Подробно рассказав о том, как художница Нина Ватолина придумала облик строгой женщины на плакате «Не болтай!», просто необходимо коснуться ещё одного женского образа, родившегося в первые дни Великой Отечественной войны. Нетрудно догадаться, что речь пойдёт о плакате «Родина-мать зовёт!». Искусствоведы не зря называют это графическое произведение главным военным плакатом тех лет. А сумел воплотить этот образ грузинский художник-иллюстратор Ираклий Моисеевич Тоидзе.
Как появился плакат «Родина-мать зовёт»?
Война, обрушившаяся на Советский Союз, поражала больше всего внезапностью. Нельзя было сказать, что её ничто не предвещало. Война уже полыхала в Европе, когда в сентябре 1939 года Германия напала на Польшу, а после начала планомерный захват западных территорий. С момента начала Второй мировой войны СССР сумел освободить территории Западной Украины и Западной Белоруссии, оккупированные Польшей после распада Российской империи, а также Бессарабию и Северную Буковину, ранее аннексированные Румынией. Успела начаться и закончиться зимняя советско-финляндская война. Промышленность СССР переводилась на военные рельсы. Однако верховная власть страны Советов продолжала верить, что Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом будет действовать хотя бы до завершения немцами военной кампании в Африке, Средиземноморье и на Балканах. Но гитлеровское командование, увидев, что перспективы захвата Британских остров остаются туманными, развернулась на восток, решив реализовать план «Барбаросса».
Коварное ночное нападение гитлеровских войск и стремительное продвижение их вперёд оказалось для советских граждан большим шоком. Вся страна, затаив дыхание, слушала прозвучавшее в полдень по радио официальное обращение Молотова, подтвердившее начало военных действий. Вместе с широкомасштабной мобилизацией, захватившей большую часть страны, начала работу и пропагандистская машина. Её целью было недопущение панических и пораженческих настроений. Её задачами стало развернуть порыв накопившейся в народе энергии против врага. Сделать так, чтобы каждый житель СССР почувствовал ответственность за тяжёлое положение дел и отчаянно желал внести максимальный вклад в дело грядущей победы. 24 июня газеты «Известия» и «Красная звезда» напечатали стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война». В тот же день композитор А.В. Александров положил их на музыку. Песня, начинавшаяся со строчек «Вставай, страна огромная…», стала гимном Великой Отечественной войны.
Художники реагировали не менее стремительно. К вечеру первых военных суток известные карикатуристы Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов) заканчивают пробу плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», отразившего настроение советского общества как можно быстрее и крепче дать отпор противнику. По легенде для усиления эффекта Иосиф Сталин, проверявший агитационные материалы, рекомендовал художникам перенести место удара штыка, чтобы тот вонзался не в руку, а в голову карикатурного Гитлера. В таком виде плакат группы Кукрыниксы, вывешенный на улицах Москвы уже 24 июня, и стал известным, а впоследствии превратился в эталон жанра военной карикатуры.
На образ Родины-матери Тоидзе натолкнуло тревожно-взволнованное лицо его жены Тамары, вбежавшей в местерскую художника с вестью о начавшейся войне. Ошеломлённый чувствами, проступавшими на лице супруги, Тоидзе приказал: «Стой так и не двигайся…» Быстрыми штрихами карандаша он зафиксировал её лицо. Этого ещё было недостаточно для рождения идеи собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей. Тогда художник попросил жену позировать ему, что заняло несколько часов, а Тамара успела сильно устать. Но неправильно было бы сказать, что перед нами портрет жены художника. Образ матери предполагал возрастную женщину, а Тамаре тогда исполнилось 36 лет. Тоидзе изменил черты лица, добавив годы, но сохранив красоту и глубинную мудрость.
Несмотря на то, что рождением плаката считается именно 22 июня, окончательная версия была завершена позднее. Требовалась поза, и появился взмах рукой в жесте призыва. На дальнем плане возник плотный строй штыков, олицетворяющих защитников отечества. Превратить женский образ в символ государства помог красный цвет. Женщина одета только в красные тона, совпадающие с цветом Государственного флага. В руках женщины появился текст военной присяги, подразумевающий, что его читает (и принимает) зритель. Здесь всего два цвета, как и на многих других военных плакатов. Но, в отличие от них, на этом плакате отсутствует образ врага. Враг подразумевается, хоть он и не рядом. Это даёт ощущение личного пространства, словно зритель находится с Родиной в материнском обличии в одном помещении – комнате их общего дома. Словосочетание «Родина-мать» по воспоминаниям сына Тоидзе могло прийти из стихотворения Андрея Белого («Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…»), творчество которого очень ценил Ираклий Моисеевич.
Точную дату выхода уже напечатанного плаката во внешний мир назвать сложно. Если ссылаться на известные данные, то Российская государственная библиотека хранит один из сигнальных экземпляров плаката, где обозначено 4 июля 1941 года. Если судить по газетам, то в «Известиях» на передовице плакат «Родина-мать зовёт» опубликовали 13 июля 1941 года. Таким образом массовое распространение плаката прошло примерно во второй половине июля. Считается, что в первые месяцы войны «Родина-мать» в виде плакатов и открыток стала самым тиражируемым изображением на территории Советского Союза.
Образ Родины-матери с чертами супруги в 1943 году Тоидзе дополнил ещё и собирательным образом ребёнка, прототипом которого стал его сын – Александр (Сандро). Здесь мы видим ту же самую женщину, но уже развёрнутую от зрителя. Её взгляд суров и грозен. В этом же направлении столь же сурово смотрят красноармейцы, показывая, что врагу не поздоровится. Плакат «За Родину-мать» сюжетно продолжает предыдущий. Миллионы приняли присягу. Защитники теперь стоят впереди, отделяя Родину от противника. И это не единственный плакат, где мы отыщем знакомые женские черты. Их мы, к примеру, найдём на агитационной работе Тоидзе «Народ Эллады победит» (1968 г.), посвящённом перевороту «чёрных полковников» в Греции, который привёл эту страну к военной диктатуре.
Но Родина-мать не всегда пребывает в состоянии напряжённой тревоги. Мы увидим её улыбающейся на ещё одном плакате Ираклия Моисеевича под названием «Во имя мира». С улыбкой и надеждой Родина-мать взирает с освобождённой от фашизма планеты в глубину Космоса. Туда, где на Луне сияет красным светом вымпел, доставленный на естественный спутник Земли советской космической станцией.
Чем ещё известен Ираклий Тоидзе?
Будущий создатель плаката появился на свет в грузинской столице Тифлис (ныне Тбилиси) 14 (27) марта 1902 года. Живопись для Ираклия стала наследственной, так как его отец являлся и художником, и архитектором. Научившись основам рисунка у отца, Ираклий продолжил выбранное направление в Тбилисской академии художеств, которую закончил в 1930 году.
Самая широкая дорога из тех, по которым тогда шли советские художники, пролегала в направлении социалистического реализма. К нему и отправился Ираклий Тоидзе, о чём говорит название его ранних работ, среди которых «Лампочка Ильича». Много времени Тоидзе уделял созданию образа юного Иосифа Сталина. На иллюстрации слева портрет вождя вполоборота «Молодой Сталин читает поэму Ш. Руставели „Витязь в тигровой шкуре“», выполненный для книги 1949 года «Поэзия Грузии» («Антология грузинской поэзии»). А справа тот же образ, но уже в анфас на картине «Учитель рабочих». Главным мотивом творчества раннего периода можно считать становление советской власти на Кавказе. В бытовых сценах на полотнах Тоидзе явно чувствуется грузинский колорит.
Юный Иосиф Виссарионович неслучайно держит в руках именно эту книгу. В 1937 году «Витязь в тигровой шкуре» выходит с иллюстрациями Тоидзе. Работа художника удостаивается не только высокой оценки, но и Сталинской премии второй степени, которую Тоидзе получит в 1941 году. Это не единственная его подобная награда за иллюстрации. Ещё раз Сталинскую премию второй степени ему вручат за художественное оформление к книге «Антология грузинской поэзии», а премию третьей степени – за книгу «История Грузии». Если собрать все эти издания, мы получим полноценную картинную галерею, собравшую полотна Тоидзе, выполненные в едином стиле. А Сталинской премией первой степени художника наградят за монументальное полотно «Выступление И.В. Сталина на торжественном заседании, посвящённом 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» и ещё один портрет вождя.
«Родина-мать зовёт» - не единственный плакат Тоидзе на военную тему. Большую известность приобрели плакаты «Под знаменем Ленина — вперёд на Запад!» (1941 г.) и «Освободим Европу от цепей фашистского рабства!» (1945 г.). Выше показан плакат «Отстоим Кавказ!». Советскую принадлежность Кавказа здесь олицетворяет не только характерная горная гряда на дальнем плане, но и кавказская бурка на плечах у воина-джигита. Можно заметить, что и моряк прибыл защищать предгорья с Черноморского флота, а не с Балтики и не с северных морей.
Выбранному направлению социалистического реализма Ираклий Моисеевич следовал до последних дней, славя как советский народ, так и его вождей, благодаря которым образовалось и расширились государство рабочих и крестьян.
Мифы и легенды, связанные с плакатом «Родина-мать зовёт!»
Известно, что более девятисот человек утверждало, что именно им посчастливилось нести с Лениным то самое бревно на коммунистическом субботнике. Плакат «Родина-мать зовёт!» также начал постепенно обзаводиться прототипами из народа. В собирательном образе кто-то обязательно узнавал родные черты и спешил поделиться этим. И таких людей было немало.
«Уважаемая редакция! Посылаю вам открытку «Родина-мать зовет!» и фотографию моей матери Анны Ивановны Цибизовой. Фотоснимок сделан камерой «Турист» в 1941 году. История такая. Мама с утра ходила отоваривать хлебные карточки в булочную. Булочная находилась на углу Остоженки и 1-го Зачатьевского переулка. С утра мама стояла в очереди за хлебом. Художник из всех стоящих в очереди выбрал ее позировать в студии. Потом мама мне рассказала об этом случае. Одета она была в темный халат, подвязана шалью светло-коричневого цвета».
Это сейчас мы легко открываем страницы Википедии и других источников, проверяя любой факт на долю в нём вымысла и правды. Но ещё недавно доступ к информации был не столь лёгок. И точные данные зачастую подменяли мастерски рассказанные слухи, которым хотелось верить. По воспоминаниям самого Тоидзе мы теперь знаем точно, что он не ходил выбирать неведомых натурщиц из очереди за хлебом. Единственным прототипом можно назвать его жену Тамару.
Плакат остаётся идеологическим оружием. И если одна сторона перестаёт его использовать в вечной битве, им непременно попытается воспользоваться другая. На стыке 1980-х и 1990-х гг. сначала на немецком, а потом и на русском языке полностью выходит документально-публицистическая книга Виктора Суворова (В. Б. Резуна) «Ледокол», а затем её продолжение «День "М"». Одним из доказательств, что именно Советский Союз готовился первым напасть на Германию, стало утверждение, будто плакат «Родина-мать зовёт!» был подготовлен и напечатан ещё до Великой Отечественной войны.
«А с одного из трех огромных пакетов было приказано гриф секретности снять, пакет вскрыть и содержимое использовать по назначению. Вскрыли. Внутри пачка плакатов: «Родина-мать зовёт!». Плакаты расклеили в ночь на 23 июня. Но поступили они в декабре 1940 года. Вырисовывается картина: заготовили плакаты заранее, отпечатали достаточным на всю страну тиражом и в секретных пакетах разослали по соответствующим учреждениям. Что-то затевали. Но 22 июня Гитлер нанес упреждающий удар, и в один момент многие из тех плакатов, мягко говоря, потеряли актуальность.
А Ираклию Тоидзе повезло — его плакат (может, вопреки авторскому замыслу) получился универсальным: «Родина-мать зовёт». А куда зовет, он не написал. Потому его плакат подошел и к оборонительной войне. Потому плакат Тоидзе и приказали расклеить по стране».
Однако с доказательствами (кроме приведённых Суворовом воспоминаний) не задалось. В борьбе за правду решили использовать ленинский лозунг «Бей врага его же оружием». Если плакаты расклеили в указанный Резуном день, значит, они должны непременно оказаться на оккупированных немцами в первые же дни войны территориях. Пристально изучили всю доступную немецкую кинохронику, а немцы на съёмку блицкрига не скупились. Историк Григорий Пернавский сообщает: «На немецкой кинохронике, которая снята в занятых немцах городах, буквально в 20 числах июня этого плаката нет, хотя есть много других оборонно-патриотических плакатов. Это навело нас на мысль, что если бы плакаты были расклеены в ночь на 23 июня, то они бы оказались во многих городах».
Ещё одна история связана с понятием «плагиат». Современные критики заявляют, что рука Родины-матери, взмахивающая в жесте призыва, «творчески заимствована» с плакатов времён Первой мировой войны (например, с французского агитационного плаката 1915 года). Отчасти это так, потому что можно найти немало плакатов с аналогичным жестом. Но тогда придётся признать, что эта рука просто странствует по ряду плакатов различного времени выпуска.
Значение плаката «Родина-мать зовёт!»
Медаль «Родина-мать зовёт!» (ММД)
Свою главную художественную задачу плакат «Родина-мать зовёт!» выполнил полноценно. Собирательный образ матери, призывающей своих сыновей встать на защиту родной земли, редко кого оставлял равнодушным. И вместо того, чтобы отсиживаться по квартирам в ожидании повестки, миллионы советских людей штурмовали военкоматы, требуя скорейшей отправки на фронт. В первый месяц войны плакат «Родина-мать зовёт!» стал одним из кирпичиков, составивших фундамент будущей Победы.
Казалось, что после войны роль плаката себя изжила. Но нет, «Родина-мать зовёт!» осталась уже не на стенах и открытках, а прочно вошла в искусство. Плакат появлялся на полотнах, описывающих военные будни советских городов, его можно увидеть в кинокартинах, снятых различными студиями СССР. Для различных музеев Ираклий Тоидзе нарисовал ещё десять авторских копий плаката. А тот, первый, с которого печатали массовые изображения, сейчас находится в Третьяковской галерее. Вздымающая руку Родина-мать отпечатана на почтовой марке СССР к 20-летию Победы.
1 рубль 1995 года «Родина-мать зовёт!»
Это изображение отчеканено и на латунном коллекционном рубле 1995 года, вошедшем в состав набора монет «50 лет Победы». При смене поколений многие узнаваемые чёрточки уходящей эпохи навсегда теряются в океане забвения. Но образ женщины-матери, олицетворяющей всю огромную страну, уже навсегда стал одной из незабываемых страниц истории России.