Пионерский галстук – непременный спутник пионера. Без него нельзя представить не только парадную пионерскую форму, но и самого пионера, так как галстук предполагался и для повседневной носки. Можно сказать, что один только галстук выделял пионера из числа прочих граждан, чего нельзя было сказать о прочих атрибутах пионера (значке, нарукавных нашивках и др.) Галстук пионера представлял собой шейный платок красного цвета, завязанный спереди специальным узлом. Галстук определял принадлежность школьника к пионерским рядам, при этом символизируя частицу знамени. Советская школа объединяла детей трёх всесоюзных организаций: октябрят, пионеров и комсомольцев. Однако пионерский галстук был символом безвозвратного перехода от самой младшей школьной ступени, оставляя беззаботное октябрятское время где-то позади. Три его угла олицетворяли пионеров, комсомольцев и коммунистов. Даже если школьника по какой-то причине исключали из рядов пионеров, в ряды октябрят он уже не возвращался.
История пионерского галстука
По сведениям журнала «Огонёк» (№30 2005 г.), человеком, внедрившим красный галстук в пионерской движение, можно назвать Иннокентия Жукова. Если считать заимствование горна от скаутов достаточно спорно, то галстук явно пришёл оттуда. Конечно же, галстук не был изобретением скаутов. Достаточно вспомнить образ лихого ковбоя с платком, завязанным на шее, в антураже Дикого Запада. Сам Жуков искренне верил, что скаутское движение не надо слепо копировать, но для пионеров стоит позаимствовать оттуда всё нужное и полезное. Поэтому уже в 1922 году стараниями Жукова у первых пионерских отрядов появляются галстуки цвета Революции – красные. Достоинством галстука было то, что он легко сооружался из подходящего куска ткани. Первые галстуки были самодельными, и лишь потом советская промышленность начала выпускать этот атрибут массово, так как пионерское движение стало всеобщим. В 1925 году у свердловской газеты «Уральский рабочий» появилось приложение – детский журнал «Красный галстук».
Первые годы пионеров часто путали со скаутскими отрядами, но вскоре, когда последние запретили, пионер стал символом новой власти. Из-за этого носитель красного галстука порой подвергался насмешкам со стороны приверженцев старого строя или даже прямым нападениям.
«Мамочка подошел ближе и с ужасом увидел, что в ящике, скорчившись, в неудобном положении сидит маленький белобрысый паренёк в изодранной белой рубахе и в сбитом на сторону красном галстуке. В этом пацане Мамочка без труда узнал одного из тех, кто приходил в Шкиду брать над нами шефство.
— А ну повторяй! — наседали на мальчика рыночники. — Повторяй, тебе говорят: «Я индюк — красные сопли… отрекаюсь…»
— Отпустите меня! Я же опаздываю! — сдерживая слезы, из последних сил просил мальчик.
— Отрекайся, паскуда, хуже будет! А ну!..
И грязная метла снова полезла в лицо мальчику».
В Советском Союзе церковь была отделена от государства. Новая власть открыто противопоставила себя церковникам, а те не менее активно ей противодействовали. В число врагов церкви записали и пионеров. На службе священник вполне мог назвать галстук «дьявольским силком» и объявить, что ношение этого предмета грешно. Пионеры также заняли жёсткую антицерковную позицию: носишь либо галстук, либо крест. Это противостояние наиболее напряжённо звучит в яростной поэме Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» (правда, нательному крестику там противостоит салют – традиционное приветствие пионеров). Лишь после 1988 года, когда роль церкви в стране заметно возросла, а пионерское движение, напротив, перестало пользоваться прежним авторитетом, этот принцип стал менее жёстким.
Первоначально звание пионера надо было заслужить успехами в учёбе или трудовыми свершениями. В пионеры принимали не каждого. Спрос с того, кто носил галстук был строже, чем с тех, кто галстука не имел. Но за малым исключением все стремились влиться в пионерские ряды, пока это в 1970-е и 1980-е гг. не превратилось в простую формальность. Если в столице лучшим октябрятам ещё торжественно повязывали галстуки на Красной площади, то в большинстве городов в пионерию всех третьеклассников принимали массово – на 22 апреля. И среди красногалстучных школьников начали выделяться те, кто по каким-то причинам галстуков не носил. Постепенно галстуки начали надевать лишь как элемент школьной формы, а после уроков, выйдя из школы, торопливо прятали в карман. К концу существования Советского Союза пионер в галстуке встречался на улице, пожалуй, столь же редко, как в самые первые годы зарождения пионерии.
Какими были пионерские галстуки?
«Светлана взяла в руки галстук. Он был совсем не такой, как у неё, — не шёлковый, не новый, а простой, выгоревший, с потрёпанными краями». Главная героиня книги Сергея Баруздина недаром удивлена. Ранние партии фабричных галстуков шили из жесткой хлопчатобумажной ткани. Для галстука, сшитого самостоятельно, ткань брали любую. Главное, чтобы она была крепкой, по возможности немаркой и обязательно красной. Наверное, не сосчитать, сколько пионеров 1920-х гг. перешивало на галстуки красные фабричные косынки матерей. Существует даже легенда, что появлению галстуков предшествовал торжественный момент, когда на одном из митингов или съездов женщины повязали свои косынки пионерам, пришедшим поприветствовать их. При этом с пионеров было взято обещание, что эти галстуки пионеры будут носить с гордостью, потому что они – красные. Возможно, именно эта легенда впоследствии натолкнула поэта Степана Щипачёва на строчки, которые знал каждый советский школьник: «Как повяжешь галстук, / Береги его: / Он ведь с красным знаменем / Цвета одного».
Ещё одна легенда о том, как косынка стала пионерским галстуком, связана с именем Феликса Эдмундовича Дзержинского. Согласно ей, Дзержинский, прибывший на субботник по разгрузке вагонов на Октябрьской железной дороге, завидел среди трудящихся девочку десяти лет, чья голова была охвачена красной косынкой. Подойдя к ней, Феликс Эдмундович снял её косынку и повязал на шею в виде повязки, сказав при этом: «Вот так носи, взрослой еще успеешь быть». Однако, существовала ли такая девочка на самом деле, или эта затейливая история сочинена уже в период всемирной сети, ответить вряд ли возможно.
Бывало, что пионерский галстук переживал и обратную трансформацию. В анимационной картине «Петя и Красная Шапочка» находчивый пионер, оказавшийся внутри мультфильма, ловко выдаёт себя за героиню французской сказки, сняв свой галстук и повязав его косынкой. Разумеется, в реальной жизни школьнику так поступать не рекомендовалось. Это могли счесть издевательством над галстуком, после чего последовало бы обсуждение на отрядном сборе или даже вызов на совет школьной дружины. Галстук и отношение к нему характеризовали самого пионера. Если кто-то приходил в школу в испачканном или мятом галстуке, это выглядело серьёзным проступком в глазах преподавательского состава или строгого председателя отряда.
В поздний период СССР, когда в пионерское движение ежегодно вливалось более трёх миллионов новых членов, фабричные пионерские галстуки шились из ацетатного шелка. Они уже были не тёмно-красными, а имели выраженный оранжевый оттенок. По цвету можно было определить, кто купил галстук недавно, а кому этот атрибут передали по наследству. Впрочем, некоторые фабрики продолжали выпускать галстуки и алого, и тёмно-красного цвета, но продавались они далеко не везде. Галстуки могли быть сделаны методом горячей обрезки (но их края через некоторое время лохматились) или иметь по краям отстрочку, и тогда защитная нить увеличивала срок службы. Можно найти упоминания, что какое-то время для председателей совета дружин выпускали особые пионерские галстуки с жёлтой каймой.
Стандартный размер пионерского галстука составляет 58,3×58,3×100 см. На ярлычке обычно указаны размер длинной стороны (100) и расстояние от неё до противоположного угла (30). В магазинах галстуки I сорта продавались в 1980-е гг. по 55 копеек за штуку, а II сорта – по 50 копеек. Повышение цен весной 1991 года подняло стоимость галстука до 80 копеек. Но очень скоро начала раскручиваться гиперинфляция, и на поздних ярлыках цена уже зачёркивалась или вовсе не указывалась. Да и сам галстук вскоре стал предметом ненужным, так как пионерское движение самораспустилось.
Говоря о том, какие бывают галстуки, необходимо напомнить, каким у них должен быть правильный узел. Идеальный вид придавал пионерскому галстуку узел, по форме схожий с квадратом. Завязать его не представляло большой сложности, однако удавалось не всякому. Но рейтинг пришедшего на построение пионера с галстуком, чей узел напоминал скособоченный ком, был невысок. Считалось, что пионер, не способный справиться с галстуком, с серьёзными поручениями не справится. И товарищи тут же принимались давать советы незадачливому пионеру, а девочки поспешно перевязывали галстук подруге-пионерке.
Для неумёх даже рисовали инструкции, что не всегда спасало положение дел. Ведь всё это часто происходило на торжественной линейке при большом скоплении народа. И когда тебя буравят тысячи глаз, пальцы немеют, руки не слушаются, а коварный кончик галстука так и норовит выскользнуть. Кончики галстука первыми выходили из строя. На них чаще всего рвалась обшивочная нить. Они истрёпывались и даже обрывались. Внимательный классный руководитель, видя разлохмаченные, оборванные или изгрызенные концы, требовал, чтобы пионер завтра же предстал пред ним в новом галстуке.
Зажим для пионерского галстука
Однако был период, когда от пионера не требовалось умения завязывать галстук. В 1927 году Центральное бюро юных пионеров решило, что новая версия пионерского значка будет одновременно и зажимом для галстука. Исполнение этой версии получилось достаточно сложным. В одной художественной композиции объединили и Ленина, и пионера. При этом знамёна с лозунгами («К борьбе за рабочее дело» и «Будь готов!») и галстук пионера были выполнены горячей эмалью красного цвета.
В начале 1930-х гг. и конструкцию, и оформление зажима для пионерского галстука существенно упростили. Вместо Ленина центральным элементом стал пылающий на фоне серпа и молота костёр на пяти поленьях, символизирующих все пять населённых континентов нашей планеты. Считается, что в то время три языка пламени олицетворяли III Интернационал (Коминтерн). В сети распространена легенда, что этот вариант дизайна отменили незадолго до войны, потому что кто-то разглядел на зажиме очертания Троцкого (Льву Давидовичу вообще не везёт с мрачными легендами в советской историографии).
На последнем варианте зажима изображали сам пионерский значок. Если рассматривать фотографии первых послевоенных лет, можно убедиться, что ряд пионеров всё ещё носят на галстуках зажимы. Но постепенно этот элемент пионерской атрибутики перестал считаться значимым, дублируя обязательный значок, и отошёл в историю. Неизвестно, когда именно перестали использовать зажимы и поставили во главе угла правильно завязанный узел.
Пионерские галстуки в других странах
Развитие социализма в других странах происходило по образу и подобию Советского Союза. Для детских организаций государственного уровня за образец взяли светских пионеров и октябрят, зачастую копируя и их атрибуты.
В ГДР синие галстуки носили юные пионеры – школьники от шести до девяти лет. Становясь старше, они переходили в ряды пионеров-тельмановцев, которые поначалу тоже носили галстук синего цвета, но со временем он стал красным. Младшие школьники Болгарии (дети до девяти лет) были «чавдарчатами», а затем становились «сентябрятами» (болгарская пионерская организация называлась «Септемврийче»). Их атрибуты совпадали со школьниками ГДР: сначала синие-голубые галстуки, потом красные. В Югославии дети становились пионерами ещё в первом классе. Их форма включала синюю юбку или шорты, белую рубашку, синюю пилотку со звездой и красный галстук. Форма чехословацких пионеров очень напоминала советскую, и галстуки тоже были красными. Если проводились совместные встречи, и не разобрать, где наши пионеры, а где приезжие гости из Чехословакии. Пионеры Венгрии тоже носили красный галстук на белой рубашке, но брюки и юбки их формы были тёмно-зелёными.
Галстук румынского пионера с советским не перепутать. Общий красный фон был окантован тонкой полоской в цвет Государственного фора СРР. И это не единственные пионеры, чьи галстуки использовали цвета знамени страны. Бело-красные галстуки носили польские харцеры. А когда в Афганистане в 1980 году создали свою пионерскую организацию, придумали и чёрно-красно-зелёный галстук. Красно-зелёные галстуки по Указу Президента страны А.Г. Лукашенко носят члены БРПО - Белорусской республиканской пионерской организации.
В Африке тоже строили социализм и принимали детей в пионеры, повязывая галстуки. Пионеров Гвинеи-Бисау делили на младшую и старшую возрастные группы. Первая носила зелёные галстуки, а вторая – жёлтые. Такое же деление с тем же цветов галстуков было у пионеров Гвинеи. Большинство же стран Африки, где организовали пионерское движение, считало, что галстук должен быть только красным. Этого мнения придерживались Намибия, Буркина-Фасо и Конго. Красно-чёрные галстуки должны были носить пионеры Анголы, но, судя по фотографиям, и там приоритет отдавали одному цвету – красному.
Азиатские пионерские организации, все как один, носили галстуки красного цвета. Правда, красный цвет (наряду с синим) присутствовал и на флаге Монголии, и на флаге социалистической Кампучии, и на флаге демократического Лаоса, и на флаге КНДР. А флаги Китая и Вьетнама и вовсе имеют сплошной красный фон. К сожалению, после того, как социализм в большинстве упомянутых выше стран строить перестали, пионерские организации тоже ушли в прошлое.
Сакрализация пионерского галстука
В пионерском движении галстук главенствовал над остальными атрибутами (значком, горном, барабаном, пилоткой и пр.). Поэтому он часто выступал чем-то высшим, даже священным, словно являлся для пионера личным полковым знаменем, утеря которого приводит к расформированию части. Одним из первых примеров, когда галстук становится не просто атрибутом, а лакмусовой бумажкой души человека, искусствоведы называют пьесу «Красный галстук», написанную Сергеем Михалковым в 1946 году, и последующую через два года её экранизацию. В сюжете противопоставляются два школьника – пионер и тот, кого исключили из рядов пионерии. Показано, как пионер, благодаря правильному пониманию дружбы, не даёт товарищу ступить на ложный путь, добиваясь, чтобы его возвращение в пионерскую организацию было не формальным, а истинным.
В произведении Николая Евдокимова «Рассказ о красном галстуке» главной героиней выступает девочка, забывшая галстук в лагере и оказавшаяся перед дилеммой. С одной стороны, её товарищ по лагерю предлагает просто купить новый галстук. С другой, для девочки потерян не просто предмет, а нечто большее и очень важное.
«Варя взяла свой мешок, развязала его, сунула туда руку, ища полотенце, вывалила содержимое мешка на песок. И вдруг увидела, что в мешке нет её пионерского галстука.
Это был не простой галстук. Это был особенный галстук. Галстук, которым Варя гордилась и который берегла, потому что такой галстук нельзя было не беречь.
В тот день, когда Варю приняли в пионеры, мама подарила ей этот галстук. У него была своя история.
Варин дедушка Алексей Михайлович Колесников был знаменит по всему Черноморскому побережью. В тот год, когда родилась мама Вари, началась первая мировая война, и весной его забрали в армию. Домой он вернулся уже после гражданской с орденом Боевого Красного Знамени и стал наводить на побережье новые порядки.
В те далёкие годы он организовал первую рыбацкую артель. Нелегко жилось этой артели — у неё было много недоброжелателей и врагов. И, конечно, совсем не случайно Алёха два раза горел, три раза с мирной скалы внезапно летели на него тяжёлые камни, а по ночам рвались в ставниках сети артели.
Однажды вечером, потолкавшись на городском базаре, Алёха зашёл в райком комсомола и вышел оттуда, держа в руке красный пионерский галстук — подарок дочке. Он поискал попутную машину, но не нашёл и отправился домой пешком.
Утром его нашли на дороге мёртвого, с размозжённой головой. Орден, который он всегда носил на груди, был оторван с пиджака и исчез. А в руке он держал красный галстук. Галстук был ещё мокр от его крови…
Вот какой был этот галстук. А Варя потеряла его. Этот галстук носила мама, она берегла его, как самое дорогое, она подарила его Варе, надеясь, что она тоже его сбережёт, а Варя потеряла этот галстук!»
Автор талантливо показал сложный выбор, когда ребёнок, наконец, решается самостоятельно отправиться обратно за необходимой ей вещью. Последовательно преодолевая дорожные испытания, Варя возвращается в корпус, где прошла её лагерная смена, и обретает потерю – тот «единственный галстук, который не продаётся и не покупается».
Владислав Петрович Крапивин не идеализировал пионерское движение, однако в свойственной ему манере он пытался подать его с положительной стороны. Там, где смыкались общие ряды, он выделял индивидуальное и превращал его в почти что мистическое (при этом ни на сантиметр не сворачивая с дороги социалистического реализма). В небольшой повести «Валькины друзья и паруса» даже приём в пионеры для её главного героя Вальки Бегунова сродни торжественному ритуалу посвящения: на рассвете, под грохот барабанов, среди тех, кто встречает солнце. Поэтому, когда Вальку Бегунова исключают из пионеров на совете дружины, он чувствует несправедливость этого решения. И вот тогда вручённый командиром отряда барабанщиков галстук перестаёт быть лоскутком материи, а превращается в частичку Вальки. Расстаться с ним – всё равно, что расстаться с душой.
Равенков дёрнул подбородком, указывая на галстук: «Сними».
А на галстуке, на уголке, — маленький огненный прокол. След летучей искры из большого костра. Если снять — значит, надо забыть про этот костёр? И про другие костры, значит, надо забыть?
Валька тихо сказал: «Не сниму».
Он не снимет. Потому что были походы, когда Валька шёл по пояс в сыром папоротнике и стрелка компаса неуверенно рыскала по траве, а надо было искать дорогу и делать вид, что ты не устал. Если отдать галстук, значит, сделать, будто ничего этого не было? И не будет?
«Не отдам», - сказал Валька так отчётливо, что пыльный барабан в углу откликнулся тихим гуденьем.
Равенков протянул руку. Но ещё быстрее метнулась к галстуку Валькина рука и стиснула его в кулаке. У самого узла. Кулак сжался так отчаянно, что казалось, кожа лопнет на костяшках.
Читая эти строчки, даже не верится, что во времена позднего СССР галстук уже многие просто носили в кармане. Впрочем, тогда и от Советского Союза, каким он задумывался изначально, когда и пионерия только зарождалась, уже мало, что оставалось.
Пионерский галстук в XXI веке
Исчезнув из жизни страны, пионерская организация не оставила официальных правопреемников. Поэтому говорить, что последователи пионерского движения являются прямыми наследниками её традиций, вряд ли правомерно. Больше остальных современным пионерам уделяет внимание КПРФ. Именно с её подачи на Красной площади 19 мая продолжается торжественный приём в пионеры. Однако нельзя сказать, что эти обладатели красных галстуков активно участвуют в жизни страны. Если ими и ведётся какая-то общественная работа, то она не на виду. Свои галстуки наподобие пионерских есть и у партии «Единая Россия». Галстук также треугольной формы, но не красный, а в цвет российского флага. Его изредка используют на мероприятиях «Единой России». Подобные галстуки встречаются и у вожатых некоторых детских лагерей.
Из числа региональных организаций известнее всего РДОО «Пионеры Башкортостана», объединившее в своих рядах более 200 000 школьников республики. Самым ярким ежегодным событием движения, пожалуй, является фестиваль «Пионеры третьего тысячелетия», проведению которого оно помогает. Символом «Пионеров Башкортостана» выбрана Золотая Пчёлка, олицетворяющая образец пользы, трудолюбия и высокой самодисциплины. Как и советские пионеры, члены организации носят значок и пионерский галстук (правда, уже не красного цвета).