Портрет – это один из важнейших жанров изобразительного искусства. По нему можно узнать, как выглядели исторические персонажи несколько веков назад. Первые изображения реально существующих людей на Руси называли парсунами – от латинского persona («личность»). Такие портреты начали писать в XVII веке по образцу икон, только вместо святых на них были цари, вельможи или духовные особы. Средневековые художники могли изображать простых или менее значимых людей только в качестве элементов группового портрета, чтобы подчеркнуть ведущую роль главного образа. Кроме того, на парсуне часто размещали текст, обозначая имя, титул и заслуги изображенной особы.
Примером парсуны как одиночного изображения служит портрет государя Алексея Михайловича Тишайшего (1629-1676), выполненного в 1670-1680 гг. Здесь по примеру иконописи имеется надпись «Образ Великого царя и великого князя Алексея Михайловича…». Образцом парсуны в виде группового портрета выступает изображение патриарха Никона с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, созданное в период с 1660 по 1665 гг. Здесь также имеются надписи, поясняющие роли изображенных персонажей.
Парсуна царя Алексея Михайловича XVII века
Парсуна Патриарха Никона с братией, XVII век
Парсуна, в отличие от европейского средневекового портрета, не стремилась детально запечатлеть лицо человека. На парсуне портретируемая особа могла походить на себя довольно условно: главное соблюсти канон изображения. С одного взгляда ясно, чей это портрет: царя, боярина, воеводы или иноземного посла. Для этого на парсуне писались предметы и атрибуты, соответствующие титулу и чину портретируемого. Например, государь изображался со скипетром, боярин – с мечом или шпагой, посол – с верительной грамотой, духовная особа – со святым писанием. Согласно историческим сведениям, парсуны первой половины XVII века рисовали на деревянных досках мастера–живописцы Оружейной палаты Московского кремля. Русские художники-иконописцы второй половины семнадцатого столетия начали писать парсуны масляными красками на холсте.
Парсуны считались атрибутом престижности для знати. Такой портрет изображал важную персону в богатых одеждах, на фоне пышного интерьера или родовых гербов. Русские художники знакомились с работами иностранных мастеров, которые те привозили в Россию, и добавляли «светские» черты портрета к иконописной манере письма. Работа с масляными красками позволяла писать парсуны с натуры, добиваясь портретного сходства. Однако долгое время такие картины содержали элементы «святого письма» - статичные позы, стереотипные образы, канонические фигуры и плоские формы. Нередко вокруг головы персонажа изображали нимб, чтобы подчеркнуть его богобоязненность.
Историки выделяют 2 направления написания русской парсуны: картина темперой на доске с преобладанием иконописных черт, как на портретах Ивана Грозного, царей Федора Ивановича или Алексея Михайловича, и масляная живопись на холсте в европейских традициях – это портреты Григория Годунова, промышленника Никиты Демидова или боярина Ордина-Нащекина. Долгое время у парсун сохранялось сакральное значение: к ним относились с тем же почтением, что и к иконам. На парсунах царей фигуры часто изображали на особом золотом фоне, а лица выписывали в манере ликов святых. Поэтому люди, ни разу не видевшие живого государя, воспринимали его портретный образ как икону.
Ближний боярин, воевода Афанасий Ордин-Нащокин, XVII век
Царский стольник Григорий Годунов, парсуна 1680-х годов
Воевода Иван Власов, 1695 г.
В средние века многие верили в существование неразрывной связи человека с его портретным изображением. Так, плохие, неудавшиеся портреты вообще не допускались, чтобы потом не пришлось их уничтожать. Известны случаи, когда при невозможности доставить на суд ответчика, перед судьями ставили его портрет. Парсуна знатной персоны играла роль дорогого подарка, прежде всего для иностранных послов, верных бояр, ближайших родственников или отличившихся воевод. Известно, что в 1677 г. царь Федор Алексеевич (1661-1682) подарил датскому послу парсуну Ивана Грозного, которая до сих пор хранится в музее Копенгагена. После смерти вельможи его парсуна использовалась как деталь церковного надгробия. Примером мемориального портрета смешанной техники выступает посмертное изображение царя Федора Алексеевича. Оно выполнено на доске, но масляной краской, лицо написано объемным, а фигура – плоской. На изображении имеются четыре многословные надписи.
Женская парсуна XVII века в России была редкостью. Такие портреты изображали исключительно персон царской семьи: невест, жен, дочерей или сестер. Нередко женщинам на парсунах добавляли значимости, рисуя несуществующие у них регалии. Например, сестра Петра I, царевна Софья Алексеевна изображена на парсуне в царском облачении, со скипетром и державой в руках, хотя никогда не была императрицей.
Парсуна царевны Софьи Алексеевны, 1680-е гг.
Парсуна царевны Софьи в горностаевой мантии
Деятели церкви на всех парсунах изображались с посохом, который указывал на ведущую, пастырскую роль священнослужителя. На портретах церковных иерархов часто изображалась перспектива с отдаленными деталями: полями, храмами, стадами. Аллегория духовного и физического мира достигалась светотенью. Известны парсуны с изображением всадников, самыми первыми из которых были портреты царя Алексея Михайловича и его сына Михаила на конях. Эти парсуны размером 43×32 см выполнены в традиционной технике второй половины XVII века: маслом на холсте с добавлением листового золота, то есть в стиле икон того времени.
Определение, что такое парсуна, формулируется следующим образом:
- это изображение исторической особы знатного происхождения, выполненное с приблизительным портретным сходством;
- портрет сделан в смешанной технике иконописи и художественной живописи;
- на парсуне обычно присутствует имя и титул портретируемого;
- в отличие от иконы, парсуна представляет собой светский портрет;
- парсуны бывают поясные и с изображением фигуры в полный рост;
- изображение характеризуется простотой композиции, стереотипным положением фигур, парадной одеждой и пышным фоном;
- лицам на парсуне придается объем, а тело или фигура написаны плоско.
Парсуна царя Федора Алексеевича, 1686 г.
Парсуны Алексея Михайловича и его сына Михаила Алексеевича, 1670-е гг.
Промышленник Никита Демидов, начало XVIII века
В истории используется такая классификация парсун:
- по технике исполнения: темпера на деревянной доске или масляные краски на холсте;
- по типу персонажа: цари, князья, церковные иерархи, бояре, дворяне, военачальники, важные иноземцы;
- по времени написания: прижизненные или поминальные (надгробные).
Проблема тиражирования портрета приводила к тому, что парсуны несколько раз переписывались. Каждый художник добавлял что-то от себя, иногда так, что от сходства с оригиналом ничего не оставалось. Царские покои и дома дворян было принято украшать галереями предков, и в этих случаях живописцы писали парсуны давно усопших людей, придавая им воображаемые черты. Нередко мастерам поступал заказ нарисовать царскую персону по устным сведениям, и в этих случаях на парсунах часто появлялись элементы, не соответствующие эпохе. Например, на парсуне царевны Софьи она изображена в горностаевой мантии, которые в то время еще не носили.
В эпоху правления Петра I (1672-1725) начался переход от традиционной парсуны к европейскому портрету. Этот жанр занял лидирующее положение в работах русских живописцев. Манера парсуны сохранялась до конца XVII века в основном в работах крепостных и провинциальных мастеров живописи и характеризовалась некой примитивностью, наивностью и условностью изображения. После 1700 года парсуна постепенно теряет привлекательность в глазах заказчиков, уже знакомых с портретами европейской школы живописи, в первую очередь из Франции. Однако чем дальше от Петербурга, тем дольше в манере написания портрета сохранялись черты парсуны.