтению, письму и пению.
Сельская школа. Картина 1865 г.
В допетровские времена образованных людей на Руси было мало, в основном грамоте и письму обучались духовные особы. В 1687 г. по инициативе богослова и поэта Симеона Полоцкого (1629-1680) была открыта Славяно-греко-латинская академия, которая просуществовала в Москве до 1814 г. Она давала образование не только детям дворян, но и чиновников, торговцев и даже холопов. В ней обучался один из самых известных ученых, литераторов и мыслителей России М.В. Ломоносов (1711-1765).
Занятие в сельской школе
Огромный вклад в развитие российского школьного образования, общего и специального, внес Петр I (1672-1725). В 1701 г. была открыта школа математических и навигационных наук (Школа Пушкарского приказа, Навигацкая школа), в которой мальчики всех сословий учились с 12 лет. Здесь изучали географию, навигацию, немецкий язык. Фактически эта школа стала первым артиллерийским, инженерным и морским училищем в России. С 1714 г. в государстве стали появляться «Цифирные школы» с углубленным изучением математики и геометрии. Их выпускники становились мастерами на заводах, мануфактурах и верфях Петровской Руси. Наконец, в 1724 г. Петр I учредил Академию наук, состоящую из гимназии с семилетним сроком обучения и университета.
Занятия в женской гимназии, 1900-е гг.
История школы для девушек начинается в 1764 г., когда императрица Екатерина II открыла Смольный институт или Воспитательное общество благородных девиц. Сюда принимали девочек с 6 лет, а выпускали в 18. Мужское образование в годы правления Екатерины II отличалось от женского более длительным сроком обучения и большим числом изучаемых предметов, в том числе точных наук. Так, в основанный в 1732 г. Шляхетский сухопутный кадетский корпус мальчики поступали в 5 лет, а завершали обучение в 21 год.
Земская одноклассная школа. Начало XIX века
В 1802 г. император Александр I учредил Министерство народного просвещения, чей устав предусматривал создание 4 типов учебных заведений. Начальная школа в России была представлена приходскими училищами или церковно-приходскими школами. Они были одноклассные со сроком обучения 3-4 года и двухклассные (с 1860 г.), где дети учились 5-6 лет. Вторым типом школ стали Уездные училища: сюда принимали мальчиков 7-8 лет, которых два года обучали 15 предметам. В гимназиях могли учиться только дворянские дети, собиравшиеся поступать в университет. В то время в России было всего 5 гимназий.
Земская школа для мальчиков, 1890-е гг.
В 1870-1917 гг. в России самой распространенной школой была Земская школа – одноклассное народное училище с трёхлетним сроком обучения. Ближе к началу XIX столетия появились двухклассные школы, где учились мальчики и девочки независимо от классового происхождения. В этих школах обучение длилось 4 года, а вели его 2 учителя.
Советская система образования берет свое начало в 1918 г. с «Положения о единой трудовой школе». Здесь детей с 8 до 17 лет обучали письму, чтению и математике с уклоном на труд. Религиозные учения запрещались. В 1930-е годы было введено обязательное начальное образование в виде школ-семилеток. В 1958 г. получение среднего 8-летнего образования стало обязательным, а полное школьное образование длилось 10 лет.
Многие ученики с недостаточно хорошей успеваемостью или те, кто не собирался поступать в ВУЗ, оканчивали «восьмилетку» и далее обучались в профессионально-технических училищах (ПТУ) или техникумах, получая среднее техническое образование. История школы в России издавна ориентирована на оценку знаний с помощь оценок. Низшие баллы «1» или «2» означают неудовлетворительные знания, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично. Во многих школах на Западе, например, в Германии, знания оценивают по обратной шкале – отлично обозначают «1», а минимальный балл это «6». В некоторых школах США применяется 10-бальная система.
Когда появились первые школы, обучение велось устным способом. Учитель рассказывал урок, а дети должны были запомнить его содержание. Первые школьные учебники начали использовать при Петре I, но их было мало и заниматься по таким книгам можно было только в самой школе. В годы СССР каждый ученик школы имел собственный комплект учебников на весь учебный год. Учебники не продавались в магазинах, а выдавались ученикам в школе в обмен на книги за предыдущий класс. Некоторые книги приходилось докупать, если учебник приходил в негодность. В настоящее время в российской школе осуществляется переход на электронные учебники.
Во всех школах обучение состоит из уроков длительностью 45 минут, между которыми делают 5-15 минутные перемены. В младших классах ежедневно бывает от 4 до 5 уроков, в старших до 6. Учебный год в школе начинается 1 сентября, а заканчивается в мае. В школах бывает 4 четверти, разделенные сезонными каникулами, или 3 триместра. Школьные оценки преподаватель заносит в классный журнал и дублирует в дневнике учащегося. Высшей наградой за учебу в школе является золотая медаль. Она называется «За особые успехи в учении» первой степени. Бывают и серебряные медали – «За особые успехи в учении» второй степени. Для получения такой награды нужно получить отличные итоговые оценки за 10 и 11 классы и сдать ЕГЭ по двум предметам минимум на 70 баллов. Золотая медаль дает льготы при поступлении в некоторые ВУЗы.
Часто российские институты и даже университеты ошибочно называют «высшей школой» - этот термин более справедлив для высших учебных заведений (ВУЗов) Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Польши и некоторых других европейских стран. В России отличие школы от ВУЗа состоит в том, что окончившие школу получают Аттестат о среднем образовании, без которого невозможно получить высшее. Институты, университеты или академии выдают выпускникам дипломы, где указана их квалификация: бакалавр (в среднем 4 года обучения), магистр (5-6 лет), кандидат наук или доктор (6-8 лет).
Памятная монета «300-летие военного образования в России. Навигацкая школа»
Школе и школьной жизни посвящено множество художественной литературы и кинофильмов. Школу изображают на почтовых марках, настольных медалях и памятных монетах. Так, Банк России в 2001 г. выпустил серебряную монету номиналом 3 рубля, на котором изображена Навигацкая школа Петра I.
Почтовые марки СССР на тему школы