Не отнимая у русского головного убора чисто практического значения (защита от холода, зноя, ветра, дождя и снега), рассмотрим различные виды уборов как некий паспорт, который без единой буквы расскажет о возрасте, достатке и семейном положении хозяйки или хозяина. Определённый головной убор мог показать место происхождения того или иного человека, а также богатство его рода.
Старинный головной убор русского народного костюма
Одним из древнейших видов головного убора, от которого произошли многочисленные последующие типы, можно назвать колпак. Простота изготовления позволила его носить и беднякам, и богатеям. Колпак можно было увидеть и на мужской, и на женской голове. В тёплое время носили колпаки из ткани, а суровые морозы заставляли надевать меховой или валяный колпак, нижний край которого обычно подворачивали для красоты. По меху колпака можно было судить о достатке его хозяина.
Богатый человек не ограничивался дорогим мехом. Его колпак покрывали цветные каменья и драгоценные металлы. Особенно причудливо выглядели колпаки приближенных ко двору. Но тут пример подавал сам правитель. В хрониках можно прочесть, как великий князь Василий Иванович, принимая заграничных гостей, вышел к ним в «белом колпаке, у которого с обеих сторон были драгоценные украшения, сделанные из золота, из которых торчали вверх золотые пластины наподобие перьев». Из остроконечных колпаков со временем родилась женская кичка (кика). Полусферические колпаки стали одним из видов шапок (к ним относится знаменитая Шапка Мономаха).
С непокрытыми головами женщинам ходить не дозволялось (слово «простоволосая» считалось ругательным). Поэтому в обычный рабочий день волосы прятали под незатейливым куском ткани. Так родились платки (если ткань имела форму квадрата) и косынки (ткань треугольной формы). Женщине снять с себя публично головной убор и показаться с распущенными волосами считалось недопустимым. Отсюда родился негативный эпитет «распущенная» и возникло слово «опростоволоситься», означающее «оплошать» или «совершить промах». Это ещё раз подчёркивает, сколь важную роль играл головной убор в жизни русского человека.
Девичьи народные головные уборы
Если платки и косынки носили и девушки, и женщины, то парадные их головные уборы отличались, подчёркивая и личный статус, и семейное положение.
С малых лет девочки украшали голову венком или декоративным обручем. По принципу венка создана девичья повязка – головной убор девочки-подростка. Она не скрывала макушку, но отличалась изысканным фасадом. Его обшивали дорогой тканью, прикрепляли позумент или ленточки фольги, а затем украшали цветным стеклом, перламутром и бисером. Часто здесь же располагалась изысканная вышивка. Удержаться на голове повязке помогали шёлковые лопасти, которые завязывались бантом сзади. Важным элементом головного убора было плетёное из бисера очелье, которое закрывало лоб от нескромных взглядов. Девичья повязка без слов придавала хозяйке статус невесты с богатым приданым.
Заплетённая длинная коса была гордостью девушки, поэтому выставлялась напоказ. Для подчёркивания её длины и толщины служили специальные украшения – косники (или накосники). Выглядели они как вплетенные в косу золотые нити, или яркие ленты, оканчивающиеся подвесами треугольной формы. Эти подвесы обильно украшали вышивкой, бисером и даже драгоценными каменьями. Девушки из бедных семей не имели ни косников, ни повязок, закрывая волосы косынками даже на праздниках. На деревенском гулянии разглядывали «повязочниц» и «косыночниц» не только парни, но и их родители, подбирая сыну невесту. Поэтому «косыночницы» за время праздника могли несколько раз сменить головной убор, подчёркивая, что они не такие уж бесприданницы.
Коруна входила в состав праздничных костюмов, в которые облачались по особенным торжествам. Большого практического значения у неё не было, но она усиливала привлекательность девицы на выданье. Основой коруны служил каркас из металлической проволоки, который обтягивали плотной тканью, а затем обшивали ещё одной тканью – отделочной, на которой присутствовала вышивка или украшения. Завязывалась коруна, как и девичья повязка, лентами на затылке. Одни коруны напоминали самые настоящие короны. Другие делали очень высокими, изукрашенными зубцами. Этот тип коруны уже напоминал специальный головной убор, которым украшали невесту.
Кульминационной точкой в жизни русской женщины становилась свадьба, что подчёркивало убранство соответствующего поводу наряда. Здесь голову невесты скрывал свадебный венец, представлявший собой высокий, иногда остроугольный нимб, часто снабжённый зубчатыми выступами. Для его украшения использовали всё тот же перламутр, цветное стекло и блёстки. На лоб от венца спускалась жемчужная или перламутровая поднизь.
Женские народные головные уборы
Если девица выставляла косу напоказ, то заплетённые волосы замужней женщины прятались от посторонних взглядов. Этой цели служили несколько головных уборов, использовавшихся повсеместно. Молодая жена вместо девичьей повязки на праздники одевала повойник (повой). Основой ему служил платок, расшитый узорами из золотых и серебряных нитей. Иногда к повойнику добавляли кустышки. Для этой цели брали платок из тафты красного цвета, складывали его полосой шириной в ладонь и обвязывали повойник. При этом на лбу был узелок, а кончики платка торчали в разные стороны. Эти кончики и называют «кустышки». По правилам народного костюма «кустышки должны стоять как ушки у зайчика».
Однако часто повойник дополнялся другими уборами. Одним из самых древних таких дополнений считается убрус, у которого существует и множество других названий. Где-то его звали «намётка» или «серпанок». В других местах он именовался «ширинка», так как основой имени служил кусок холста, отрезанный по ширине. Этим же словом обозначали и полотенце (Утром рано Марья-царевна собрала Андрея в дорогу и дала ему клубок ниток и вышитую ширинку: «Брось клубок перед собой, — куда он покатится, туда и ты иди. Да смотри, куда бы ни пришёл, будешь умываться, чужой ширинкой не утирайся, а утирайся моей»). Поэтому убрус и относят к типу полотенчатых головных уборов.
Существует как множество видов убруса, так и вариантов его закрепления на голове. Порой они весьма причудливы. Например, в ряде случаев один концом обвязывали на голову, при этом полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой, а второй конец свободно лежал на плече. Убрус мог быть однотонным или покрытым вышивкой. Некоторые народы практиковали поверх убруса надевать дополнительный украшения. Существовали убрусы и треугольной формы, постепенно превратившиеся в обычные косынки.
Как женский исконно русский головной убор нам наиболее известен кокошник, хотя в современных сценических костюмах этим словом могут назвать всё, что угодно. Кокошник держал нужную форму, так как в его основе была жёсткая конструкция из проклеенного или простеганного холста или картона. Обычно он состоял из начельника (полукруг с лицевой стороны) и волосника (эта шапочка сзади могла быть и самостоятельным головным убором). Верх обшивали ярким однотонным бархатом. Женщины знатных родов украшали кокошник орнаментальной вышивкой нитью золотых и серебряных цветов. Жёны богатых людей могли вместе с вышивкой поместить на кокошник каменья, чтобы подчеркнуть достаток. Иногда кокошник сзади завязывали лентами.
Выше показаны различные виды кокошника: однорогий, двурогий, с плоским верхом, в форме седла. В обычные дни волосы скрывали не кокошником, а более непритязательными головными уборами. Кокошник – праздничный наряд. Но даже тогда кокошники украшали голову лишь женщин из зажиточных семей. На большие праздники старались покрасоваться в изысканных кокошниках, украшенных по краям нитями жемчуга, а спереди – плетённой сеткой (поднизью). Поверх кокошника позволялось надеть узорный шёлковый или шерстяной платок. Часть его могло закрывать кисейное покрывало.
Ещё одним убором, который могли носить как в одиночку, так и в качестве дополнения, у русских женщин была сорока, известная также как привязка или макушка. Как и кокошник, сорока располагала очельем. Этот обязательный элемент дополняли сбоку крылья, а сзади – хвост. Встречались и такие сороки, где к очелью крепились либо крылья, либо хвост (главное, чтобы убор закрывал волосы). И наоборот, где-то к очелью добавлялись другие многочисленные элементы. Такие сложные сороки включали до двух десятков деталей. Чтобы предстать в сложной сороке, красавице приходилось дома предварительно потратить много времени. Чаще всего сорока – это наряд молодой жены, которая ещё любит показать и себя, и своё богатство. Поэтому сорока часто была витриной достатка, на которую денег не жалели. По воспоминаниям Владимира Даля, ему удалось повстречать в поездке женщину, сорока которой вместе со всеми украшениями стоила примерно десять тысяч рублей. Именно из-за дорогой цены сороки сохранились в крайне незначительном количестве. В трудные времена с сороки снимали каменья и драгоценные металлы.
«На крыльце стоит его старуха / В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка, / Жемчуги огрузили шею», - так описывает Александр Сергеевич Пушкин старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке», когда ту превратили в столбовую дворянку. Однако, листая страницы книги, на иллюстрациях крайне редко можно увидеть старуху именно в кичке. А всё потому, что кичку (или кику) от прочих головных уборов всегда отличают рога. Для возвышения в этих местах основу дополняли вставками из бересты или плотной стёганной ткани. Рога на головном уборе в древнеславянские времена несли защитную функцию, отгоняя от молодой женщины, часто носящей будущее потомство, людей с нечистыми помыслами и вредных злобных духов. Чем старше становилась женщина, тем мельчали рога на кичке, становясь порой совсем неприметными.
В ряду русских головных уборов наколка не так известна, как кокошник или повойник, так как преимущественно она была предназначена для старух. Смирившись с возрастом, женщина подбирала себе наколку. Это твёрдая овальная шапочка, которую обшивали тёмным шёлком. На ней уже не увидеть вышивки или украшений, хотя изысканная госпожа могла добавить к ней тёмное кружево, не выделяющееся на общем фоне. Приличным считалось большую часть наколки скрыть платком. Достаточно вспомнить старуху-графиню из советского фильма «Бронзовая птица». Именно наколка под платком даёт иллюзию неестественно высокой причёски графини (что вкупе с узким сердитым лицом в кинокартине только подчёркивает устрашающий облик героини). Но сама наколка появляется на экране крайне редко.
Зимой голову требовалось защитить чем-то потеплее. Тогда одевали столбунец. Проще всего его представить, вспомнив головные уборы бояр. Столбунец тоже может удивить высотой, но верняя его часть не расширяется, а сужается. Затылок оберегала дополнительная опушка из меха. Ещё в ходу был каптырь (каптура или каптур). Виктор Васнецов изобразил княгиню Ольгу именно в каптыре. Эта полукруглая шапочка пришла к нам из Византии. Однако наибольшее распространение каптырь получил в религиозных обрядах. Его и сейчас можно увидеть на голове Патриарха всея Руси, когда тот ведёт храмовую службу. Ещё женщины носили зимой треух, но о нём чуть ниже.
Мужские народные головные уборы
«Оу сидора оу тадоуѧ оу ладопги положиле гриишка с костою а во тоболахо а гришки кожюхе свита сороцица шѧпка», - запись новгородской берестяной грамоты конца XIII века рассказывает о том, что некий Гришка оставил у некоего Сидора шапку на хранение, что считается первым письменным упоминанием об этом головном уборе. Но как выглядела эта шапка, судить трудно, так как шапкой в те времена могли назвать практически любой убор, покрывающий голову, в том числе, женский. Защищающая от мороза меховая или тканевая шапка постепенно стала обязательным элементом мужского гардероба. Поэтому её часто носили и в тёплое время года. Шапка первой показывала статус её хозяина. Перед более знатной особой её непременно требовалось снять. Причём, очень быстро. Выражение «ломать шапку» стало синонимом тихого унижения или заискивающего поклона с обнажённой головой. Достаток владельца шапки подтверждал широкий околыш, символизируя, что здесь денег на мех не жалеют. А богатые люди заказывали верх шапки из бархата, плиса или других дорогих тканей.
То, что прототипом одного из вида шапок стал колпак, мы уже выяснили. А вот ещё недавно очень популярная меховая шапка-ушанка ведёт происхождение от треуха. Уже по названию понятно, что где-то в этом головном уборе прячется число «3». Действительно, две свисающие от навершия полосы закрывали от мороза уши, а третья полоса защищала шею, не давая холоду заползать за воротник. Кто первым изобрёл треух? Сложно сказать, так как, с одной стороны, его явно заимствовали от монгольского малахая, пришедшего вместе с кочевниками Золотой Орды. А с другой, не ведавшие монголо-татарского ига поморы и другие народы Беломорья уже носили треух в ту же эпоху. Если морозы заставляли опускать дополнительную защиту, то в относительно тёплые дни ненужная часть завертывалась кверху и фиксировалась завязкой. Удобным носить треух считали и знатные женщины. Известно, что подобные шапки имели Агафья Семеновна (жена царя Федора Алексеевича) и Наталья Кирилловна (мать Петра Великого).
Как у женщин наколка, так у мужчин туфейка (также известна и как тафья, тафейка или скуфья). Небольшую шапочку, облегающую макушку, надевали под более просторный головной убор (колпак или шапку). Но её часто носили и дома. Не отказывались от туфейки даже цари. На картине А.П. Рябушкина «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» мы видим на престоле самодержца с головой, покрытой округлой туфейкой. А Иван Грозный не снимал туфейку даже в храме, не обращая внимания на праведный гнев митрополита. Своё происхождение туфейка ведёт от тюбетейки, которой кочевники прикрывали гладко выбритые головы.
Перенесёмся в зимнюю сказку и посмотрим на Деда Мороза. Чем прикрыта его голова? Ушанкой? Нет, это мурмолка, тоже пришедшая с востока. Её основу представляла плоская, сужающаяся кверху тулья, обшитая шёлком, ярким бархатом или узорной парчой. Красиво, но непрактично. От мороза она не защитит. Тогда понизу её стали обёртывать мехом, который пристёгивался пуговицами (а знать использовала вместо пуговиц цветные каменья). Постепенно от пуговиц отказались и просто пришивали мех вроде отворота. Особенно популярна была мурмолка у боярского сословия в XVII веке. Так эта шапка попала и в сказку, показывая главной героине, что повстречался ей на абы какой старик, а властитель этого леса.
Впрочем, и летом молодым богатеям прежних эпох хотелось пофасонить и выделиться на фоне остальных. Поэтому из западных земель франты позаимствовали шляпу, которая в видоизменённом виде стала деталью праздничного наряда состоятельных людей. Делали её обычно из фетра.
Национальные головные уборы народов России
Если не лезть в детали, мы обнаружим, что головные уборы многих национальностей, населяющих Российскую Федерацию, можно распределить по тому же принципу. Для мужчин это традиционные летние и зимние головные уборы, показывающие общественное положение и достаток. Для женщин головные уборы подчёркивают её статус (девушка, молодая жена, мать большого семейства и т.п.) и богатство рода. Разберём этот принцип на примере татарских народных головных уборов.
Ещё в начале ХХ века мужчины-татары покрывали головы тюбетейками, которые могли быть предметом домашней одежды, защитой от летнего солнца или подкладкой под тёплый головной убор в зимнее время. Татарская тюбетейка представляет собой шапочку цилиндрической формы с шёлковой подкладкой. Наружная часть тюбетейки чаще всего имеет тёмную бархатную отделку с использованием золотого или серебряного шитья и блёсток. Зимой голову мужчины защищает коническая меховая шапка с большими ушами, известная как малахай (слово образовано от монгольского «малгай», означающего «шапка»).
Татарские незамужние девушки носили на голове калфак. Изящную шапочку делали из плотного шёлка или трикотажного полотна. Украшает калфак вышивка по технике синель. Поверхность шапочки покрыта цветочно-растительным орнаментом, выполненным золотой или серебряной нитью. По низу калфак часто оконтурен бахромой того же цвета, что и нить вышивки. В этом случае деталью убора может стать пышная позументная кисть. Оставаясь частью классического национального татарского костюма, калфак постепенно терял в размерах. Сейчас его часто можно увидеть в качестве элемента сценического костюма или на участницах национальных праздников.
С изменением семейного статуса женщина меняла калфак на катташи. Можно сказать, что перед нами та же тюбетейка, только чуть видоизменённая, ведь катташи – тоже бархатная шапочка с вышивкой, имеющая подкладку из шёлка. Правда затейливая вышивка чаще всего украшает лишь переднюю часть катташи, так как поверх шапочки женщине следует обязательно носить платок или шаль (поэтому большая часть катташи не видна). Кроме вышивки видимую сторону катташи украшают и бисером.
Женщина в возрасте или занимающая солидное положение носит камчат бурек. При взгляде на иллюстрацию можно подумать, что платок и шапочка просто поменялись местами, но это не так. Вместо платка пожилая женщина закрывает голову ситцевым покрывалом с вышивкой, именуемым «орпек». А вот уже поверх одевается камчат бурек. Основа сделана из бархата с подкладкой. Эту основу понизу обшивают мехом (чаще всего это мех бобра), а поверху для отделки пускают галун, к которому приторочена кисть из мишурных нитей.
Головные уборы русского народного костюма на монетах России
Знание о деталях головного убора позволяет легко проверить достоверность той или иной исторической инсталляции. И когда объявляют девушек в кокошниках, а на сцене появляются артистки в зубчатых венцах, любой опытный искусствовед только поморщится. Ещё хуже с достоверностью в современных фильмах или сериалах, пытающихся рассказать нам о временах Древней Руси. Попробуем со знанием дела пробежаться по реверсам тех монет Российской Федерации, где можно повстречать русские народные головные уборы.
3 рубля 2009 года "Сказки России"
На этой монете отчеканена явно незамужняя девушка, так как её коса выставлена напоказ. А что у неё на голове. Нет, это ещё не свадебный венец, но уже что-то типа коруны с завязками на затылке. Художник показал красоту головного убора затейливыми узорами, покрывающими всю видимую нам плоскость.
3 рубля 2017 года "Царевна-лягушка"
Здесь на голове у Ивана-царевича остроугольная шапка, явно происходящая от древнего колпака. Однако о его знатном происхождении юноши свидетельствуют её богато изукрашенные отвороты и разделяющий их фасонистый разрез. Не забываем, что пустил стрелу Иван-царевич, чтобы та указала ему путь к будущей жене. И перед нами настоящая невеста, чью голову украсил роскошный свадебный венец с многочисленными зубцами и дополнительной отделкой.
3 рубля 2019 года "Охотник и змея"
Главный герой сказки «Охотник и змея» - тот, кто ежедневно должен заботиться о пропитании. Это подчёркивает и небогатого вида обыкновенная шапка, мех на небольших отворотах которой порядком поистрепался. Это не треух, и не ушанка. По высоким травам понятно, что действие происходит не в трескучие морозы. Однако шапка для охотника – верная помощница. От зноя в полдень убережёт, от холода ночами спасёт, а на привале превратится в подушку.
3 рубля 2020 года "Морозко"
Морозко носит на голове уже знакомую нам мурмолку. А чем же покрыта голова Настеньки? Снизу, скорее всего, старый женский повойник, который Настенька донашивает за мачехой. Поверх него надет платок или убрус. Художник показывает нам простую ткань без узоров и вышивки (посланной замерзнуть в лесу девушке вряд ли бы дали праздничный наряд). Однако знаток народного костюма отметит здесь маленькую не соответствующую времени деталь – узел, которым стянуты концы. Оказывается, завязывать подобным узлом платок в России стали не так давно - в XIX веке, позаимствовав этот способ из Германии. А это случилось намного позже тех лет, когда сложилась сказка «Морозко», которую заботливо передавали сказители из поколения в поколение.